Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Внеурочная деятельность как средство повышение мотивации к изучению иностранного языка
Перфильева Эльвира Габдулнуровна,
учитель английского языка,
МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина»
Города Вятские Поляны Кировской области
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив преподавателей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
- расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
- стимулирование интереса обучающихся к изучению предмета;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
- развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
-воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
Обучающиеся 1-3 курсов стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения студентов. [3, 133].
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать, как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние группы во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей, обучающихся - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия.
Хотя цели и задачи аудиторной и внеаудиторной работы почти полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия обучающихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Обучающиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает преподавателя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, двор учебного заведения и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д. При этом зачастую преподаватели выражают письменную оценку деятельности обучающихся через благодарственные отметки в журнале.
3. Большая самостоятельность и инициативность обучающихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь преподавателя играет ведущую роль, во внеклассной работе обучающиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям. [4, 141].
Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание преподавателем в головы студентов уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
В целях повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в «Лицее с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина» города Вятские Поляны проводится предметная неделя. Предметная неделя (Неделя иностранного языка) позволяет обучающимся систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Проведение предметной недели способствует развитию и поддержанию интереса обучающихся к иностранному языку. Обучающиеся нашего лицея принимают участие в Неделях иностранного языка, в научно- практических конфренциях, олимпиадах, конкурсах, КВНах, тематических литературных и музыкальных вечерах, викторинах, выставках плакатов и стенгазет, встречах с интересными людьми и во многих других мероприятиях.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании преподавателем контингента обучающихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.
Подводя итог, отметим, что создание комфортной образовательно среды очень важно для повышения мотивации к изучению английского языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают обучающимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У обучающихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к преподавателям и своим товарищам.
В преподавании иностранного языка внеурочная деятельность занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование «навыков» и «умений» по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени обучающихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.
Литература
Зимняя И. “Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования” – “Высшее образование сегодня” №5, 2003 г.
Голец Н.Н. Практика гидов: традиции и современное воплощение – СПб: ООО «Книжный Дом», 2011.
Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы – М.: Просвещение, 1975. – 425с.
Кондратьев А.С. Тенденции развития обучения физике в средней школе. – СПб.: Образование, 1995.