Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Валеологический аспект в работе классного руководителя . Работа №292370

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья "Валеологический аспект работы классного руководителя" поможет в работе по ЗОЖ. Валеология – наука о здоровье. Она помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам здорового образа жизни, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Ведь здоровье – это, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние полного отсутствия болезней или физических дефектов. Именно поэтому в системе работы классного руководителя так важен валеологический аспект.     

Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания.

Проблемы для обсуждения, которые выделяет классный руководитель для работы с детьми по данному направлению. Примерная годовая циклограмма валеологической работы классного руководителя. Схемы проведения практикумов. Великие люди о здоровье и здоровом образе жизни. Тест "Ваше здоровье"

Работа:
Статья Валеологический аспект работы классного руководителя
Автор: Шумская И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6 г. Саяногорск РХ
Валеология – наука о здоровье. Она помогает понять необходимость быть здоровым, учит правилам здорового образа жизни, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Ведь здоровье – это, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние полного отсутствия болезней или физических дефектов. Именно поэтому в системе работы классного руководителя так важен валеологический аспект.
Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания роли учителя и классного руководителя в валеологическом воспитании вспомним легенду.
У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.
Итак, одна из задач классного руководителя – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Очень важно, чтобы в процессе работы с детьми классный руководитель обсуждал следующие проблемы:
показатели здоровья;
продолжительность жизни;
адаптация и дезадаптация;
факторы риска для здоровья;
самодиагностика здоровья;
стресс и его последствия;
наследственные болезни и наследственная предрасположенность, их предупреждение;
биологические ритмы и здоровье;
природно-очаговые болезни;
городское поселение как среда жизни;
требования к жилым и рабочим помещениям;
здоровый образ жизни;
болезни цивилизации: гипоксия, утомление, гиподинамия, переедание, болезни химической зависимости.
Примерная годовая циклограмма валеологической работы классного руководителя
Направления работы
Формы работы с учащимися
Формы работы с родителями
Диагностика
Занятия: способы самодиагностики, влияющие на здоровье, здоровый образ жизни; система оздоровления. Игры, решение ситуативных задач
Родительское собрание Состояние здоровья учащихся по результатам диагностики
Анализ данных о состоянии здоровья
Информирование о результатах медосмотра. Составление индивидуальной программы оздоровления
Родительское собраниеПринципы формирования здоровья. Знакомство с результатами медосмотра
Оздоровление и формирование полезных привычек
Встречи со спортсменами, медработниками и т. д. Вовлечение в спортивные секции, активный отдых. Исследование природного окружения, жилища, школы. Практикумы. Валеопаузы
Совместные праздники, походы
Особое место в работе классного руководителя занимают валеопаузы. Это короткие эвристические беседы, направленные на формирование полезных здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих привычек. Продолжительность беседы 5-10 минут. Например, во время эпидемии гриппа проводятся беседы: Витаминная азбука, Правила сохранения тепла. В конфликтных ситуациях: Терпение и терпимость, Как жить, чтобы окружающим было хорошо с тобой, Здоровые потребности и потребность в здоровье, Здоровье как мудрость и мера жизни, Исцеляющая радость душевной красоты.
Наиболее результативной формой работы считаются практикумы, которые проводятся с учащимися и их родителями. Во время их проведения происходит подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы. Для обсуждения выбираются вопросы, наиболее острые, личностно и социально значимые. Практикумы побуждают к практическим действиям, способствуют групповой и индивидуальной самооценке. Они решают задачи развития личности учащихся, а для учителя дают хороший аналитический материал для определения уровня нравственного развития детей.
Схемы проведения некоторых практикумов.
Кто я? Кто ты?
Для обдумывания и последующего обсуждения предлагаются два задания.
Расставьте в порядке убывания значимости для вас следующие понятия:
здоровье;
мой родной город;
родители;
дикая природа;
я сам;
мир
Запишите ответы на вопросы:
А) Какие поступки вы запомнили с детства?
Б) Что вы хотели бы изменить в окружающем вас мире?
В) Что обратило ваше внимание на проблемы окружающего мира (человек, телевидение, книга, статья и т. п.)?
Г) Ваше любимое времяпрепровождение.
Д) Назовите поступки, которыми вы можете гордиться.
После обдумывания этих вопросов проводится обсуждение ценностных установок школьников, их потребностей и факторов определяющих эти потребности.
Хочешь быть здоровым – будь им
Предлагается перечень возможных ситуаций. Каждый из участников самостоятельно объясняет возможные мотивы поступков.
Человек не делает зарядку по утрам.
Человек не занимается в спортивной секции.
Человек любит ужинать после 19 часов.
Попросите участников озвучить ответы, сгруппируйте их по смыслу.
Людей, ведущих нездоровый образ жизни, можно разделить на несколько групп:
А) Непросвещённые - у таких людей отсутствуют знания.
Б) Парадоксальные - они знают, что поступают неправильно, но считают, что обстоятельства не позволяют им изменить образ жизни.
В) Рабы обыденного сознания - считают, что это может повредить кому-то, но не им.
Г) Упрямцы - сознательно не желают следовать правилам.
Каждый из участников определяет свою принадлежность к какой-либо группе. Учитель старается сформировать новые взгляды.
Учитесь властвовать собой
Сегодня мы обсудим состояние психического благополучия.
Сфера психического затрагивает эмоции, чувства, мышление. Наши эмоции – побудители цели, удовлетворённых и неудовлетворённых потребностей. Мы поговорим о роли эмоций в жизни.
Вспомните ситуации, когда вы испытывали отрицательные эмоции (какие).
Например:
ситуации – угроза, клевета, оскорбления;
эмоции – обида, тревога, страх.
Как эти ситуации повлияли на состояние вашего здоровья?
Точно так же вспомните ситуации, когда вы испытывали положительные эмоции. Как в этих ситуациях вы себя чувствовали?
После обсуждения сделайте вывод: необходимо сохранять эмоциональное равновесие в различных жизненных ситуациях, надо стараться быть источником положительных эмоций для людей, которые вас окружают.
Для формирования у старшеклассников сберегающего отношения к здоровью и знаний о здоровом образе жизни можно использовать следующую тематику классных часов:
Раздел I. Что такое здоровье и здоровый образ жизни?
Разве мы не знали всё это раньше?
Как измерить и изучить здоровье?
Влияние эмоционального состояния на удовлетворённость жизнью.
Раздел II. Основы психогигиены старшеклассника
Личная психогигиена старшеклассника
Психогигиена учёбы
Психогигиена отдыха
Раздел III. Что такое счастье?
Акселерация
Дружба, любовь и семья
Психология счастья
Раздел IV. Юмор и смех в нашей жизни
Легенды и мифы о здоровье
Сатира, юмор и здоровье
Раздел V. Что такое досуг и насколько он нам доступен?
Досуг и счастье
Раздел VI. Экономика и здоровье
Деньги, социальный статус и образование
Нужно ли экономить на здоровье?
Великие о здоровье и здоровом образе жизни
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Г.Гейне
Если человек беспорядочен в своём отдыхе, нерегулярен в приёме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его.
Конфуций
Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь.
Гораций
Пусть будут врачами твоими трое: весёлый характер, покой и уверенность в жизни.
Древняя мудрость
Счастье – как здоровье: когда его не замечают, значит, оно есть.
И.С.Тургенев
Тест Ваше здоровье
Инструкция. Прочитайте внимательно выражение, затем выберите тот вариант ответа, который подходит вам.
Как известно, нормальный режим питания – это плотный завтрак, обед из трёх блюд и скромный ужин. А какой режим питания у вас?
А) именно такой, к тому же ещё вы едите много овощей и фруктов;
Б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака и обеда;
В) вы вообще не придерживаетесь никакого режима.
2. Курите ли вы?
А) нет;
Б) да, но лишь 1-2 сигареты в день;
В) курите по целой пачке в день.
3. Употребляете ли вы пиво или другие алкогольные напитки?
А) нет;
Б) иногда выпиваете с приятелями или дома;
В) часто.
4. Пьёте ли вы кофе?
А) очень редко;
Б) пьёте, но не больше 1-2 чашек в день;
В) не можете обойтись без кофе, пьёте его очень много.
5. Регулярно ли вы делаете зарядку?
А) да, для вас это необходимо;
Б) хотели бы делать, но не всегда удаётся себя заставить;
В) нет, не делаете.
6. Вам доставляет удовольствие ваша учёба?
А) да, вы идёте в школу обычно с удовольствием;
Б) учёба вас, в общем-то, устраивает;
В) вы учитесь без особой охоты.
7. Принимаете ли вы какие-то лекарства?
А) нет;
Б) только при острой необходимости;
В) да, принимаете почти каждый день.
8. Страдаете ли вы от какого-то хронического заболевания?
А) нет;
Б) затрудняетесь ответить;
В) да.
9. Используете ли вы хотя бы один выходной для физической работы, туризма, занятия спортом?
А) да, а иногда и оба дня;
Б) да, но только когда есть возможность;
В) нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.
10. Хорошие ли у вас отношения с родителями, братьями и сёстрами?
А) да;
Б) не особенно;
В) нет.
11. Как вы предпочитаете проводить свои школьные каникулы?
А) активно заниматься спортом, интересным делом;
Б) в приятной, весёлой компании;
В) для меня это проблема.
12. Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас в школе или дома?
А) нет;
Б) да, но вы стараетесь избежать этого;
В) да.
13. Есть ли у вас чувство юмора?
А) ваши близкие и друзья говорят, что есть;
Б) вы цените людей, у которых оно есть, и вам приятно их общество;
В) нет.
14. Умеете ли вы налаживать дружеские отношения?
А) да;
Б) только с теми людьми, кого выбираете сами;
В) нет.
Обработка. За каждый ответ А вы получаете 4 балла, Б - 2, В - 0.
Ответы:
От 38 до 56 баллов. У вас есть шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у вас хорошее самочувствие. Если вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность, активность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе улиц. Не забывайте испытывать радость от самой жизни, так как радость укрепляет здоровье.
От 19 до 37 баллов. У вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают вашу жизнь разнообразной. Но подумайте, не будут ли некоторые ваши привычки с годами иметь последствия для вашего здоровья? Пересмотрите ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли вы занимаетесь спортом, не слишком ли вы увлекаетесь пивом и сигаретами. И согласитесь, приятельские отношения можно поддерживать не только дома, в компании, но и на теннисном корте, стадионе, в походе…
От 0 до 18 баллов. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от вас. Но вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, вы уже жалуетесь на своё здоровье или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если вы пока не бегаете по врачам, то это заслуга только вашего здорового организма, что не может продолжаться до бесконечности. Откажитесь, пока не поздно, от сигарет и пива, упорядочите режим питания.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×