Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Внеурочная работа по географии . Работа №283980

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время для повышения качества обучения и воспитания необходимо сочетать работу на уроке с внеурочной работой по предмету. Внеурочная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развитие познавательной самостоятельности. Но одна из главных задач внеурочной работы - максимальное внимание к воспитанию будущих граждан страны.    С помощью изучения географии учащиеся получают целостное представление о мире, в котором живем, убеждаются в необходимости изучения географических закономерностей, бережного отношения к природе. Поэтому внеурочная работа по географии является одним из необходимых условий успешного воспитания настоящего патриота и гражданина.

Работа:

«Внеурочная работа по географии»

Исполнитель:

Ишманова Гульнара Насибулловна

Содержание

Введение

1. Цели и задачи внеурочной работы по географии

2. Требования, предъявляемые к внеурочной работе по географии

3.Формы и методы организации внеурочной работы по географии

4. Характеристика основных форм внеурочной работы по географии

Заключение

Список литературы

Введение

Внеурочная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса. Участвуя во внеурочной работе, ученик участвует в разносторонней деятельности, расширяет знания и умения, проявляет свои индивидуальные особенности. Внеурочная деятельность способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит воспитательный эффект. В условиях современного образования успех обучения зависит также от организации внеурочной работы по определенному предмету.

Значение внеурочной работы по географии большое, т.к. в рамках урока трудно организовать и провести практические занятия на местности. Походы по родному краю, экскурсии в краеведческие музеи помогают ученика лучше узнать родную природу, рационально использовать ее богатства и научиться беречь.

Целью данной работы является определение задач внеурочной работы по географии, предъявляемые к ней требования и описание основных форм внеурочной работы.

1. Цели и задачи внеурочной работы по географии

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Преимуществом использования внеурочной деятельности является закрепление и практическое использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, в том числе географии. В ходе внеурочной работы ученик должен не только расширить свои знания, но и должен также научиться действовать, чувствовать, принимать решения как самостоятельно, так и в коллективе.

География дает человеку наиболее полное представление об окружающем мире, в котором живет. Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время.

Основными целями внеурочной работы является:

1) создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников, для развития творческого потенциала;

2) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

3) формирование культуры общения;

4) передача опыта, знаний, умений и навыков;

5) создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ.

Задачи внеурочной работы по географии определяются общими и задачами обучения по предмету. Основной задачей внеурочной работы по географии является формирование у обучающихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества. Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

Внеурочная работа по географии связана с деятельностью в  коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Внеурочная работа способствует более тесному увязыванию теории с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволяет развивать творческие способности учащихся, выработать постоянный интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

2. Требования, предъявляемые к внеурочной работе по географии.

При организации образовательного процесса следует соблюдать важное требование: внеурочная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии. Во внеурочной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:

- общественно полезная направленность;

- профессиональная направленность;

- экологическая направленность;

- краеведческая направленность;

- современность содержания и форм внеклассной работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

- системность, непрерывное развитие внеклассной работы.

Внеурочная работа по географии связана с деятельностью в коллективе. Коллективная работа способствует воспитанию у учащихся определенных качеств - как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Внеурочная работа развивает самостоятельность, целеустремленность, способствует увязыванию теоретических знаний с практическими навыками; зарождает профессиональные интересы учащихся; позволяет развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

      Четкое планирование позволяет учителю географии правильно организовать свою деятельность, наметить нужные формы внеурочной работы. В плане необходимо указать те мероприятия, которые будут осуществляться учителем географии в течение учебного года, а также указать, какие мероприятия межпредметного характера будут проводиться в течение года. Планирование должно удовлетворять следующим требованиям:

- исходить из общей цели и задач по патриотическому воспитанию;

- отличаться строгой направленностью;

- отражать связь с современной жизнью страны;

- включать мероприятия из общешкольного плана учебно-воспитательной работы;

- учитывать индивидуальные интересы учащихся, их возрастные особенности;

- использовать разнообразные методы и формы во внеурочной работе.

Все проводимые мероприятия должны придерживаться задачам, поставленным на период учебного года. В плане должно быть указано краткое содержание работ, формы занятий, время их проведения, ответственности за исполнение. К планированию внеурочной работы необходимо привлечь учащихся, учитывать их пожелания, интересы, что поможет сделать план внеурочной работы осуществимым. В основу планирования всех видов внеурочной работы по географии берется годовой цикл жизни школы, разделенный на учебные четверти, недели. Итогом спланированной, целенаправленной, систематически проводимой внеурочной работы по предмету является:

- полная успеваемость по предмету;

- повышение интереса к изучению географии как науки;

- высокий уровень знаний по предмету;

- повышение работоспособности учащихся на уроке, быстрое восприятие нового материала.

   Школьный курс географии дает учащимся знания о природе Земли, населяющих ее народах, хозяйстве, т.е. формирует представления об окружающем мире. В содержании внеурочной работы выделяют два направления:

- углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников;

- формирование умений и навыков при проведении практических работ на местности.

В обоих направлениях широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

Особенностью внеурочной работы по географии является осуществление межпредметных связей с другими школьными предметами: биологией, историей, химией. Реализация межпредметных связей позволяет успешно решать задачу формирования умений, вооружать школьников знанием способов действий, что это значительно повышает их самостоятельность.

Одним из требований к организации внеурочной работы по географии является системность, которая обеспечивается планированием внеурочной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы. В основе системности и развития внеурочной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов школьников.

Соблюдение указанных требований к реализации внеурочной работы способствует созданию системы внеурочной работы, которая характеризуется следующими уровнями:

1 уровень: использование внеурочной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии.

2  уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. Необходимо развить и поддержать интерес учащихся к предмету.

3  уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.

3.Формы и методы организации внеурочной работы по географии.

Чтобы вызвать интерес у школьников к предмету и вовлечь его во внеурочную деятельность, необходимо проводить такую работу в необычной форме. Эти формы должны быть разнообразны, рассчитаны на различные категории детей.

К числу методов проведения внеурочной работы по географии, выделяемых по источникам знаний, можно отнести:

- наблюдения, которые можно применять при изучении, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека;

- опытно-экспериментальный метод - изучение процессов и явлении природы, которые затруднительно наблюдать в действительности;

- словесные методы обращены к сознанию ребенка, способствуют осмысленности, содержательности его деятельности.

Необходимо отметить такие составляющие как:

а) лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса;

б) беседа - передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами;

в) доклад - публичное, развёрнутое сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных;

г) интервью - разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

В этой группе методов источником знаний служит слово учителя.

Беседы, лекции, интервью проводят ученые, сотрудники в экспедиции, работники государственных учреждении, проводящие исследования природы нашей страны, ее недр;

- практические методы осуществляются во время проведения практических занятий. Опыты необходимо готовить заранее, а учащиеся анализируют результаты опытов, зарисовывают или фотографируют их.

- экскурсионный метод позволяет изучать объекты и явления в природе, на производстве, на выставке, в музее. Способствует повышению интереса к изучению географии, позволяют выявить способности и склонности учащихся, имеют большое образовательное, развивающее и воспитательное значение;

- изучение источников, играющих большую роль в самостоятельной работе учащихся. Этот метод применяют на различных этапах исследования географического объекта: во время подготовки исследования, во время его проведения и на заключительном этапе;

- конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей, включая действующие, приборы, инструменты, оборудование, необходимые для понимания сущности изучаемых географических явлений;

- картографический метод - изложение информации о размещении различных объектов на определенной территории. Большую роль играют сравнение карт различных периодов, а также карт с другими источниками.

Формы внеурочной работы различаются в зависимости от количества учащихся и от периодичности проведения занятий. Выделяют следующие формы внеурочной работы по географии:

1) систематические постоянные (географические кружки, географические факультативы, научные общества учащихся, клубы любителей природы, музеи). Систематические формы внеурочной работы рассчитаны на углубленную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, общества, лекторские группы. Эту форму работы можно разделить на:

- фронтальную, проводимую с большим составом участников,

- групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников,

- индивидуальную работу с отдельными учащимися.

2) эпизодические разовые (олимпиады, неделя географии, географические вечера, походы, экскурсии, экспедиции). Эпизодическая внеурочная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеурочной работы по географии.

Эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот.    

Групповые формы внеурочной работы (факультативы, кружки, экскурсии, походы) охватывают группу от 30-35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеурочной работы характерна активная деятельность каждого участника. Для эффективного проведения групповой работы по географии необходим четко продуманный план.

Индивидуальная внеурочная работа по географии - работа исполнительского характера (подготовка доклада по плану, предложенному учителем, составление     альбома). Индивидуальная        работа      носит исследовательский характер.

    Формы внеурочной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеурочной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

4. Характеристика основных форм внеурочной работы по географии.

1. Географические кружки.

Они формируют воспитание активности, самостоятельности, способствуют развитию познавательных интересов учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста. В деятельности кружка необходимо выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки и т. д. географических кружках можно развивать творческие способности учащихся, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Географические кружки по содержанию разделяют на группы:

1) Занимательные кружки для привлечения учащихся к  изучению географии.

Занимательность предполагает привлечение учеников в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей.

2) Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Основная задача - совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке. Необходимо развивать познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету. Для этого проводятся разнообразные соревнования, игры, решаются географические задачи.

3) Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам.

4) Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках. Они способствуют углубленному изучению какого-то конкретного раздела географии.

Эффективность деятельности кружка возможна при планировании работы. В плане необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

2. Географические факультативы.

Реализация факультативов способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Они способствуют развитию постоянного интереса у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия взаимосвязаны со школьной программой предмета. По формам организации факультативные занятия можно разделить:

- на классные: семинары, консультации, встречи со специалистами;

- внеклассные: экскурсии, практические работы на местности.

Большой интерес у учащихся вызывает привлечение к проведению факультативных занятий различных специалистов, которые работают в местных организациях. Их лекции имеют значительное воспитательное значение, помогают в выборе будущей профессии. При организации факультативов сочетают теорию и практику. Практические занятия представляют больший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся. Задачами географических факультативов являются:

- развитие географического мышления;

- обогащение более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;

- формирование у учащихся умений работы с различными источниками географической информации;

- знакомство с широким кругом профессий.

Таким образом, факультативы — форма внеклассной работы, которая связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для таких занятий характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся. Результатом занятий школьников являются их успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.

3. Школьные музеи.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов — источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Основой создания музея является краеведческая работа, опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся. Сбор необходимых материалов начинается с самостоятельного изучения источников. В краеведческой работе принимают участие, как учащиеся, так и их родители, причем учащиеся разных школьных возрастов — это залог преемственности в его работе, поддержания музейных традиций. При создании школьного музея учитель географии тесно сотрудничает с учителями истории, биологии и литературы, именно поэтому на базе школьного музея наиболее успешно реализуются межпредметные связи. Необходимо учитывать, чтобы при создании школьных музеев учитывалась специфика края, особенности его природы и истории.

4. Географические клубы.

В работу клубов привлекаются учащихся разного возраста, специалистов из разных областей. Основными формами занятий школьного клуба являются различные лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы. Работа клуба играет большую роль в деле воспитания экологической культуры выпускников школы, в профориентационной работе, в воспитании любви к своему родному краю. При клубной форме работы больше внимания уделяется практической деятельности учащихся, организации их общественно полезного труда и меньше внимания — теоретическим методам работы с литературой, справочниками и т. д.

5. Географические олимпиады.

Олимпиады по географии — массовый вид соревнований учащихся, целью проведения которых является вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по  предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся. Географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с интересным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками — географические конференции, приглашать в школу ученых-географов, лекторов

При проведении краеведческих олимпиад необходимо сочетание научности, проблемности и занимательности. Обязательным условием является реализация межпредметных связей с другими предметами. Олимпиады можно проводить в несколько туров. При организации олимпиад следует учитывать, что задания для них должны быть интересными, «нестандартными. Все вопросы для олимпиад должны быть построены таким образом, чтобы принцип научности сочетался с принципом занимательности. Кроме того, должны быть вопросы как на проверку фактов, знание теорий, так и на проверку практических умений школьников.

6. Географические вечера.

Географические вечера проводятся как самостоятельные мероприятия, так и как составная часть школьной недели географии. Тематика географических вечеров связана с определенными юбилейными датами истории нашей страны или юбилейными датами родного города. Данная тематика вечера обычно определяется учащимися, занимающимися в географических кружках, с помощью учителя. Сценарий могут готовить самостоятельно старшеклассники. Особое место в содержании внеклассной работы уделяется знакомству школьников с жизнью и деятельностью выдающихся ученых — географов, путешественников. Эта помогает расширить кругозор школьников, профессионально их сориентировать, развить интерес к географической науке. Образовательно-воспитательное значение такого вечера многогранно: это и профессиональная ориентация, и знакомство с историей развития науки.

7. Проведение конференций по географии.

С  помощью конференций удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Конференции поводятся в форме игр. Учащимся отстаивают свои взгляды, мнения. Целесообразно проводить конференции в форме игры можно в том случае, если учащиеся заинтересованы темой и обладают умениями самостоятельной работы.

Заключение

В настоящее время для повышения качества обучения и воспитания необходимо сочетать работу на уроке с внеурочной работой по предмету. Внеурочная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развитие познавательной самостоятельности. Но одна из главных задач внеурочной работы - максимальное внимание к воспитанию будущих граждан страны.    С помощью изучения географии учащиеся получают целостное представление о мире, в котором живем, убеждаются в необходимости изучения географических закономерностей, бережного отношения к природе. Поэтому внеурочная работа по географии является одним из необходимых условий успешного воспитания настоящего патриота и гражданина.

Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений учащихся, развитие их способностей, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, организацию социальной деятельности в пределах своего края. Походы по родному краю, дальние экспедиции, кружки по интересам, недели географии с приглашением известных географов, участников современных экспедиций, географические вечера, викторины всегда привлекали школьников, помогали им выбрать профессию, часто связанную с географической наукой. При выполнении различных занимательных заданий по географии в процессе обучения складывается личность ученика. Внеурочная работа по географии обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, правового и геоэкологического самосознания, духовности и культуры, толерантности, инициативности, самостоятельности, трудовой мотивации, коммуникативной компетентности.

 

Список литературы.
1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова. - М.: Просвещение, 1988. - 157 с.

2. Елисеев А.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии / А.В. Елисеев // География и экология в школе 21 века. - 2010. - №1. - С. 52-55.

3. Душина И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. - М.: Просвещение, 2007. - 509 с.

4. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе / Л.М. Панчешникова. - М.: Просвещение, 1997. - 320 с.

5. Рубчевский К. В. Роль школьного курса географии в социализации личности молодого человека / К. В. Рубчевский // География в школе.- 2003. - №4. - С. 58-60.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×