Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования – «Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся».
Объект исследования – урочная и внеурочная деятельность учащихся.
Предмет исследования – процесс целенаправленного использования веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Цель исследования – раскрыть теоретические аспекты веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся и обобщить опыт использования веб-квеста в современной образовательной практике.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся…………………………………………………………………..…… 6
1.1. Сущность понятия «активные формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся»…………………………… 7
1.2. Веб-квест как одна из перспективных активных форм организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся………….……. 20
ГЛАВА 2. Практическое обоснование веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся………………………………………………………………………..22
2.1. Опыт использования веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся……………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…………. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 37
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация общего образования Российской Федерации до 2020 года ориентирована на достижение главной стратегической цели развития образования – обеспечение нового качества образовательных результатов. Технология Веб-квест является одним из факторов, способствующих достижению данной цели. Проектные и исследовательские технологии способствуют обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
В образовательных целях в нашей стране технология веб-квеста используется не так давно: с момента, когда во многих образовательных учреждения появилась техническая возможность доступа к высокоскоростному Интернету. Для подготовки и проведения веб-квеста необходим высокий уровень информационной компетентности педагога. При использовании этой технологии учитель адаптирует ее к конкретным условиям, сохраняя при этом основные пункты. Актуальность технологии в том, что она помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. Получив доступ к всемирной паутине, обучаемые не используют все её достоинства в полной мере. Технология Веб-квест уводит школьников от потребительского отношения к сети. Творчество, сотрудничество, умение работать в команде, выполняя разные социальные роли – это далеко не полный перечень «плюсов» этой технологии. Именно Веб-квест является инструментом, с помощью которого учитель получает возможность формировать и развивать навыки и умения XXI века.
В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков.
Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов.
В документах, регламентирующих государственные стандарты (ФГОС), проектная деятельность учащихся указывается как одна из приоритетных в рамках и внеурочной, и урочной деятельности.
Актуальность исследования определяется:
тенденциями в области образования, связанными с необходимостью
использования веб-
квеста
как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
;
нереализованным потенциалом
технологии веб-
квеста
при организации учебно-воспитательного процесса в школе;
– недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса целенаправленного использования веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения успешного опыта разработки и внедрения веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также собственного опыта работы в школе, мною была сформулирована проблема настоящего исследования: каким образом использовать возможности веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся для повышения эффективности образовательного процесса?
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования – «Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся».
Объект исследования – урочная и внеурочная деятельность учащихся.
Предмет исследования – процесс целенаправленного использования веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Цель исследования – раскрыть теоретические аспекты веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся и обобщить опыт использования веб-квеста в современной образовательной практике.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «активные формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся».
Характеризовать веб-
квест
как одну из перспективных активных форм организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Обобщить опыт использования веб-
квеста
как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Гипотеза исследования: использование веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся будет наиболее эффективным, если:
определить
сущность понятия «активные формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
»;
рассмотреть
веб-
квест
как одну из перспективных активных форм организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
;
проанализировать
опыт использования веб-
квеста
как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Новизна исследования:
выявлены и обоснованы сущностные характеристики веб-
квеста
как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
;
проанализирован
и обобщен
опыт использования веб-
квеста
как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования:
материалы выпускной аттестационной работы могут быть использованы в массовой педагогической практике при организации веб-
квестов
в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся
;
обобщён
теоретическ
ий
материал
и
практическ
ий
опыт
использования веб-
квеста
как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
1.1. Сущность понятия «активные формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся»
На современном этапе развития российская школа ведет поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей.
Раскрывая сущность понятия «активные формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся», особое внимание следует уделить проектному методу. Проектный метод обучения является одним из эффективнейших способов мотивации познавательной деятельности. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование педагогических технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким технологиям могут быть отнесены проектные методы обучения, которые используют учителя – предметники на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. По нашему мнению, метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют только что обозначенным положениям.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения.
Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата. Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Так же, как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии сотрудничества, так и работа над тем или иным проектом отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. В данной связи обратим внимание на классификацию метода проектов по доминирующему виду деятельности:
Исследовательские проекты
имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты
имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн – петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма
представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.)
.
Приключенческие (игровые) проекты
предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д. Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационные проекты
– это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.
Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература,
библио
-
фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).
Заметим, что веб-
квест
относится именно к данному типу проектов.
Практико
-
ориентрованные
проекты
.
Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных
результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperativelearning) подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве, очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности - они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Поэтому-то и возникла педагогическая проблема - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение с осознанием практической значимости, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Если затрагивать такой аспект как организация проектной урочной деятельности, то данный вид проектов должен отличаться небольшой продолжительностью и небольшим объемом изучаемого материала, чаще всего каждой группой решается общая проблема (или внутри групп решаются разные проблемы). Источниками информации служат учебники, учебно-методическая и дополнительная литература. Учитель задает алгоритм деятельности учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности по учебному предмету, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям.
Проектов по предмету может быть в течение года 2-3. Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Есть свои особенности при организации и внеурочной проектной деятельности. Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.
Возникает парадокс перегрузки учащихся знаниями т.к. в современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать. Для того чтобы получить на выходе из школы человека, способного быть конкурентоспособным в современном мире, нужно научить его связывать изучаемый предмет с другими предметами в аспекте окружающего нас мира.
Таким образом, важнейшей характеристикой обучения становится метапредметность как образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного предмета. Проектная деятельность как вид организации учебной деятельности как нельзя лучше способствует достижению описанных целей, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний, способствуя тем самым реализации идеи метапредметного обучения.
Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах учащиеся преимущественно действуют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.
На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем. При этом оценивается как сам проект, так и его защита.
Одним из факторов целенаправленного личностного, творческого развития школьников является выбор форм и методов организации классно-урочной и внеурочной деятельности учащихся. В связи с этим считаем необходимым проанализировать ряд документов, где подтверждается особое значение активных форм организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
В качестве основной цели обучения в стандартах определяется «развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности». Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова. Из их исследований следует, что развитие учащихся зависит от характера организации их деятельности, направленной на становление сознания ученика, его личности в целом.
Обращаясь к такому документу как ФГОС (п.7, ч.1), необходимо отметить тот факт, что «в основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…». В данном тезисе фиксируется особое внимание на той информационной среде, в которой живет современное поколение детей и молодежи, а именно требование к педагогам учитывать это информационное пространство и использовать проективные технологии при реализации образовательных целей.
В требованиях к структуре основной образовательной программы ступени общего образования зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение: ФГОС НОО: 80% и 20%; ФГОС ООО: 70% и 30%; проект ФГОС С(П)ОО: 40% и 60%. Где часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает реализацию индивидуальных проектов и внеурочной деятельности. В документе озвучена интеграция учебной и внеурочной деятельности при реализации основной общеобразовательной программы.
В рамках внеурочной деятельности ОУ определяет:
н
аправления внеурочной деятельности;
ф
ормы организации внеурочной деятельности;
п
ринцип чередования учебной и внеурочной деятельности;
н
еобходимость разработки индивидуальных учебных планов, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося.
Особый интерес представляют виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность,
познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение,
досугов
о-
развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество,
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная) деятельность,
спортивно-оздоровительная деятельность,
туристско-краеведческая деятельность.
По мнению Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, как разработчиков методического конструктора для учителей по организации внеурочной деятельности школьников по ФГОС второго поколения, проектная деятельность может быть реализована во всех вышеперечисленных видах внеурочной деятельности. При этом в документах, регламентирующих государственные стандарты, проектная деятельность учащихся указывается как одна из приоритетных в рамках не только внеурочной, но и урочной деятельности.
Также по требованиям ФГОС ООО, условиями реализации ООП ООО является «удовлетворение познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта». Таким образом, мы выделяем активные формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся: круглые столы, конференции, диспуты, дискуссии, экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, исследования, общественно-полезные практики и т.д.
В результате анализа документов, различных подходов к проектной деятельности учащихся, к интеграции урочной и внеурочной деятельности в современной школе, мы пришли к выводу, что под активными формами организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся понимаются способы динамичной организации действий учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми в рамках разработки, реализации и защиты проектов различной направленности.
1.2. Веб-квест как одна из перспективных активных форм организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
Модернизация образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.
Среди учащихся чаще всего наблюдается пассивное восприятие информации, получаемой через Интернет, что приводит к стереотипности мышления и снижению учебной мотивации. С таким отношением интернет-ресурсы становятся не базой для развития личности, а просто универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и учителей.
Одной из таких перспективных образовательных возможностей является технология Веб-квест (Web-Quest), в соответствии с которой педагог не читает лекции в традиционном виде, а выступает в роли консультанта, организатора и координатора исследовательской учебно-познавательной деятельности учащихся. В свою очередь, учащиеся становятся равноправными участниками процесса обучения, разделяя с преподавателем ответственность за процесс и результаты обучения.
Актуальность такой технологии в том, что она помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. Получив доступ к всемирной паутине, обучаемые, как уже было сказано выше, не используют все ее достоинства в полной мере. Технология Веб-квест уводит учащихся от потребительского отношения к сети, побуждая их к творчеству, сотрудничеству, развивая умение работать в команде, выполнять разные социальные роли.
Впервые термин «веб-квест» (Web-Quest – интернет-запрос) был предложен профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего США Берни Доджем (BernieDodge) в 1995 году. Данная технология направлена на использование информационных ресурсов интернета, интегрируя их в учебный процесс. Веб-квест включает презентацию результатов поисковой работы в виде слайдов, интернет-страниц, текстовых документов или в любой другой форме. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших результатов. В конце выполнения веб-квестаобучающиеся получают возможность критически проанализировать свою работу, дать ей оценку и оценить работу других, а преподаватель может оценить поисковую работу всех учащихся.
Таким образом, в процессе работы над веб-квестом преподаватель перестает быть основным источником знаний для учащихся. Он формулирует задания, подыскивает источники и ссылки в интернете, чтобы обеспечить целенаправленный поиск необходимой информации, консультирует, создает обстановку творческой учебной мастерской.
Применение этой технологии в работе с учащимися способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению специальной литературы, совершенствованию интеллектуальных способностей, реализации креативного потенциала.
Американские ученые-методисты во главе с Берни Доджем выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение и научное исследование.
Веб-квест имеет определенную структуру:
обзор всего веб-
квеста
, где четко описаны главные роли участников и предварительный план работы;
центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо, при этом четко должен быть определен итоговый результат самостоятельной работы;
аннотированный список информационных ресурсов в электронном виде, включающий ссылки на ресурсы в интернете, адреса веб-сайтов по теме, необходимые для выполнения задания;
описание процедуры, которую необходимо выполнить каждому участнику веб-
квеста
при самостоятельном выполнении задания;
описание критериев и параметров оценки веб-
квеста
, зависящих от типа решаемых учебных задач;
руководство к действиям, представленное в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и для длительной работы. Кратковременный веб-квест создается для углубления и интеграции знаний и рассчитан на несколько занятий. Длительный веб-квест рассчитан на семестр или учебный год и имеет целью углубление и преобразование знаний учащихся .
Работа над веб-квестом включает три этапа: начальный, ролевой и заключительный.
На начальном (командном) этапе перед учащимися ставятся задачи, которые должны побудить у них интерес к данной проблеме и мотивировать начало их поисковой деятельности. Преподавателем предлагаются задания, соответствующие теме и учитывающие уровень подготовки учащихся. Задания выполняются в рамках групповой работы. Все члены команды должны помогать друг другу и учиться работе с компьютерными программами.
На ролевом этапе участники одновременно выполняют задания в соответствии с выбранными ролями. В процессе работы происходит взаимное обучение членов команды умению работать с компьютерными программами и интернетом. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи ролевого этапа:
поиск информации по конкретной теме,
разработка структуры сайта,
создание материалов для сайта,
доработка материалов для сайта.
Заключительный этап предполагает подведение итогов и оценивание конечного продукта. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, логичность и структурированность информации, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Важным этапом веб-квеста является создание сайта. Для этого сейчас в сети интернет есть много разных инструментов. Существуют сервисы с уже готовыми шаблонами, например, ZUNALWebQuestMaker, генератор Веб-квеста. Сайты Google также имеют достаточно большое количество функциональных возможностей для создания веб-квестов, позволяя без труда вставлять изображения, видео, таблицы, делать ссылки на другие источники. Для проведения итогового теста можно использовать табличную форму, которая дает возможность создавать и проводить различные опросы и тестирования, просматривать результаты прохождения тестов.
Однако использование образовательной технологии Веб-квест связано с определенными проблемами:
для выполнения проекта учащиеся должны иметь доступ в интернет;
технология Веб-
квест
требует от учащихся и преподавателей определенного уровня компьютерной грамотности;
медленный интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
большинство веб-
квестов
созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения;
подготовка заданий веб-
квеста
является трудоемким занятием. Хотя эту проблему можно решить, привлекая к разработке заданий старшек
лассников
.
Несмотря на указанные трудности, которые со временем могут быть преодолены, работа над созданием веб-квеста и его дальнейшее использование бесспорно вносят положительный вклад в образовательный процесс, позволяя учащимся и преподавателям совершенствовать свою профессиональную компетенцию, пользовательские навыки работы с компьютером и сетевыми ресурсами. Именно веб-квест является инструментом, с помощью которого преподаватель получает возможность формировать и развивать у учащихся навыки и умения XXI века и по этой причине является одной из перспективных на сегодняшний день активных форм организации урочной и внеурочной проектной деятельности учащихся.
ГЛАВА 2. Практическое обоснование веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
2.1. Опыт использования веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
Технология использования веб-квестов в процессе урочной и внеурочной деятельности относится к методам обучения с использованием информационных ресурсов сети Интернет. В этом методе хорошо реализуется поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательской деятельности обучаемых, основанной на взаимодействии с ресурсами сети Интернет, использование коммуникационных компонентов для учебного общения учащихся и педагогов. В наше время данная технология обучения особенно актуальна, так как доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит школьников основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, для выполнения заданий учителя, самостоятельного обучения и организации досуга .
Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения. Участие в веб-квестах дает обучающимся: новые знания, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации, новыми пакетами прикладных программ, совершенствуются навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем .
Веб-квесты помогают достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от участника критического мышления. Распределяя роли в проекте, школьники оценивают свои знания и возможности с позиции максимально эффективного их использования в совместной деятельности, что, в конечном итоге, должно привести к правильному решению поставленной проблемы. Участвуя в веб-квесте, ребята активно используют информационное пространство Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности.
Рассмотрим, например, web-квест «Узнай дерево» приложение 1.Учащимся предложено:
В компьютерном классе учащиеся получают задание:
определить название дерева;
изучить его внешний вид;
познакомиться с процессами жизнедеятельности.
Задача каждой группы – на основании своей работы составить:
«Особые приметы» дерева;
Определительный лист на основе собственных рисунков, фотографий.
По итогам работы групп проводится общая викторина. Созданные группой материалы предъявляются другим группам в конце квеста для опознания деревьев.
В конце занятия учитель предлагает ситуационные задачи.
Общий продукт урока: буклет «Особые приметы деревьев», в котором размещаются фото и описания деревьев.
С 22 сентября по 25 ноября 2014 года
Министерство Образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования»
,Ф
едеральное
государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный институт русского языка им. Пушкина» и корпорация
Intel
при поддержке генеральных партнеров – компаний
Microsoft
,
Polymedia
,
Prestigio
и Московского Международного Салона Образования,
организовали и провели
Вторую международную образовательную научно-практическую он-
лайн
конференцию «Новая школа: мой маршрут», которая прох
одила на порталах организаторов для работников образования
.
Были выделены следующие задачи конференции:
повышение уровня профессионального развития работников образования в области применения современных педагогических методик в интерактивной образовательной среде;
поддержка нового профессионального стандарта «Педагог»;
обмен инновационным опытом учителей России и стран СНГ по вопросам работы с новыми образовательными и информационными технологиями, интегрирующими проектную деятельность, исследовательские методики, интерактивные компоненты и визуализацию активных методик обучения в образовательной практике.
Регистрация и участие в конференции было доступно и бесплатно для всех представителей сферы образования Российской Федерации и других стран СНГ.
На конференции, которая проходила на портале https://edugalaxy.intel.ru.,рассматривались следующие образовательные блоки:
прием
ы, методы
и образовательны
е технологии
формирования ключевых компетенций XXI века;
новы
е
тренд
ы
в образовании;
ИКТ-практик
и
в рамках реализации ФГОС в начальной школе и среднем звене;
модели мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер»;
рол
ь
школьной инфраструктуры в успешном внедрении ИКТ в образовательную среду;
организаци
я
исследовательской и проектной работы учащихся (в
т.ч
. робототехник
а
,
геймификаци
я
, смешанном и перевернутом обучении и др.).
Став участниками конференции, многие российские педагоги смогли спроектировать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты:
пройти обучение в дистанционном мастер-классе под руководством
тьютора
;
поделиться своим опытом внедрения и использования ИКТ в образовании, познакомиться с другими коллегами-участниками конференции, обсудить с ними профессиональные вопросы и найти совместные ответы;
представить свои успешные профессиональные проекты и наработки в докладах конференции: обсудить результаты, получить отзывы и рекомендации для дальнейшего развития;
найти среди участников конференции новых партнеров и завязать полезные профессиональные контакты;
выполнить программу конференции и получить именной сертификат участника он-
лайн
конференции.
Для нашего исследования особый интерес представляет дистанционный мастер-класс «Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности». Автор и ведущая мастер-класса - Тарасова Елена Геннадьевна, главный методист ЦДО ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов. На мастер-классе педагоги рассмотрели: технологию проектирования основных разделов веб-квеста и возможности интеграции веб-квеста с другими активными технологиями; освоили сервисы Google для создания и организации совместной работы по разработке веб-квеста; научились проектировать образовательную деятельность, направленную на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов; освоили технологии формирующего и итогового оценивания в проектной деятельности; обобщили и систематизировали опыт использования веб-квестов в современной педагогической практике; разработали учебный веб-квест.
На сегодняшний день любой педагог может обратиться к руководителю данного мастер класса и дистанционно освоить технологию создания веб-квеста, пройдя через обучение по теме «Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности».
Технология веб-квест способствует повышению качества обучения, так как влияет не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. Данная технология позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все учебные универсальные действия (УУД).
Существует определенная последовательность выполнения веб-квеста. Работа выполняется по следующей схеме:
1. Введение: Цель этого раздела - подготовить и «зацепить» учащегося. Введение содержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся, т.е. проблему.
2. Задание: Это исследовательская часть, т.к. задание должно заставлять учащихся на основании фактов смотреть дальше, изучая взаимосвязь предметов и событий, отделяя истинные знания от ложных.
3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Формирование УУД может происходить на всех этапах работы над веб-квестом. Развивается одна из социально-значимых компетентностей – информационная компетентность. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web-сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Мы рассмотрим один пример веб-квеста.
«Влияние компьютера на здоровье» (урок в 8 классе)
Общая проблема: Компьютер. Друг или враг? Воздействие компьютера на здоровье человека. Что предпринять, чтобы обезопасить детей от вредного воздействия компьютера, если оно действительно есть.
Роли:
Психолог:
1) Изучить влияние компьютера на здоровье детей.
2) Разработать рекомендации для родителей по обеспечению безопасности детей при работе за компьютером.
Форма отчета – ПАМЯТКА с перечнем рекомендаций.
Ресурсы:
http://mamalysh.net/child/older-6/vliyanie-kompyutera-na-rebenka
http://psychology-s.ru/kak-kompyuter-mozhet-povliyat-na-rebyonka
http://www.mindgame.info/articles/children/detskie-problemy/detskie-zavisimosti/rebenok-i-kompyuter-pravila-bezopasnosti.html
Врач-психотерапевт:
1) Изучить признаки развития и последствия компьютерной зависимости (игромании, интернет-зависимости) у подростков.
2) Подготовить сообщение по профилактике компьютерной зависимости у подростков.
Форма отчета – УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Ресурсы:
http://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/622-rebenok-sidit-za-kompyuterom-kompyuternaya-zavisimost-u-detej-kompyuternye-igry-i-ikh-vliyanie-na-rebenka
http://xpa-spb.ru/libr/AndreevaMK/vliyanie-na-detej.html
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=135885
http://fb.ru/article/136707/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov-zavisimost-ot-kompyuternyih-igr-kompyuternaya-zavisimost-simptomyi
Дети очень богатых родителей:
1) Изучить, куда отдают учиться своих детей очень богатые люди.
2) Каждому участнику группы предложить, чем можно заняться подростку вместо того, чтобы работать за компьютером.
Форма отчета – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Ресурсы:
http://lubodar.info/shkoly-bez-kompyuterov
http://veselajashkola.ru/shkolnikam/interesnye-zanyatiya-dlya-podrostkov-14-let
http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/uvlechenie-dlya-podrostkov.html
Учёный:
1) Найдите плюсы от использования компьютера.
2) Польза от использования компьютера на уроке.
3) Польза от использования компьютера в учебе.
Форма отчета – СЛАЙДФИЛЬМ
Ресурсы:
http://olimpiada-school116.narod.ru/computer.htm
http://papinsait.ru/chasto-voznikayushchie-voprosy/93-polza-ot-kompyutera
http://www.kazedu.kz/referat/168685
Форма итогового мероприятия – КОНФЕРЕНЦИЯ.
Цель работы: формирование активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности школьников за компьютером в процессе исследовательской работы.
Результаты образовательной деятельности: умение интегрировать знания, полученные при изучении других дисциплин, решать проблемы, возникающие в учебно-познавательном процессе, находить, анализировать и оценивать с точки зрения полезности найденную информацию, действовать в коллективе.
Используя не только теоретические знания, полученные на уроках, но и собственный опыт, создаются условия для формирования у учащихся опыта принятия самостоятельного решения, вырабатывается модель поведения в той или иной ситуации.
Развиваются познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные качества, являющиеся составляющей целостного образования. Формируются компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика; общекультурные компетенции, одной из составляющих которой является культура безопасности жизнедеятельности; коммуникативные компетенции, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе; компетенции личностного самосовершенствования.
Поскольку от степени личного участия зависит оценка работы всей команды, то, следовательно, коллективная работа помогает преодолеть личную неорганизованность, победить замкнутость, формируя способность брать на себя ответственность.
Участие в веб-квесте позволяет смоделировать, проиграть ситуацию, которая вскоре может возникнуть в самостоятельной жизни, подготовиться к ней. Ученик вместе со своим персонажем учится ориентироваться в различных обстоятельствах, давая объективную оценку своему поведению, учитывая возможности других людей, устанавливая с ними контакты и влияя на их интересы. Участники веб-проекта, имеют возможность «примерить себя» к профессии, оценив свои знания и возможности, познать себя, оценить практическую востребованность различных специальностей и свою конкурентоспособность на современном рынке труда .
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Происходит увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера, а также повышения профмастерства педагога. Так же технология веб-квест способствует повышению качества обучения, так как влияет не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. Данная технология позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все учебные универсальные действия .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности обучаемых, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. XXI век требует новых подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
Технология web-квест – это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. Педагоги должны понять, что применение данной технологии оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса обучения: меняется сам характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучаемых; соотношение дидактических функций; усложняются программы и методики преподавания различных дисциплин; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. Иначе говоря, внедрение в учебный и воспитательный процесс таких высокотехничных методов преподавания неизбежно влечет за собой существенные изменения в структуре всей педагогической системы образования. Причем схема «человек-компьютер» обладает неизмеримо большими возможностями, способна предложить принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, отличный от традиционного.
При этом необходимо помнить, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование создает только возможность, условия для повышения его качества, доступности, гибкости, эффективности. Реализация программы информатизации не повысит качество образования, если будет забыт посредник между компьютером и учеником – преподаватель. Главным действующим лицом информатизации остается преподаватель, именно его деятельность определяет скорость и направление процесса дальнейшей информатизации, ее влияние на качество и эффективность образования.
Таким образом, в нашей работе раскрыты теоретические аспекты веб-квеста как активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся и обобщен опыт использования веб-квеста в современной образовательной практике. Цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена. Выявлена практическая значимость исследования: материалы выпускной аттестационной работы могут быть использованы в массовой педагогической практике при организации веб-квестов в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся; разработанные теоретические положения и практические аспекты использования веб-квестакак активной формы организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся могут быть перенесены в практику работы других общеобразовательных учреждений.
Проведенное исследование показало общепедагогическую значимость рассматриваемой проблемы. В то же время данное исследование не исчерпывает содержание нашей темы. К перспективным направлениям дальнейших научных исследований в этой области можно отнести следующие: использование технологии веб-квеста в процессе изучения того или иного предмета; развитие ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации технологии веб-квеста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев А.А. Введение в Интернет-образование :
учеб
.п
особие
/
А.А. Андреев. - М.
:
Логос, 201
3. - 76 с.
Андреев А.А. Дидактические основы д
истанционного обучения
:
статья. –
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа:
// http: // www.iet.mesi.ru/
br
/31b.htm.
Андреев А.А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в Интернете / А.А. Андреев // Информатика и
образова-ние
. - 20
09
. - № 4. - С. 13-16.
Балаян
Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.
:
Филинъ
, 20
12
. - 616 с.
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.
:
Московский психолого-социальный институт, 2002. - 352 с.
Быховский Я.С. Образовательные
web-квесты
: статья
-
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа
:
http
: // www.ito.su/1999/III/1/15.html.
Быховский Я.С. Учитель.ru: Опыт: Как создать веб-
квест
для самостоятельной
работы учащихся?: стать
я
-
Электрон.дан
. - Режим доступа
:
http: // www.teacher.fio.ru/
news.php?n
=59&c=1529.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотива
ции // Народное образование, 2011
, №9, с.177-180.
Виды самостоятельной работы студентов в
Internet
: статья
-
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа:
http: // www.courses.urc.ac.ru/
eng
/u7-10.html.
Виртуальное методическое объединение учителей «Всероссийский августовский педсовет». -
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа: http: // www.pedsovet.alledu.ru.
Виртуальный музей - истории вычислительной техники. -
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа: http: // www.schools.techno.ru/sch444/MUSEUM.
Воробьев Г.А.
Web-квест
технологии в обучении социокультурной компетенции
:
д
ис
. … канд.
пед
. наук / Воробьев Геннадий
Александрович. - Пятигорск, 201
1. - 286 с.
Воронежские телекоммуникационные олимпиады и викторины. -
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа
:
http: // www.vspu.ac.ru/
de
.
Вторая международная образовательная научно-практическая он-
лайн
конфере
нцию «Новая школа: мой маршрут»
. –
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа
:
https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/home/stage2
Выготский
Л
.C. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти тт. / JI.C.
Выгоский
. М.,1983. Т.З. - 326 с.
Горбунова О.В. Веб-
квест
в педагогике как новая дидактическая модель
обучени
//Школьные технологии. — 2013. — № 2. — С. 59—66.
Горшкова О.А. Дидактические особенности
образовательных
веб-
квестов
//Справочник заместителя директора школы. — 2012. — № 11. — С. 56—65.
Горшкова О.А. Создание образовательного веб-
квеста
//Справочник заместителя директора школы. — 2012. — № 12. — С. 72—82.
Государственная публичная научно-техническая библиотека России. -
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа: http: // www.gpntb.ru.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223
с
. — (Стандарты второго поколения).
Гурвиц М. Использование
MacromediaFlash
MX: специальное издание / М. Гурвиц, Л. Мак-
Кейб
. - М.
:
Вильяме, 2003. - 704 с.
Дерешко
Б.Ю. Компьютерные технологии в образовании: новые возможности и перспективы / Б.Ю.
Дерешко
// Телекоммуникации и информатизация образования. - 200
8
. - № 4. - С. 78-85.
Диков
А.В. Всеми
рная компьютерная сеть Интернет
: учебное пособие / А.В.
Диков
. - Пенза
:
ПГПУ, 2002 - 125 с.
Дронов В.А.
MacromediaFlash
MX / В.А. Дронов. - СПб
. :
БХВ-Петербург, 2003. - 848 с.
Дьюи
Джон. Демократия и образование: Пер. с англ. / Джон
Дьюи
.
-
М
.:Педагогика-Пресс
, 2000.
–
384 с.
Еженедельник «Педсовет по средам», на сайте «Школьный сектор». -
Эле
ктрон
.д
ан
. - Режим доступа
: http: // www.school-sector.relarn.ru.
Загвоздкин
В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто
альтернативный способ оценки :
статья
-
Э
лектрон
.д
ан
. - Режим доступа:
http: //
www.image.websib.ru
/05/text_article.htm?457
.
Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов
/ П
од ред.
А.В.Хуторского
. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
Килпатрик
У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / У.Х.
Килпатрик
. Л., 1925. - 52 с.
Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1975.-С.221
Мастер-класс «Веб-
квест
как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности», Тарасова Е.Г. –
Электрон
.
д
ан
. - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/webquestaktiv/
Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». –
Электрон
.д
ан
. - Ре
жим доступа
: http: //
минобрнауки
.р
ф
/документы/1450
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2
01
0, №7, с.151-157.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. – 263 с.
Полат
Е. С. Метод проектов: типология и структура / Е.С.
Полат
//
Лицейское
и гимназическое образование. 2002. - № 9. - С. 26 - 36.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.
Справочник по электронным журналам об
Internet
. -
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа
:
http: // www.valeo.ncport.ru/INTERMET/InternetPress14r.txt.
Старова
Т.С. Типология образовательных сайтов
:
статья // http: // center.fio.ru/
vio
/vio_02/
cd_site
/
Articles
/Art_4_4.htm.
Страничка гимназии № 528 г. Санкт-Петербурга. -
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа
:
http: // www.base1.spiiras.nw.ru/school528.
Творческая мастерская «
Поэзия
.р
у
». -
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа
:
http: // www.poezia.ru/
master.php
.
Учебные проекты с использованием
MicrosoftOffice
:
методическое пособие для учителя. - М.
:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 93 с.
Учебные проекты с использованием
MicrosoftOffice
:
учебное пособие. - М.
:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 230 с.
Федеральные государственные образовательные стандарты –
Электрон
.д
ан
. - Режим доступа : http: //
минобрнауки
.р
ф
/документы/336
Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения / О.К. Филатов // Информатика и образование. - 1999. - № 2. - С. 2-5.
Шацкий
С.Т. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т.2 / С.Т.
Шацкий
. М., 1980. - С. 30.
Приложение 1
Задания квеста для группы № 1
Состав группы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
«Разгадай название!»
Задание 1. «Что такое растение?».
Используя информацию из Интернета , выполните задание:
4
1
3
2
Заполните клетки по вертикали:
Самое маленькое цветковое растение.
Самое высокое хвойное растение на Земле.
Дерево с самым толстым (более 30 м) стволом.
Самое длинное растение – лиана.
По горизонтали (добавляя буквы при необходимости) найдите зашифрованное название цветкового растения – дерева:_____________________________
Держите название дерева в секрете от других групп!
«Найди информацию!»
Следуя по маршруту, ваша команда собирает информацию об этом дереве (как выглядит, как живет) и составляет описание «Особые приметы», а также определительный лист. По этим материалам участники других групп должны будут опознать дерево.
«Как выглядит дерево?»
Задание 2. Найдите информацию о дереве, название которого вы разгадали в начале квеста. Что нового и интересного вы узнали? Запишите ту информацию, которая поможет вам составить описание «Особые приметы» для заключительного этапа квеста:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Сфотографируйте или зарисуйте внешний вид побега, лист, внешний вид коры, соцветия и плоды дерева, которое изучаете. Они понадобятся вам для создания определительного листа.
Докажите, что это дерево относится к цветковым (покрытосеменным) растениям:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Внесите в первую (пустую) строку таблицы необходимую информацию о дереве, используя полученную вами информацию.
Название дерева
Средняя высота
(в метрах)
Средний диаметр ствола (в метрах)
Максимальный возраст (количество лет)
Рябина
12
0,4
100
Береза
25 – 30
0,8
120
Клен
12 – 28
1
300
Сравните свое дерево с другими деревьями нашего поселка, пользуясь данными таблицы.
Дополните предложения, добавляя в начало каждого название своего дерева:
1.________по высоте одно из самых______________________________. 2.________по толщине ствола ________________________________________.
3. Продолжительность жизни_________ может быть_____________________.
Полученную информацию используйте при составлении описания «Особые приметы».
Задание 5. «Сколько лет дереву?».
Среди предложенных спилов, найдите спил дерева, которое вы изучаете. Вспомните, какая часть ствола называется древесиной. Что представляют собой концентрические круги на древесине? Как они образуются? Рассчитайте, каков годичный прирост древесины, учитывая возраст дерева и толщину древесины.
Запишите свое решение и пояснения к нему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Одинаков ли прирост древесины в разные годы жизни дерева? Почему? Как вы смогли это определить? Зарисуйте пример фрагмента древесины, на котором это видно:
Задание 6. Составьте небольшое описание – «Особые приметы» дерева, не упоминая его названия. Составьте на планшете определительный лист этого дерева, на котором поместите фотографии побега, листа, коры, соцветия, плода.
Обратите внимание на тот факт, что рябина встречается как в виде дерева, так и в виде кустарника.
На заключительном этапе квеста предложите представителям других рабочих групп сначала «Особые приметы», а затем составленный вашей группой определительный лист. По этой информации участники групп опознают дерево.
Оцените работу своей группы и других групп на уроке.
Задача № 1
В Варгашах стали строить новый дом, необходимо озеленить территорию около этого дома. Предложите деревья или кустарники, из изученных, которые лучше использовать для озеленения.
Свои предложения аргументируйте.
В ходе решения задачи используйте информацию, находящуюся в текстах для учащихся.
Задача № 2
Яркое уличное освещение поселка в вечернее и ночное время вредит деревьям и кустарникам.
Почему уличное освещение вредит деревьям?
В чём выражается вред?
Задача № 3
Каждую осень мы наблюдаем удивительное явление природы – листопад. Зеленые листья деревьев становятся золотисто-желтыми. лиловыми. багряными. Затем начинается листопад.
Зачем деревья сбрасывают листву?
Что произойдет с деревом зимой, если листья останутся на его ветках?
Задача № 4
Вам известно, что возраст дерева можно определить по годичным кольцам. А как можно определить возраст дерева, не спиливая его?
Предложите свой вариант решения этой задачи.
Найдите старое дерево в окрестностях школы. Попробуйте определить его возраст.
Вариант сценария урока
Урок проводится в компьютерном классе и около школы. Урок включает несколько этапов. В зависимости от программы данная тема может изучаться в 5 или в 6 классе.
Возможно предварительное разделение обучающихся на группы и распределение ролей Форма урока – квест, в котором участвуют несколько групп учащихся. Каждая группа получает задание, выполняя которое, разгадывает, какое из деревьев группе предстоит изучать. Задания рабочего листа даны с избытком, учитель может варьировать их количество в зависимости от материала, который уже изучен, количества обучающихся, их личностных особенностей.
В компьютерном классе учащиеся получают задание:
определить название дерева;
изучить его внешний вид;
познакомиться с процессами жизнедеятельности.
Задача каждой группы – на основании своей работы составить:
«Особые приметы» дерева;
Определительный лист на основе собственных рисунков, фотографий.
По итогам работы групп проводится общая викторина. Созданные группой материалы предъявляются другим группам в конце квеста для опознания деревьев.
В конце занятия учитель предлагает ситуационные задачи.
Общий продукт урока: буклет «Особые приметы деревьев», в котором размещаются фото и описания деревьев