Влияние русской народной культуры на нравственное воспитание обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации
Любому человеку для осмысленной и достойной жизни, уважения со стороны окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Это возможно, только тогда, когда органически освоена родная культура, понято и осмысленно прошлое.
Поэтому наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Ключевые слова: дошкольный возраст, народная культура, духовно-нравственное развитие.
Дошкольный возраст - время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, которые наполняют его жизнь светом добра и заботы, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.
Воспитать из ребенка достойного человека во все времена было делом не простым. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Можно с уверенностью сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому русской культуры. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, дети окружены современным ритмом жизни. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов. Родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [1, с. 21].
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура», воспринимаемая ребенком через материнский фольклор – это колыбельные песни, потешки, прибаутки, плясовые песенки. Народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила
социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций [4, с. 26].
В это время ребенок, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек.
Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем его мире.
Народная культура в младшем дошкольном возрасте по-прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), , игрушках (матрёшка, лошадка), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством педагога активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной). В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог способствует созданию обстановки общей радости, формирования чувства любви к близким, хорошего настроения, привязанности к сверстникам.
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию и объему. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.
Уже в младшем дошкольном возрасте полезно знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.
Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.
У детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое посуды, кресла, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым.
В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре русского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине [2, с. 81].
Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов [3, с. 65].
Народная культура - предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше мы начнём процесс знакомства с народной культурой, тем больших результатов можно добиться. Дошкольный возраст - особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка формируются физиологические, психологические качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, ребёнок пытается понять, кем он является в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания [5, с. 181].
Таким образом, народная культура - это сложное общественное явление, в котором нашла выражение духовная и материальная жизнь народа. Заложенный в нем эстетический, нравственный, эмоциональный заряд бесспорен: он противостоит злу, агрессии, насилию над личностью, человеконенавистническим взглядам, деструктивным силам. Гуманистическая идея утверждения жизни и ее ценности является доминирующей ценностью в традиционной культуре.
Важно помнить и понимать, что воспитать у ребенка любовь к своей Родине – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список литературы:
1. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24с.
2. Зацепина, М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 160с.
3. Измайлов, А. Б. Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А. Б. Измайлов. – Магнитогорск: Мир детства и образования, 2007. – 319с.
4. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду / Л. Н. Ильина // Молодой ученый / Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – С. 50.
5. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа. : Учеб. -метод.пособие - 2 изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 304с.