Консультационный центр, созданный на базе нашего учреждения – МБДОУ «Детский сад №10 города Красноармейска Саратовской области», функционирует с 2017 года. За помощью к нам обращаются родители дошкольников, не посещающих детский сад в силу различных причин. Мы оказываем консультативную помощь в развитии и воспитании детей раннего возраста, а также родителям детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей со статусом ОВЗ).
Обеспокоенные родители приходят со своими вопросами и проблемами, и мы рады им помочь, поддержать, направить. Доверительные беседы, разговоры по душам - это одно из направлений нашей работы.
Ниже представлены материалы – некоторые обращения родителей по актуальным вопросам и ответы специалиста консультационного центра.
МБДОУ «Детский сад №10
города Красноармейска Саратовской области»
Важное в развитии и воспитании дошкольников (консультирование родителей)
из опыта работы
заместителя заведующего
по воспитательной и методической
работе Боровой Натальи Петровны
2022г.
Введение
Консультационный центр, созданный на базе нашего учреждения – МБДОУ «Детский сад №10 города Красноармейска Саратовской области», функционирует с 2017 года. За помощью к нам обращаются родители дошкольников, не посещающих детский сад в силу различных причин. Мы оказываем консультативную помощь в развитии и воспитании детей раннего возраста, а также родителям детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей со статусом ОВЗ).
Обеспокоенные родители приходят со своими вопросами и проблемами, и мы рады им помочь, поддержать, направить. Доверительные беседы, разговоры по душам - это одно из направлений нашей работы.
Ниже представлены материалы – некоторые обращения родителей по актуальным вопросам и ответы специалиста консультационного центра.
ВОПРОС: Нужно ли специально учить ребёнка 3 лет трудиться?
ОТВЕТ: Однозначно: ДА! Именно в этом возрасте можно и нужно привить ребёнку трудолюбие. Малыш должен чувствовать себя полноправным членом семьи, у которого есть «важные» дела. Он может убирать игрушки в шкафчик, раскладывать ложки к обеду, поливать домашние растения, выполнять простые трудовые поручение. Похвала и одобрение взрослых играют здесь немаловажную роль.
Приучать детей к труду силой – это плохой путь. Гораздо эффективнее положительные эмоции, игровая форма, соревновательный элемент и заинтересованность. Не выполняйте за ребёнка то, что ему посильно. Пусть медленно, но самостоятельно он будет надевать штаны, носки, шапку, собираясь на прогулку, сам чистить зубы, умываться и вытираться полотенцем, пользоваться горшком и прочее. Будьте терпеливы и спокойны.
Периодически поручайте дошкольнику новые дела, поддерживайте и хвалите не только лично, но и другим членам семьи: папе, старшим детям, подчёркивайте важность выполненного поручения. Не отказывайтесь от помощи малыша, если он проявляет инициативу: хочет вытирать пыль, мыть посуду и прочее.
Показывайте детям собственный пример трудолюбия, вовлекайте их в совместные дела, особенно новые. Известная поговорка гласит: «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
ВОПРОС: Чем занять ребёнка, когда я (мама) занимаюсь домашними делами?
ОТВЕТ: Предложите малышу игры на закрепление различных речевых навыков.
«Помощник». Большую часть времени мама проводит на кухне. Ребёнок тоже присутствует рядом. Предложите ему помочь Вам, например, перебрать крупу (гречку) или горох, насыпьте в одну миску немного фасоли и риса, пусть малыш разберёт их в две ёмкости и потренирует свою мелкую моторику.
«Интересные палочки». Из счётных палочек или обезглавленных спичек можно выкладывать предметы, фигуры и узоры.
«Найдём слова». Какие предметы (слова) можно вынуть из холодильника? Супа? Салата? Плиты?
«Угощенье». Вспоминаем названия съедобных слов, приятных на вкус. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «невкусные», «соленые», «горькие» слова.
«Из чего наш вкусный сок?». Вишнёвый сок из вишни, из томатов сок... (томатный), из моркови …? Из апельсинов? Из яблок?
«Мамина шкатулка». У мамы-рукодельницы обязательно есть шкатулка с пуговицами, бусинами, ленточками. Можно вместе с ребёнком сделать поделку. Мелкие и плоские пуговицы крепят на клей или тонкий слой пластилина.
«На прогулке». Когда идёте вдвоём по улице, можно развивать внимание, называя предметы, попадающие в Ваше поле зрения. Кроме того, можно называть признаки этих предметов (какие они?). Вот трава, она зелёная. Вот кошка, она пушистая.
ВОПРОС: Мама 6-летнего Елисея: Мой сын не слушается меня. Мне очень неприятно и обидно. Как поступать?
ОТВЕТ: Вспомните конкретную ситуацию, когда ребёнок Вас не слушался. Опишите свои ощущения и реакцию. Попробуйте определить словами чувство, овладевшее Вами тогда: отчаяние, гнев, раздражение.
Считается, что причина непослушания дошкольника объясняется чувством, которое испытал родитель.
ОБИДА. Причина непослушания – желание отомстить. Дети обижаются на родителей, которые уделяют большее внимание младшим детям или ревнуют маму к отцу/отчиму. Возможно, родители выясняют отношения в присутствии ребёнка, делают несправедливые замечания ребёнку, наказывают «под горячую руку». Протест и непослушание ребёнка – это его ответная реакция.
ГНЕВ. Упрямство ребёнка и его действия наперекор родителям - это своего рода самоутверждения, восстание против родительской опеки, отстаивание собственных прав.
РАЗДРАЖЕНИЕ. Возможно, Вашему ребёнку не хватает внимания. Непослушанием он отвлекает Вас от своих дел и получает хоть такое внимание.
Как помочь себе и своему ребёнку? Попробовать реагировать иначе, чем обычно, так как чем больше Вы проявляете отрицательные эмоции, тем энергичнее ребёнок стремится провоцировать Вас. Постарайтесь сменить свой гнев, отчаяние, раздражение, обиду на конструктивное поведение. Придумайте совместные занятия, игры, развлечения, чтобы было интересно и полезно и ребёнку, и Вам. Если, напротив, ребёнок самоутверждается, и ему мешает Ваша гиперопека, постарайтесь меньше его опекать. Для него важно получить опыт собственных дел, даже неудач и огорчений, зато «сам!».
Постарайтесь внушить ребёнку веру в его силы, хвалите за успешные поручения, даже самые маленькие дела. Помните, что ему важна Ваша любовь, поддержка и внимание.
Не стоит ждать быстрых результатов. Воспитывайте ребёнка с любовью, без истерик и ругани или рукоприкладства. С папой придерживайтесь общей линии. Будьте примером своему ребёнку в речи, поведении демонстрируйте положительное отношение к окружающему миру, объясняйте ему в доступной форме, почему так, а не иначе. Давайте возможность ребёнку высказаться, обсуждайте и разъясняйте ситуации. Окружите малыша теплотой и вниманием.
ВОПРОС: Как приучить ребёнка пользоваться горшком?
ОТВЕТ: Сначала надо понять, готов ли к этому малыш. Определённые зоны мозга отвечают за мочеиспускание и дефекацию. Понять эту готовность Вам поможет анализ следующих умений ребёнка:
- малыш понимает назначение горшка, знает, что пред посадкой на горшок снимают штаны (шорты);
-ребёнок самостоятельно уверенно сидит и ходит, т.е. физически развит для того, чтобы без помощи взрослых мог сесть на горшок и встать с него;
- малыш не боится горшка, не плачет от его вида.
Объясняйте ребёнку, для чего нужен горшок. Высаживайте на горшок игрушки. Читайте книжки на эту тему (например Салли Ллойд-Джонс «Скорее на горшок, дружок!»), смотрите мультфильмы (например: «Синий трактор.Горшок») и видеоролики (например, песня Кукутиков «Горшок»).
Если малыш протестует против горшка, не настаивайте и не заставляйте силой садиться на него. Просто отложите процесс высаживания на горшок на одну-две недели, после чего снова предложите поупражняться с горшком.
Хвалите малыша за маленькие и большие победы сгоршком. Делайте это эмоционально, громко, радостно. За промахи и мокрые штанишки не ругайте, просто молча переоденьте его в сухие. Приучение ребёнка к горшку – процесс времени.
ВОПРОС: Как подготовить ребёнка к детскому саду?
ОТВЕТ: Родители, прежде всего, должны чётко осознать, что ребёнок вступает в новый жизненный этап – поступает в детский сад. Моральная готовность родителей к тому, что ребёнок отрывается от постоянного контроля мамы и близких очень важна.
В детском саду малыш станет частью детского коллектива, научится жить по общим правилам, станет более самостоятельным, приобретёт товарищей, научится общаться и отвечать за свои поступки.
До поступления в детский сад нужно сравнить режим дня дома и в учреждении: ранний подъём, дневной сон в определённое время, укладывание на ночь не позднее 21 часа. После пробуждения высаживайте малыша на горшок, приём пищи проводите по часам. Так его система пищеварения подстроится под определённый график.
Позвольте малышу проявлять самостоятельность. Не делайте за него того, что он сам умеет или может. Пусть он сам надевает колготки, кофту, штаны, позвольте ему делать выбор, какую одежду надеть сегодня. Пусть сам ест ложкой и вилкой, использует салфетку, мыло, носовой платок.
Познакомьтесь заранее с воспитателем группы, расскажите ему об особенностях Вашего малыша, что он любит, что ему категорически нельзя, как Вы его ласково называете. В первое время Вы будете приводить ребёнка на несколько часов. Расставаться надо быстро и без страха за ребёнка, поскольку он всё чувствует. Помогите пройти ребёнку период адаптации безболезненно.
ВОПРОС: Зачем ребёнку играть в сюжетно-ролевые игры?
ОТВЕТ: В игре дошкольники осваивают определённый социальный опыт, приобретённые первоначальные понятия об окружающем мире переносят в игры. В этот период формируется отношение к социуму, к людям, труду, а также поведенческие привычки и характер.
В играх развиваются все стороны личности ребёнка. В дошкольный период очень важно дать детям возможность наиграться. Сюжетно-ролевые (или творческие) игры позволяют перенести в игровые ситуации деятельность взрослых из окружения детей. Именно в игре ребёнок имеет возможность общаться со сверстниками, оценивать их поступки, чувствовать себя частью коллектива.
Примеры сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Больница», «Магазин», «Путешествие», «В зоопарке», «Ателье», «Банк», «Стройка», «Гараж. Водители», «Пираты», «Театр».
В сюжетно–ролевой игре дети соблюдают определённые правила, на их основе осваиваются моральные нормы, заключённые в роли. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Сюжетно–ролевые игры сопровождаются эмоциональным развитием. Игры порой рождают эмоции, которые в жизни ему ещё недоступны. В целом развивается интеллект дошкольника. Появляется интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; любимые герои книг, которым дети стремятся подражать. Замыслы игр становятся более устойчивыми, порой длительно захватывая их воображение. Замечательно, если задуманный сюжет будет развиваться, пополняться, обогащаться. Благодаря этому развиваются мышление, воображение, речь детей.
Таким образом, значение сюжетно–ролевых игр в дошкольном возрасте переоценить невозможно, так как в дальнейшем наступит новый этап развития ребёнка.
ВОПРОС: Как лечить ЗПР? Возможно ли это?
ОТВЕТ: Чаще всего дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в помощи специалистов. Рекомендую сначала обратиться к врачам, чтобы выяснить наличие или отсутствие заболеваний, затрудняющих личностное, психическое, физическое развитие дошкольника. Невролог, психиатр, эндокринолог при необходимости помогут скорректировать нервно-психическое состояние или заболевание. Врач лечит не ЗПР, а причины, которые вызвали эту задержку или осложняют её проявления.
В то же время специальные занятия с дефектологом (логопедом, психологом) после диагностирования ребёнка помогут развитию ребёнка. Педагоги специально обучены работе с такими детьми. Родителям важно прислушиваться к их советам, выполнять рекомендации. Специалисты применяют индивидуальный подход к каждому ребёнку и выстраивают определённую систему занятий, направленную на общее развитие ребёнка в целом, делая акцент на речевом развитии, познавательном развитии (формировании элементарных математических представлений, понятий об окружающем мире), включая физическое развитие, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. На занятиях и в повседневных делах важно развивать у детей внимание, память, мышление, речь, воображение, ориентировку в пространстве.
Занятия должны быть регулярными, непродолжительными по времени, чтобы не вызвать переутомления. Педагоги владеют приёмами и методами и дадут конкретные советы, подскажут, как играть с ребёнком дома, на прогулках, на что обращать внимание.
Задержка психического развития не является умственной отсталостью. При правильном подходе со временем интеллектуальное развитие может приблизиться к нормативному. Однако, обратный процесс тоже возможен, когда отсутствует медикаментозная и педагогическая помощь и коррекция, задержка в развитии прогрессирует.
ВОПРОС: Как себя вести, если ребёнок лжёт?
ОТВЕТ: Какова Ваша реакция на явный обман? Вы либо хотите наказать своё чадо, либо пытаетесь разобраться, почему ребёнок солгал.
Сначала определитесь: ложь это или фантазия? В придуманном фантазийном мире работает воображение. Это хорошо.
Ложь - это, когда ребёнок осознаёт реальность и обманывает намеренно.
Обычно, таким образом, дети хотят привлечь внимание сверстников, вырасти в их глазах. Иногда обман является нормой в семье, когда родители просят сказать неправду другому члену семьи. А если семья многочисленная, то дети привыкают говорить неправду, когда вынуждены постоянно соглашаться с взрослыми. Возможно, дошкольник боится понести наказание авторитарного папы (или мамы), поэтому выдумывает оправдания.
Бывает паталогическая ложь, когда ребёнок обманывает по любому поводу и не признаётся в этом. Скорее всего - это признак психического нарушения, его преодолеть помогут занятия с психологом.
Постарайтесь не выплёскивать негативные эмоции в ответ на обман. Постарайтесь оценить ситуацию: что вынудило ребёнка солгать? Почему он не сказал правду?
Возможно, ему не достаточно ласки и тепла, доверительных объятий и разговоров?
Не обвиняйте ребёнка. Реагируйте на ложь констатированием факта, спокойно опишите свои чувства.
Начните менять себя и помните, что близкие родственники – образец для подражания и пример для детей.
ВОПРОС: Как преодолеть кризис 3 лет, капризы и истерики сына?
ОТВЕТ: Действительно, кризис с проявлениями агрессивного поведения и истерики – явление неприятное, но преодолимое. К счастью, временное, впоследствии приводящее к формированию новых качеств малыша.
В качестве полезных советов большинство специалистов считают поддержание нормального функционирования всего организма ребёнка: соблюдение режимных моментов, предотвращение усталости, чтобы нервная система не истощалась.
Чаще всего на агрессию ребёнка родители начинают бурно эмоционально реагировать, что только усугубляет ситуацию. В общественных местах в присутствии «зрителей» истерики становятся более продолжительными. Игнорировать подобные приступы и увести ребёнка домой – наилучший выход в данной ситуации.
Другой вариант – переключить внимание недовольного малыша на новый объект, предмет или занятие (поиграть в любимую игрушку, включить мультфильм, погулять).
Кризис 3 лет – это желание малыша стать самостоятельным, которое сталкивается с проблемой неумения. Ребёнок хочет делать сам, но помощь взрослого (ненавязчивая, незаметная) ему нужна. Уважайте самостоятельность ребёнка и демонстрируйте это ему. Пусть он выполняет определённые дела: раскладывает приборы на стол к обеду (ужину), убирает игрушки, вытирает пыль, подметает. Малышу важно чувствовать себя независимым. При этом неукоснительно выполняет ряд запретов: нельзя включать утюг, кусаться, открывать чужую (даже мамину) сумку.
Ругать и наказывать ребёнка нужно за конкретное действие сразу после его совершения. Чётко и конкретно объясняйте, что он сделал плохо. Проводите с ребёнком больше времени в совместных занятиях, подавайте пример образцового поведения. Будьте единодушны в требованиях с другими членами семьи. Не наказывайте физически. Хотя прикрикнуть, повысить голос иногда необходимо. Не требуйте беспрекословного повиновения, пусть малыш остынет, потом повторите свою просьбу. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, не называйте словами типа «жадина» и «вредина».
Более подробно о кризисе 3 лет можно почитать в специальной литературе по психологии: Л.С.Выготский «Кризис 3 лет», Филичева Т.Б. «Малышу 3 года», Ю.А.Василькина «Что делать, если у ребёнка кризис 3 лет?».
ВОПРОС: Что такое сенсорное воспитание?
ОТВЕТ: Сенсорное воспитание связано с чувственным познанием мира. От природы люди наделены слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием, которые важно развивать в дошкольном детстве, помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.
Объём и полнота сведений дошкольника об окружающем мире напрямую зависит от полноты восприятия и ощущения. Уровень сенсорного развития ребёнка, т.е. степень его восприятия окружающего мира, определяет успешность гармоничного развития личности в целом, умственное, физическое и эстетическое воспитание в частности.
Именно в раннем дошкольном детстве представляется важным развивать это чувственное познание внешнего мира – важный элемент в системе познания.
Давайте детям возможность обследовать разнообразные предметы, обсуждайте с ними качества, свойства, отношения предметов и материалов.
Если говорить о сенсорном развитии 4-летнего ребёнка, то предлагайте ему игры и занятия в повседневной жизни на развитие чувственного опыта: знакомьте с различными цветами, величинами, формами, свойствами предметов, которые можно определить на ощупь (холодный, тёплый, гладкий, шершавый, твёрдый, мягкий и т.п.). Используйте различные детские музыкальные инструменты. Совместно группируйте предметы по цвету, форме, размеру, находите сходства и различия. Знакомьте с геометрическими фигурами, учите называть формы (квадратная, круглая, прямоугольная, овальная, треугольная).
Сенсорные бассейны
Один из доступных и простых способов развивать восприятие ребенка — это использование специальных коробочек. Для этого берут пластиковый контейнер не меньше 15 литров или пластмассовый салатник. Емкость заполняют крупой, песком, мелкими камушками, желе, жидкой кашей.
Материал можно окрашивать, сочетать его стоит аккуратно. Наполнение бассейна может быть тематическим. Например, осеннюю коробочку можно посвятить лесу. Для этого берут мелкую кокосовую стружку и наполняют ей емкость. В нее зарывают шишки, желуди, маленькие игрушечки — белок, медведей, зайцев, кротов и других. В качестве растений садят пластмассовые деревья и кусты. Задача ребенка найти животных, после чего ему предлагают порассуждать, кто и что ест. Иногда для борьбы со страхами делают жуткую коробочку — ее наполняют жуками, пауками, червяками и прочими страшными созданиями.
Преимуществом сенсорного бассейна — это возможность работать с разным материалом. Ребенок может копаться в нем, перебирать его, пересыпать и перетирать в ладошках. Малышам обычно нравится этим заниматься.
В качестве усложнения предлагают не просто достать игрушку, а сделать это ложкой или пинцетом. Подобные манипуляции могут быть трудными, но постепенно ребенок освоится.
При желании можно сочетать разные наполнители. Например, сухая крашеная манка станет песочным берегом, а голубое желе рекой. После чего малышу предлагают посмотреть, как река начнет расширяться и захватывать сушу — для этого достаточно прижать ее ладошкой.
Занимайтесь сенсорным развитием, детям очень нравятся подобные игры, в дальнейшем ребёнок легко овладеет любой практической деятельностью!
ВОПРОС: Что такое мелкая моторика и как её развивать у ребёнка?
ОТВЕТ: У всех здоровых людей существуют две моторики - мелкая и крупная. Крупная отвечает за движения головы, корпуса, рук и ног. А мелкая - за скоординированные движения пальцев. Очень важно развивать в маленьком ребенке обе эти моторики. Мелкая моторика хорошо влияет на развитие центра головного мозга, который отвечает за речь. Недаром говорится, что «речь ребёнка находится на кончиках пальцев». В магазинах можно приобрести игрушки для развития мелкой моторики рук: мозаику, шнуровку, различные конструкторы. В доме можно найти много увлекательных дел, которые будут развивать мелкую моторику.
На кухне можно помогать маме или бабушке чистить яйца или шкурку с варёных овощей (картофеля, моркови, свёклы), отделять ядра от скорлупы расколотых грецких орехов, чистить фисташки, мандарины, перебирать крупу, лепить из теста вареники, манты, пельмени, перебирать ягоды, отрывать хвостики от клубники, собирать крошки, вытирать со стола.
На огороде можно собирать ягоды, полоть грядки, собирать веточки.
Мелкую моторику тренируют работа с пуговицами, замками, липучками и шнурками на одежде и обуви. Поучите ребёнка открывать входную дверь ключом, делать причёски куклам и маме (старшей сестре), прикреплять бельё прищепками.
В ванной пусть самостоятельно учится открывать и закрывать бутылочки с моющими средствами и зубной пастой. Попросите своего помощника найти край скотча, смотать пряжу в клубок, достать мелкие игрушки из-под дивана.
Девочки – мамины помощницы, могут нанизывать бусины, сортировать пуговицы по маленьким коробочкам. Мальчики охотно помогают папам в мужских делах: крутят отвёрткой, подают инструменты.
Пусть у них не всё сразу получается, но «терпенье и труд всё перетрут». Предоставляйте детям возможность научится.
ВОПРОС: Ребёнок 5 лет занимается с логопедом. Как помочь ему исправить недоразвитие речи?
ОТВЕТ: Очень хорошо, кто Вы обратились за помощью к логопеду, который даст Вам конкретные советы, рекомендации, домашние задания в индивидуальном плане.
Из общих рекомендаций могу дать следующие: поддержите ребёнка, внушайте ему уверенность, что его усилия принесут положительный результат, если он будет старательно заниматься с логопедом, дома с Вами. Общайтесь с ребёнком в комфортных условиях, говорите неторопливо, чётко и ясно. Спокойно и доброжелательно поправляйте его речевые ошибки.
Для занятий дома отведите специальное место и время, не пропускайте занятия и подготовку к ним.
Ко времени поступления в первый класс важно устранить неверное произношение звуков, чтобы в дальнейшем не было ошибок при чтении и письме.
ВОПРОС: Как подготовить ребёнка к школе в плане речевого развития? На что стоит обратить особое внимание?
ОТВЕТ: Речевое развитие старшего дошкольника – это целый комплекс, который включает умение слышать последовательность звуков в словах, понимать значение слов, чем шире словарный запас ребёнка, тем лучше, умение строить собственные развёрнутые высказывания и отвечать на вопросы.
Научите ребёнка определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце), вспоминать слова на заданный звук, выделять гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, сравнивать слова, похожие по звучанию или отличающиеся друг от друга одним звуком.
Важна чёткая артикуляция звуков – правильное произношение. Учите с ребёнком чистоговорки и скороговорки.
Развивайте мелкую моторику и графические навыки, они тесно взаимосвязаны с развитием речи. Рисуйте, штрихуйте, обводите по контуру. Играйте в пальчиковые игры. Тренируйте пространственное представление: слева, справа, внизу, вверху.
Ребенка надо научить: устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; понимать смыслоразличительную роль буквы.
Читайте дошкольнику книги, рассматривайте иллюстрации и обсуждайте их, Формируйте умение определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам; пересказать текст; рассказать сказку.
Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
ВОПРОС: Как играть со слабовидящим младенцем?
ОТВЕТ: Игры необходимы Вашему малышу, с их помощью он будет узнавать окружающий мир, проявлять активность.
Играйте с погремушками, пищалками, другими игрушками, издающими звук. Вместе с малышом извлекайте звук. Называйте игрушку, дайте в руки малышу. Учите малыша реагировать за направлением звука, звоните в колокольчик (или погремушку) перед ребёнком, потом двигайте им в сторону. Спросите его: «Где звенит?» (результат будет небыстрым). Можно издавать звук, хлопая в ладоши, добиваться поворота головы младенца на звук.
Музыкальные игрушки и весёлая музыка создают хороший эмоциональный настрой, танцуйте и веселитесь с малышом на руках.
Предлагайте на ощупь ребёнку разные материалы для исследования их руками: различные виды ткани, бумаги, предметы. Комментируйте словами их свойства: «мягкая, пушистая, твёрдая, гладкая».
Помогайте малышу познавать мир запахов. В саду вдыхайте аромат цветов, в лесу сосновых иголок, мокрой травы, на кухне нюхайте ванилин, лимон и другие фрукты, укроп, чеснок, кофе. Запахи предлагайте по одному, комментируйте ощущения, поясняйте словами в доступной форме.
Малыши любят потешки и песенки с движениями. Вот примеры:
1. Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Во время произнесения потешки вы подкидываете ребенка на коленях.
Скачет пони,
Скачет пони,
Скачет вниз с горы,
Будь внимательнее, пони,
И не упади (подкинуть сильнее)
.2. Во время произнесения следующей потешки дотрагивайтесь до тех частей лица, которые вы называете:
«Головушка кивает, глазки моргают, носик нюхает, ротик кушает, подбородок прыг-прыг-прыг. Мышка в норку шмыг-шмыг-шмыг» (пощекотать под подбородком).
3. Произнося следующую потешку, легко прикасайтесь к ребенку пальцем на короткое время, чтобы он почувствовал разницу наличия и отсутствия прикосновения.
«Вот улей, вот пчела (прикоснуться пальцем). Улетела на поля (убрать палец). Скоро прилетит опять, ляжет в улей отдыхать» (прикоснуться снова).
ВОПРОС: Как обучать дошкольника правилам дорожного движения?
ОТВЕТ: При любой возможности на улице, в транспорте ненавязчиво обсуждайте эту тему с ребёнком.
Выходя их дома на улицу, учите ребёнка не спешить и смотреть по сторонам: нет ли поблизости движущегося автотранспорта или велосипедиста.
Сами соблюдайте правила дорожного движения и акцентируйте внимание ребёнка для выработки привычки двигаться по тротуару по правой стороне, за руку со взрослым. При переходе через проезжую часть обязательно останавливайтесь и следите за ситуацией на дороге: движется ли транспорт, при наличии светофора учите действовать по его сигналам.
Наблюдайте с дошкольником за движущимся транспортом: как быстро едет машина, как тормозит, как поворачивает, предварительно включив поворотник.
Переходите через дорогу без суеты, но спокойно, шагом. Не разговаривайте при этом, чтобы не отвлекаться. Идите строго поперёк улицы (не наискосок, где расстояние больше).
В автомобиле обязательно пристёгивайте сами ремни безопасности, предварительно пристегнув ребёнка в автокресле. Приучайте выходить из автомобиля, осмотрев улицу. Внушите ребёнку, что дорога опасна, на ней нельзя играть, бегать, торопиться навстречу знакомым.