В статье рассмотрено влияние ИКТ на качество знаний учащихся по биологии,значение современных цифровых образовательных возможностей на повышения продуктивности урока биологии.
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Подготовила:
Орехова Светлана Павловна учитель биологии
МОБУСОШ №9 им. М.П. Бабыча ст. Советской
Содержание
1 Введение ......................................................................................................... 2
2. Теоретическая часть ..................................................................................... 4-5
3. Практическая часть ....................................................................................... 6-9
3.1 Применение презентаций на уроках биологии ......................................... 6-8
3.2 Анкетирование учащихся ........................................................................... 9
4. Заключение .................................................................................................... 10
5. Список использованной литературы ........................................................... 12
1. Введение
В современных условиях меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - происходит смещение упора с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Современный урок уже трудно представить без использования информационно-компьютерных технологий. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, в том числе ИКТ.
Цели использования информационных технологий:
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
Объект исследования: влияние ИКТ на качество знаний учащихся по биологии
Предмет исследования: методы ИКТ на уроках биологии
Гипотеза: Если учитель в своей работе использует информационно-коммуникативные технологии, а методика применения отвечает интересам и возрастным особенностям учащихся, то развитие навыков успешной деятельности учащихся ведёт к повышению качества знаний.
Цель: выявить как применение методов ИКТ влияет на повышение качества знаний учащихся.
Задачи:
изучить литературу по методике ИКТ;
выявить наиболее эффективные методы;
провести диагностику по усвоению учебного материала;
оценить эффективность применения ИКТ на уроках биологии.
2. Теоретическая часть
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Работа с электронными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:
обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
работать в группе;
находить информацию в различных источниках;
формирует коммуникативную компетентность;
позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) для достижения учебных целей. Я использую показ презентаций, видеофильмов, слайдов на уроках биологии в 6-9-х классах. При обучении, использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков, при проверке знаний, и, самое важное, как мне кажется, во время проведения биологического практикума.
Компьютер может использоваться как средство для создания проблемных ситуаций:
Отключить звук и попросить учеников прокомментировать наблюдаемое на экране явление или процесс. Затем можно посмотреть ещё раз со звуком;
Остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее описание процесса;
Продемонстрировать явление или процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.
Также на уроках биологии информационные технологии используют при проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся.
При этом решается ещё ряд важных задач:
Можно составить тесты, которые ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание процессов;
Повышает объективность оценки ответов;
Позволяет осуществить индивидуальный подход;
Сокращает время проверки знаний.
Народная мудрость гласит: «Не можешь изменить обстоятельств - измени хотя бы своё отношение к ним». Так и с контролем знаний: мы не можем изменить содержание, значит нужно постараться и изменить хотя бы форму проведения, сделать её интересной и доступной даже для самых слабых учеников, чтобы дети не ждали опроса домашнего задания как страшного наказания. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов ребятам нравится по многим причинам:
- Они заняты любимым делом – общением с компьютером;
- Они не теряют времени на оформление работы;
- Они легко могут исправить ошибки, и это не будет бросаться в глаза;
- Они быстро получают результат.
В Интернете есть масса программ, которые свободно выложены и предлагаются авторами бесплатно, но их почти невозможно изменить и не всегда они вписываются в формат урока. Поэтому поле для деятельности учителя здесь обширное. Самая востребованная программа в биологии Microsoft Power Point, которая позволяет демонстрировать весь визуальный ряд представителей животного и растительного мира. Неоценима эта программа и в представлении исследовательских работ, так как сейчас везде требуется презентация работы на компьютере.
В проектной деятельности совместно с учащимися мы готовим презентации для конкурса исследовательских работ (при защите проекта). В 2012 году учащийся 8 класса Михайленко Александр занял 3 место в районном конкурсе школьных научно-исследовательских работ в рамках научно-практической конференции юных исследователей с проектом на тему: ««Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы»
Сейчас мало просто выполнить работу, нужно ещё грамотно её преподнести, в чём ему во многом помогла грамотно и красочно составленная презентация работы.
3. Практическая часть
3.1 Применение презентаций на уроках биологии
Преимущество уроков биологии с использованием компьютера состоит в том, что с их помощью можно реализовать идею индивидуального, дифференцированного процесса обучения, реально подготовить ребят к активной работе в современных условиях и жизни в информационном обществе.
Приведу примеры слайдов из некоторых презентаций для усвоения и закрепления знаний по новой теме.
6 класс по теме:«Клеточное строение листа»
7 класс по теме: «Бактерии»
8 класс по теме: «Строение и функции зубов»
9 класс по теме: "Сообщества живых организмов"
Использование информационных технологий позволяет решить множество проблем. Всем учителям химии знакомы сложности, связанные с постановкой и проведением отдельных опытов, сопровождающихся выделением вредных веществ, а также их безопасностью. В этих случаях целесообразна демонстрация виртуальных опытов. Другая проблема, связана с необходимостью объяснения механизмов протекания тех или иных процессов. На словах – нет наглядности, а показать невозможно. И снова на помощь может прийти демонстрация видеофрагментов. В настоящее время имеется значительное количество электронных учебников, существуют сайты, пользуясь которыми, учителя могут обогатить свои уроки наглядностью и интересным материалом. Помимо этого учителя широко используют на уроках собственные и ученические презентации. Всё это, в конечном итоге, направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point.
3.2 Анкетирование учащихся
Я провожу уроки с использованием ИКТ четвёртый год, и поэтому для моих учеников это не является чем–то новым.
Я провела анкетирование по теме: «Как ты относишься к урокам биологии с использованием компьютера». Анкета включала в себя три вопроса:
Нравятся ли тебе уроки с использованием компьютера и почему?
Как тебе лучше запомнить новый материал, когда учитель использует на уроке компьютер или без него?
Когда ты больше волнуешься, при проверке знаний на компьютере или при устном ответе?
На первый вопрос все учащиеся ответили положительно, им нравится работать на компьютере, так как, по словам детей, «там все показано наглядно, не надо много писать, а главное можно самому самостоятельно проводить опыты».
На второй вопрос также положительные результаты были даны в 100% случаев.
В третьем вопросе мнения разделились. Половина учащихся больше волнуется при ответе с использованием компьютерной программы, а вторая - при ответе учителю.
Анализируя ответы детей на этот вопрос, для себя я определила: что в большинстве случаев зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для одних учащихся проще дается общение с людьми, другим – с машиной. Для себя я сделала вывод – при проведении контроля знаний, с помощью ПК подходить к этому дифференцированно. В результате сравнительного анализа было выявлено, что динамика качества знаний учащихся при проведении уроков с применением ИКТ выше чем при проведении традиционных уроков.
4. Заключение
Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Выводы:
Достоинство презентации в том, что при использовании этого инструмента именно учитель остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников.
Удачно подобранная картинка « в тему» помогает оживить слайд (особенно если на нем только текст). Визуальный образ работает лучше текста, а текст + образ – лучше «голого» образа.
Лучше один раз подготовить аккуратную презентацию, чем каждый раз тратить время на уроке.
Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать, переносить из одного урока в другой.
Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. В сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчается жизнь и не только учителю, но и ученикам.
Результаты самообразования:
повышение качества преподавания предмета;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
5. Список использованной литературы:
1. Интернет-ресурсы
2. Ефимова О., Моисеева М., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи - Москва: ABF, 1996
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок часть III Проблемные уроки издательство «Учитель» 2006