На современном этапе становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в воспитательный процесс метода проектов.
Проект (буквально «брошенный вперед») — прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование — процесс создания проекта.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий воспитателя в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность воспитанника;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Вариативность использования проектного метода довольно многообразна.
Проектный метод направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Основной целью проектного метода в нашем центре является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В младшем школьном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
1. Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей.
2. Использование метода проектов в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
Использование метода проекта в нашем центре помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
В реабилитационной работе использую свой познавательно – исследовательский проект «Цветочные фантазии», который занял II место во Всероссийском конкурсе ССИТ. Вот уже второй год при озеленении клумб нашего центра я применяю этот проект.
Мы с воспитанниками изучаем различные способы выращивания цветов в условиях своего края. Это помогает мне развивать у детей познавательную деятельность, любовь к природе, интерес к исследовательской работе, наблюдательность, усидчивость, умение делать самостоятельнее выводы, а также воспитывать нравственные и этические чувства к красоте окружающего мира у несовершеннолетних.
Мы вместе занимаемся посадкой семян в почву, наблюдаем за всходами, высаживаем рассаду, поливаем и ухаживаем за цветами, вносим минеральные и органические удобрения, пикируем растения, наблюдаем за влиянием экологических факторов природной среды на рост и развитие растений: света, тепла, воды, воздуха, почвы.
Я люблю цветы! Наш реабилитационный центр украшают клумбы с розами, флоксами, астрами и петуньей. «Цветочные фантазии» нашего двора радует всех воспитанников, сотрудников и гостей центра. И мне хотелось продлить жизнь этой красоты, продлить до первых заморозков, поэтому мы вместе с воспитанниками нашей группы проводим эксперимент, чтобы узнать, как дольше продлить это «буйство красок». «Красота спасет мир»,─ так утверждал Ф.М.Достоевский. В правоте этих слов мы с воспитанниками убедились, проведя свои исследования и воплотив в жизнь свои цветочные фантазии.
Так как целью моей работы было озеленение нашего центра, т.е. более длительное цветение бархатцев, я добилась поставленных целей. Продление цветения бархатцев на клумбах при условии выращивания рассадным способом. С конца мая и до начала ноября цветущие бархатцы украшают клумбы нашего центра и радуют всех окружающих прекрасным цветением, очищают воздух!
Таким образом, проектный метод помогает мне в развитии личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Каневской социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Методический материал
к методическому часу:
«Вариативность использования проектного метода в работе воспитателя»
Разработчик: воспитатель отделения
диагностики и социальной реабилитации
Л.А.Иващенко
ст. Новоминская
2021 год
На современном этапе становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в воспитательный процесс метода проектов.
Проект (буквально «брошенный вперед») — прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование — процесс создания проекта.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий воспитателя в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность воспитанника;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Вариативность использования проектного метода довольно многообразна.
Проектный метод направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Основной целью проектного метода в нашем центре является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В младшем школьном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
1. Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей.
2. Использование метода проектов в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
Использование метода проекта в нашем центре помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
В реабилитационной работе использую свой познавательно – исследовательский проект «Цветочные фантазии», который занял II место во Всероссийском конкурсе ССИТ. Вот уже второй год при озеленении клумб нашего центра я применяю этот проект.
Мы с воспитанниками изучаем различные способы выращивания цветов в условиях своего края. Это помогает мне развивать у детей познавательную деятельность, любовь к природе, интерес к исследовательской работе, наблюдательность, усидчивость, умение делать самостоятельнее выводы, а также воспитывать нравственные и этические чувства к красоте окружающего мира у несовершеннолетних.
Мы вместе занимаемся посадкой семян в почву, наблюдаем за всходами, высаживаем рассаду, поливаем и ухаживаем за цветами, вносим минеральные и органические удобрения, пикируем растения, наблюдаем за влиянием экологических факторов природной среды на рост и развитие растений: света, тепла, воды, воздуха, почвы.
Я люблю цветы! Наш реабилитационный центр украшают клумбы с розами, флоксами, астрами и петуньей. «Цветочные фантазии» нашего двора радует всех воспитанников, сотрудников и гостей центра. И мне хотелось продлить жизнь этой красоты, продлить до первых заморозков, поэтому мы вместе с воспитанниками нашей группы проводим эксперимент, чтобы узнать, как дольше продлить это «буйство красок». «Красота спасет мир»,─ так утверждал Ф.М.Достоевский. В правоте этих слов мы с воспитанниками убедились, проведя свои исследования и воплотив в жизнь свои цветочные фантазии.
Так как целью моей работы было озеленение нашего центра, т.е. более длительное цветение бархатцев, я добилась поставленных целей. Продление цветения бархатцев на клумбах при условии выращивания рассадным способом. С конца мая и до начала ноября цветущие бархатцы украшают клумбы нашего центра и радуют всех окружающих прекрасным цветением, очищают воздух!
Таким образом, проектный метод помогает мне в развитии личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Список воспитанников, посещающих занятия по программам ДО
№
п/п
Ф.И.О. несовершеннолетних
Наименование программ ДО
1.
Аленичев Константин Вадимович
1. «Патриоты Кубани»
2. «Хочу все знать»
3. «Остров здоровья»
4. «Хозяин и Хозяюшка»
5. «Мастерилка»
2.
Аленичев Николай Вадимович
1. «Патриоты Кубани»
2. «Хочу все знать»
3. «Остров здоровья»
4. «Хозяин и Хозяюшка»
5. «Мастерилка»
3.
Гонтарь Тимофей Викторович
1. «Остров здоровья»
2. «Казачата»
3. «Фантазеры»
4.
Ивкин Кирилл Павлович
1. «Остров здоровья»
2. «Казачата»
3. «Фантазеры»
5.
Ивкин Егор Павлович
1. «Патриоты Кубани»
2. «Хочу все знать»
3. «Остров здоровья»
4. «Хозяин и Хозяюшка»
5. «Мастерилка»
6.
Ивкин Данила Павлович
1. «Патриоты Кубани»
2. «Хочу все знать»
3. «Остров здоровья»
4. «Хозяин и Хозяюшка»
5. «Мастерилка»
7.
Незаметдинов Сергей Васильевич
1. «Патриоты Кубани»
2. «Хочу все знать»
3. «Остров здоровья»
4. «Хозяин и Хозяюшка»
5. «Мастерилка»