Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Вокально-хоровая работа в детском саду . Работа №299739

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Хоровое пение в детском саду - это, прежде всего, работа по созданию красоты и гармонии, возможность внутреннего развития ребенка, его музыкальных способностей. Хоровое творчество-дело коллективное, где каждый поющий зависит от взаимодействия с остальными участниками. Данное пособие рекомендовано для музыкальных руководителей детского сада. Оно включает в себя следующие методы:упражнения для развития дыхания без звука, звуковые дыхательные упражнения, дыхательные упражнения под музыку, артикуляционная гимнастика в форме сказки "Путешествие язычка", речевые ритмо-интонационные игры и упражнения,биозвукотерапия, методику массажа внутренних органов, влияние звуков на органы человека.

 

 

Работа:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №32 муниципального образования Лениногорский муниципальный район
Республики Татарстан
Вокально-хоровая
работа в детском саду
С. В. Киселёва, муз. руководитель
высшая квалификационная категория
г. Лениногорск, 2021.
Хоровое пение в детском саду
Голос ребенка – естественный инструмент,
которым он обладает с самых ранних лет.
Вот поэтому пение все время присутствует
в жизни ребенка, заполняет его досуг.
И.А. Ветлугина
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной.
Все начинается с детства. Нам всем хорошо известны эти слова В.Сухомлинского.
С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.
Хоровое пение в детском саду - это, прежде всего, работа по созданию красоты и гармонии, возможность внутреннего развития ребенка, его музыкальных способностей. Хоровое творчество-дело коллективное, где каждый поющий зависит от взаимодействия с остальными участниками.
Велико воздействие хорового искусства на становление человека как личности. У обычного среднеодаренного ребенка мало возможностей для самовыражения в музыке: он не ярко поет, невыразительно двигается. Но при умелом подходе руководителя дошкольники могут добиться высоких результатов в исполнительстве.
Голосовой аппарат детей дошкольного возраста очень хрупкий, в основе их диапазона лежат примарные тона. Ограничивают вокально - хоровые возможности дошкольников фальцетная манера пения, одноголосие, отсутствие координации между слухом и голосом. Функционирование голосового аппарата, характер его действия в процессе обучения пению, может, так или иначе, повлиять на его формирование, особенно в период его бурного роста в раннем детском возрасте. Следовательно, специально тренировать детский голос не только возможно, но и необходимо.
Исследования ученых доказывают, что формирование музыкального слуха и голоса идет легко и быстро лишь до определенного возраста - примерно до восьми лет, причем, чем младше ребенок, тем он легче перестраивается.
По рекомендации основоположника русской вокальной школы М.И.Глинки, в основе методических систем обучения хоровому искусству лежит концентрический метод, использующийся в современной практике.
Великий композитор разработал ряд положений по овладению вокально - хоровым навыкам: плавное пение, непринужденность и свобода голосообразования, умеренное открытие рта, отсутствие усилий, не громкое и не тихое пение, попадание в ноту без подъездов, умение долго тянуть ноту.
Хоровое пение - древний вид музыкального творчества. Оно всегда было потребностью людей. В Древней Греции понятие необразованный человек было синонимом не умеющего петь в хоре. В легендах можно встретить такую фразу: Знали титаниды Океана, что нет лекарства целительней песни…
Звук, зарождающийся во время пения, на 15-20 % уходит во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный массаж внутренних органов хорошо стимулирует их работу. При пении увеличивается жизненная емкость легких, укрепляются органы дыхательной системы.
Наши вокально-хоровые занятия начинаются с дыхательных упражнений без звука, затем выполняются упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. Это способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Также используем упражнения на развитие дыхательных мышц, рекомендованные автором оздоровительной программы для дошкольников Здравствуй! М.Л.Лазаревым.
Вокально-хоровая деятельность осуществляется в атмосфере психологического комфорта: дети все постигают через игровые приемы (по методике О.В. Кацер), потешки, двигательную активность (по методу К.Орфа). Особенно дети любят петь каноны в двух, трех, четырех и даже пяти кругах. Эмоциональная настроенность- стимул в обучении хоровому пению.
Каждая песня представляет собой эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг. Репертуар подбирается с учетом психофизиологических особенностей детей, классического наследия, национального компонента.
Используются произведения выдающихся детских композиторов: В.Шаинского, Р.Бойко, Г.Гладкова, А.Филиппенко и песни местных авторов. Разнообразие репертуара способствует развитию мышления, памяти, кругозора, формирует вокально- хоровые навыки и музыкально- эстетический вкус детей.
В нашем хоре участвуют 35 детей. В этот творческий процесс вовлечены педагоги и, конечно же, родители, которые непосредственно принимают участие в подготовке костюмов, атрибутов к концертам. Особенно с большим нетерпением все жду заключительного отчетного концерта, который заканчивается бурными овациями, словами благодарности и цветами!
Хоровое искусство объединяет людей и обогащает их духовно. Поющий человек более способный, добрый, он больше видит и замечает, он общается, он просто занимается делом - он занят. Искусство видят не все и если человек способен созидать в области искусства, то он уже находится на высоком уровне понимания жизни.
Упражнения для развития дыхания без звука
Вдох и выдох (по Н.И. Журавленко). Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: Вдох! Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово выдох дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.
Дирижер (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха). И.п.: стоя, руки опущены вниз. Педагог-дирижер поднимает руки вверх и считает до 3, дети делают вдох. Дирижер держит руки вверху и считает до 3, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук дирижера дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.
Быстро — медленно (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха). Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро — коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные с, ш, ф.
Попеременное дыхание (по методу йогов). Цель этого вида дыхательных упражнений — сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая), при вдохе через вторую — другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной ноздрей, то другой. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза. Двухфазное йоговское дыхание хорошо для активизации внимания. Если дети возбуждены, это упражнение помогает быстро снять напряжение и подготовиться к дальнейшей работе.
Мороз (для равномерного выдоха). Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и отогрелись.
Упражнение на сохранение вдоха (по К.В. Тарасовой). После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра резиновый круг. Этот резиновый круг не должен опасть до начала пения, мы просим ребенка сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты ребра.
Упражнения на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала. Это могут быть силуэты парохода, паровоза с прикрепленным к трубе кусочком тюля, домика с окошком, в котором висит занавеска, лодки с парусом из легкой ткани или свечи с огнем из красной капроновой ленты (см. Приложение 3). Ребенок держит, например, пароход на уровне лица на расстоянии 8-10 см от губ, делает вдох, задерживает дыхание и выдыхает воздух медленно и равномерно, произнося при этом: Ду-у-у... Подобные упражнения используют в своей практике логопеды при работе над речевым дыханием.
Упражнение с листком бумаги. Взять двумя пальцами небольшой лист тонкой бумаги для офисной техники за верхнюю часть, держать его на уровне лица на расстоянии 8-10 см от губ. Сделать вдох и медленно дуть на бумагу. Если выдох плавный, равномерный, лист бумаги слегка отклонится, а если выдох прерывистый, то он будет то подниматься, то опускаться.
Дыхательная зарядка (из опыта певицы Л. Казарновской). И.п.: стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 — вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 — задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 - выдох, наклон вперед, опуская руки.
10. Упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется. Он должен происходить самопроизвольно.
Ладошки. Счет на 4. И.п.: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, и ладони сведены перед грудью. Вдох — с силой сжимать ладони, одновременно коротко втягивая воздух через нос. Выдох самопроизвольный через рот.
Кошечка. Счет на 4. И.п.: стоя, руки согнуты в локтях. Вдох — выполнять повороты вправо и влево, втягивая воздух через нос. Выдох — возвращаемся в и.п., выдыхая через открытый рот.
Ушки. Счет на 4. И.п.: стоя, руки на поясе. Вдох — наклон головы вправо, втягивая воздух через нос. Выдох — через рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.
11. Упражнение на развитие силы дыхательных мышц Синьор Помидор
рекомендовано автором оздоровительной программы для дошкольников Здравствуй!
М.Л. Лазаревым. И.п.: стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.
Силовое дыхание (по M.Л. Лазареву). И.п.: стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряженными руками совершаются вращения по кругу вперед, пока выдох не закончится.
Очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы). И.п.: стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.
Звуковые дыхательные упражнения
Воздушный шар (на равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга). Дети, держась за руки и встав в круг, представляют свой кружок воздушным шариком и сдувают его: произносят звук с и, медленно скользя, переставляют ноги на 2—3 см внутрь круга. Затем надувают шарик — при помощи звука ф, медленно передвигаясь спиной от центра наружу. Руки не натягивать, чтобы шарик не лопнул. Таким образом шарик сдувается и надувается почти незаметно.
Пузырь. Аналогичная игра для малышей. Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг и медленно отходят назад под слова:
Надувайся, пузырь,
Надувайся, большой!
Оставайся, пузырь,
И не лопайся!
Русская народная потешка
На слово Лопнул! дети, не расцепляя рук, сходятся в середину круга, произнося звук ш.
Котенок и шар (для спокойного выдоха ртом). Рекомендуется для младших дошкольников. Дети встают в круг, как в игре Пузырь, и расширяют круг под слов:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Ф-ф-ф... Дети делают выдох ртом, произнося
ф-ф-ф...
Подошел и лапой — хлоп! Хлопают в ладоши.
Ну а шарик сразу — лоп! Приседают.
Пальчиковая игра Воздушный шар. Дети рассказывают стихотворение, выполняя соответствующие движения:
Надуваем, дети, шарик, Прижимают ладони друг к другу и дуют в них.
Он становится большой. Оставляя пальцы прижатыми друг к другу,
отводят ладони, образуя шарик.
Вдруг шар лопнул, Резко прижимают ладони друг к другу.
Воздух вышел — После короткого энергичного вдоха делают
Ш-ш-ш... продолжительный озвученный выдох.
Стал он тонкий и худой. Протягивают прижатые друг к другу ладони
вперед.
В. Цвынтарный
Упражнение на поддержку столба дыхания Собачки (по К. Тарасовой). Прямая мышца живота подтягивается в направлении вверх, поддерживая воздушный столб, возникающий во время пения. Когда дети имитируют собачий лай, это движение возникает непроизвольно. Предлагаем ребятам положить руки на живот и почувствовать, как он движется, когда они резко и коротко произносят: Ав-ав!.. Затем нужно попытаться произнести продолжительно А-а-а-ав с тем же движением передней мышцы живота.
Две собаки (по М.А. Давыдовой). Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, выполняя движения, аналогичные предыдущему упражнению.
Дыхательные упражнения (по Б.С. Толкачеву). Данный метод был разработан автором для физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями. Он характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Петух. И.п.: встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь. Дети рассказывают стихотворение В. Данько:
Петя-Петя-Петушок Дети выполняют наклоны головы
Целый день учил стишок, вправо-влево.
А запомнил он строку Наклоны головы вперед-назад.
Лишь одну: Ку-ка-ре-ку!
На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают
дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе: Ку-ка- ре-ку!
Ежик (способствует очищению легких). И.п.: сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: Пх-пх-пх...
Комарик. Дети ставят ладони на плечи (крылышки), машут ими, двигаясь по залу и произнося звук з-з-з... в динамике от piano до forte через crescendo и обратно.
Комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания (по M.Л. Лазареву).
Данный комплекс дыхательной гимнастики направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, которая позволяет также улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Все упражнения предполагают продолжительный озвученный выдох.
Муха (для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица). И.п.: стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. После глубокого вдоха негромко произносится звук в до полного выдоха воздуха из легких. Повторить 4 раза.
Комар (для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи). И.п.: стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдохнуть. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук з. Повторить 4 раза.
Жук (для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки). И.п.: стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдохнуть. На выдохе произнести долго и негромко звук ж. Повторить 4 раза.
Стрекоза (для энергетической подзарядки солнечного сплетения). И.п.: стоя, закрыв глаза. Положить ладонь на область солнечного сплетения. Вдохнуть. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук м. Повторить 4 раза.
Звуковая релаксация (для расслабления дыхательных мышц организма). И.п.: лежа на спине с закрытыми глазами. Тихо произносить звук ф, пытаясь тянуть его как можно дольше. Затем так же произносить звуки х-ц-ч-ш-щ-с. Каждый звук повторить 2 раза.
Губное резонирование (по Т.В. Охомуш). На счет 1—2 — вдох, выдох — как
можно дольше, с одновременным произнесением звука в, держа губы полусомкнутыми и ощущая работу диафрагмы. Есть вариант упражнения для детей Волчонок учится показывать зубы. 1-й вариант — выдвигается вперед нижняя челюсть, зубы оказываются над верхней губой, пропевается любой по высоте звук в. Это упражнение снимает зажим с нижней челюсти и гортани. Во 2-м варианте впереди оказывается верхняя челюсть, зубы над нижней губой, ноздри расширяются, поется любой звук на в. Упражнение помогает петь, чувствуя работу мышц спины.
Дыхательное упражнение с движениями Воздушный шар.
Вступление. Дети надувают шарик (делают активный вдох через нос и
энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой).
Мы надули шар воздушный, Прижимают ладони друг к другу и медленно разводят
Вот такой большой-большой, руки в стороны.
Отпустили его в небо, Поднимают руки вверх.
Помахали вслед рукой. Прощально машут рукой.
Полетел воздушный шарик Разбегаются врассыпную по залу, руки на поясе.
Прямо в небо к облакам,
Но за сук он зацепился, Резко останавливаются.
Лопнул, хлопнул — БАМ! 3 раза хлопают в ладоши.
Ш-ш... Приседают, произнося на продолжительном
выдохе звук ш-ш...
11. Речевые игры на дыхание всегда доставляют детям радость. Для них педагог подбирает забавные стихи, вызывающие положительные эмоции.
Игра ЛЯГУШКИ
Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово ква, активно работая мышцами, стараясь передать возгласами характер текста.
Мы лягушки-кваксы,
Ночь чернее ваксы...
Шелестит трава.
КВА!
Разевайте пасти,
Больше, больше страсти!
Громче! Раз и два! КВА!
Красным помидором
Месяц встал над бором,
Гукает сова...
КВА!
Под ногами кочки,
У пруда цветочки.
В небе - синева.
КВА!
Месяц лезет выше,
Тише, тише, тише,
Чуть-чуть-чуть, едва:
КВА!
С. Черный
Игра КУКАРЕША
Педагог читает стихотворение. Дети кричат: Ку-ка-ре-ку!, хлопая себя ладонями по бедрам и энергично работая диафрагмой.
Кукареша шел на реку,
Кукарекал:
КУ-КА-РЕ-КУ!
Шел на реку, на реку
И кричал:
КУ-КА-РЕ-КУ!
12. Произнесение на одном дыхании скороговорок. Например, дети говорят: Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки и начинают считать на одном дыхании: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка... Чем больше Егорок ребенок сможет назвать, тем лучше, потому что тем больше у него объем легких.
Скороговорки
На пенечках пять опят
Дружно выстроились в ряд.
Раз опенок, два опенок... пять опенок.
Вот какой у нас отряд
Крепких маленьких опят.
М. Картушина
На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова...
Грелся Максим,
Бегая вокруг осин:
Раз осина, два осина...
Лежит ежик у елки,
Сосчитай ежа иголки:
Раз иголка, два иголка...
На пороге вытри ноги,
Вытри ноги на пороге:
Вытри - раз, вытри - два...
Произнесение текста активным шепотом (по Г.П. Стуловой) способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание.
Проговаривание предложений, различных по продолжительности, помогает увеличить объем дыхания. Дети повторяют предложение за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения брать дыхание нельзя. Например, упражнение Едем в гости (модель М. Картушиной):
Едем в гости.
Едем в гости к бабушке.
Мы едем в гости к бабушке.
Мы все вместе едем в гости к бабушке.
Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.
Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.
Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.
Дыхательные упражнения под музыку
Дыхание под музыку (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха). Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление звучания дети делают вдох, на затихание — выдох. Ладони лежат на животе. Дети должны почувствовать, как на вдохе живот идет вперед, а на выдохе возвращается в и. п.
Музыкальная психорегуляция дыхания, предложенная музыкальным психотерапевтом В.И. Петрушиным, заключается в глубоком брюшном (диафрагмальном) дыхании, выполняемом под музыку. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и массирует внутренние органы полости живота. Подробнее с этой методикой можно познакомиться, прочитав книгу В.И. Петрушина Музыкальная психология (М.: Владос, 1997). Фонограммы к дыхательным упражнениям сделаны петербургским центром Белая медведица (аудиокассета Мастерская релаксации). Некоторые из них можно использовать в работе с детьми, так как они образны по своему содержанию (Недоеная корова, Сытая лошадь) и выразительны по музыкальному языку.
Засыпающий цветок. Мысленно представляем себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон; на одну долю делаем вдох, на три — выдох. Медленный выдох и задержка дыхания на выдохе понижают артериальное давление и оказывают расслабляющее и успокаивающее действие.
Самурай на тренировке. Сделать полный глубокий вдох. Выдох производится в 3 этапа: 1) первая порция выдоха с ударом руками в грудь; 2) вторая порция выдоха с ударом руками в грудь; 3) третья порция выдоха с ударом руками в живот. На выдохе желательно открывать рот и высовывать язык, на 3-й фазе выдоха — слегка наклоняться вперед. Внимание: количество повторений строго по самочувствию; упражнение нельзя выполнять при повышенном давлении. Упражнение освобождает от мышечных зажимов на уровне груди и живота.
Упражнения на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на ниточках мы позаимствовали из приемов работы логопедов. К бабочкам, птичкам, снежинкам, звездочкам, изготовленным из легкой бумаги, прикрепляется нитка с петелькой на конце. Ребенок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на бумажные фигурки, наблюдая, как в воздухе танцуют, например, снежинки. Для звукового сопровождения подобных упражнений рекомендуется использовать фонограммы классической или народной музыки, записанной на фоне звуков природы — пения птиц, воя ветра, шума листвы и т.д. (см. Приложение 4).
Упражнение Свеча. Педагог держит зажженную свечу так, чтобы поющий мог, неменяя положения головы, задуть ее, т.е. огонек свечи должен находиться на небольшом расстоянии от губ поющего и на одном уровне с ними. Петь нужно так, чтобы огонек оставался почти неподвижным. После окончания пения резко выдохнуть и задуть свечу. Это упражнение проводится только с детьми подготовительной группы. Оно дает возможность добиться равномерного выдоха. Обычно мы используем это задание в период подготовки к рождественским праздникам, когда рассказываем детям о традициях празднования Рождества, обычае зажигания свечей. После этого упражнения хорошо спеть рождественскую песню при свечах, выключив свет в зале. Но, безусловно, нельзя забывать о технике безопасности: зажигать и держать свечу может только взрослый.
Комплекс дыхательных упражнений с движениями. Для него подбирается спокойная музыка вальсового характера.
Упражнение № 1. На вдох — вращение кистями с медленным подниманием рук вперед-вверх; на выдох — опускание рук вниз через стороны.
Упражнение №2. Спокойный вдох носом - задержка дыхания - спокойный выдох ртом, говоря при этом пф и делая одновременные плавные движения руками вперед.
Упражнение №3. Спокойный вдох через нос - правая рука идет вперед, левая - назад; спокойный выдох через нос - правая рука - назад, левая - вперед.
Упражнение №4 (на расслабление). Звучит фонограмма Колыбельной на фоне звуков леса. Дети ложатся на пол по кругу, головой в центр, сначала резко напрягают мышцы, потом резко расслабляют их, закрывают глаза и слушают музыку. Дыхание спокойное, произвольное. Педагог может прочитать на фоне музыки стихотворение, например такое:
Пау-пау-паучок,
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Сон про лето ткал.
Сон про солнышко-колоколнышко,
И про дождь грибной,
И про нас с тобой...
Н. Пикулева
Губная вибрация. Пропевание коротких мелодий, во время которого воздух выдыхается так, чтобы губы вибрировали и издавали звук, похожий на работающий мотор автомобиля. Это упражнение рекомендуется чередовать с пропеванием звука р.
Упражнение на активную работу диафрагмы (по школе Дэль — У). На каждый звук у энергично работают мышцы живота. На верхний звук активно поднимается вверх диафрагма.
Попевки с использованием дыхательных упражнений используются в качестве распевок. Они помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготавливают голос к дальнейшей работе.
Упражнение ПАРОВОЗ
Едет-едет паровоз - чух-чух, чух-чух!
Раздается стук колёс - чух-чух, чух-чух!
Я колёсами стучу - чух-чух, чух-чух!
Если хочешь, прокачу - чух-чух, чух-чух!
Упражнение закрепляет навык активной работы диафрагмы.
Упражнение ВЕТЕР
Дует, дует ветер — у-у-у... Дети качают перед собой руками
вправо-влево.
Я всех сильней на свете — у-у-у...
Дерево качаю — у-у-у… Качают поднятыми вверх руками из стороны
в сторону.
Парус надуваю — у-у-у… Соединяют ладони над головой
(парус).
С листьями играю — у-у-у… Вращают кистями, разводя руки
в стороны.
На землю опускаю — у-у-у... Плавно опускают руки.
Упражнение способствует равномерному выдоху.
В упражнении закрепляются два навыка: активная работа диафрагмы и равномерный выдох.
Использование дыхательных упражнений в песнях как изобразительный прием. Например, в песне Н. Метлова Поезд можно включить произнесение междометия чух-чух в проигрыше, или в песне Кастрюля-хитрюля произносить пых-пых, подражая пыхтению каши.
Упражнение КАСТРЮЛЯ-ХИТРЮЛЯ
Кастрюля-хитрюля Дети водят указательным пальцем правой
Нам кашу варила, руки по ладони левой (варят кашу).
Нам кашу варила,
Платочком накрыла. Поднимают раскрытые ладони
Платочком накрыла и наклоняют их вперед.
И ждет нас, пождет, Ставят руки полочкой перед грудью.
И ждет, кто же первый, Разводят руки в стороны-вперед,
Кто первый придет! развернув ладони вверх.
Пых-пых, пых-пых, Кладут ладони на живот и активно работают
Пых-пых, пых-пых! мышцами живота.
Пш... Кладут кулачок одной руки на раскрытую
Ладонь другой и поднимают его вверх
(снимают с кастрюли крышку).
Артикуляционная гимнастика (в форме сказки Путешествие язычка)
Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Они путешествуют вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.
В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно. Артикуляционная гимнастика помогает:
устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
развить мимику, артикуляционную моторику;
развить выразительную дикцию.
Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно
и страшно. Стал он выход искать.
В одну Щечку постучал,
в другую -
не открываются. Толкну-ка я посильнее! подумал Язычок и стал толкать сначала одну
Щечку, а потом и другую.
Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала
верхнюю, а затем и нижнюю Губу.
В это время Ротик зевнул и открылся.
Язычок увидел выход и направился к нему,
но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.
Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?! - возмутился Язычок. А Зубки ответили: Мы сегодня еще ничего не жевали.
И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой.
И с правой,
и с левой стороны
он оказался невкусным.
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю.
Нижняя Губа обиделась,
а верхняя улыбнулась
(ей было немного щекотно).
А Зубки все не успокаивались.
Они попытались откусить кусочек Щеки.
Язычок смотрел на Зубки и думал: Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня
еще никто не сделал им ничего приятного?
Язычок принялся мыть сначала верхние,
а потом и нижние Зубки.
И еще раз верхние и, конечно же, нижние
зубки.
Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать.
- рот закрыт (губы сомкнуть)
- проткнуть языком щеку
- проткнуть языком другую щеку
- проткнуть языком щеку
- проткнуть языком другую щеку
- проткнуть языком верхнюю губу
- проткнуть языком нижнюю губу
- зевнуть
покусать кончик языка
- пожевать язык боковыми зубами
- пожевать язык с другой стороны
- пожевать язык справа
- пожевать язык слева
- покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
назад
покусать нижнюю губу по всей длине
покусать верхнюю губу
оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение
поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы и придав лицу выражение улыбки
закусить изнутри щеки боковыми
зубами
провести языком между губами
и верхними зубами, как бы очищая их
провести языком между губами
и нижними зубами
провести языком между губами и
зубами
обнажить зубы, растянув губы в улыбке.
После того как дети инсценировали путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.
Вот зарядка язычка:
Влево —
вправо,
Раз,
два,
Вверх —
вниз,
Вверх —
вниз,
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь!
Ротик, открывайся!
язычок, покажись
И зубов не страшись!
А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы. Кусаются, кусаются
И не унимаются.
А губы то хохочут,
То сильно обижаются,
То весело хохочут,
То снова обижаются
Зубам надоело кусать —
Стали язык жевать.
Язычок — не лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный! Зубки,зубки, успокойтесь, Хорошенечко умойтесь,
Не сердитесь, не кусайтесь,
А вместе с нами улыбайтесь!
проткнуть язычком левую щеку
проткнуть язычком правую щеку
еще раз левую
еще раз правую щеку
проткнуть язычком верхнюю губу
затем нижнюю
еще раз верхнюю губу
еще раз нижнюю губу
вибрато губами
широко открыть рот
покусать кончик язычка
высовывать язык вперед и убирать назад
покусывая всю поверхность языка
покусать нижнюю губу по всей поверхности
покусать верхнюю губу по всей поверхности
в улыбке открыть верхние зубы
вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение
в улыбке открыть верхние зубы
вывернуть нижнюю губу
пожевать язык боковыми зубами
- провести язычком между верхней губой и зубами
- провести язычком между нижней губой и зубами улыбнуться.
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения
Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха — способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т. к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.
Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха:
чувства ритма,
темпа, тембра, интонационной выразительности;
развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;
раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;
формируют естественное звучание голоса.
Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения. Особенно полезны речевые ритмо-интонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.
Начинаем игры и упражнения с использования самых близких ритмов, например: имен детей, приветственных слов (Здравствуйте), названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т. д.
Например, речевая игра Имена.
Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия. Каждый друг за другом называет свое имя. Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог. Затем проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками. Проговариваем имя и шлепаем по коленям на каждый слог. Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.
Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.)
Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу или зову педагога все должны сесть на свои места или встать у окна.
Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко — тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке ведущего.
Вот еще несколько примеров таких заданий:
А сейчас вспомним, кого сегодня нет? (Дети называют имя отсутствующего ребенка, например: Лена). Давайте превратимся в маленьких зайчиков. Покажите, какие мы стали маленькие! (Педагог показывает близко расположенные ладони). И голосочки у всех тоненькие. Зайчики ищут и зовут: Ле-на! ... (много раз).
А сейчас превратимся в больших зайцев! В каких? (Широко расставить ладони). А голоса у нас какие? — Громкие, сильные! Позовем Лену! Ладоши превращаются в дирижеров. Дети внимательно следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии дирижерским жестам. Жесты могут быть контрастными или постепенными. Впоследствии роль дирижера может быть отдана ребенку.
Эту игру можно разделить на несколько частей, постепенно прибавляя следующие варианты. Впоследствии речевую игру с именами можно продолжить, добавив варианты игры в Эхо, но уже с пением.
Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и т. д. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме и темпе. Текст речевых игр не надо заучивать с детьми. Он запоминается в процессе игры. Лучше, если текст произносится с одновременными движениями рук, ног или всего тела.
Например, речевая игра на текст заклинки Дождик.
Проговариваем текст в размере две четверти:
Дождик, дождик,
пуще лей!
Чтобы было
Веселей!
Варианты заданий
Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз тихо.
Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
4. Две группы детей играют в эхо:
а)первая произносит громко весь текст, вторая — как эхо, произносит тихо.
б)первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлепает (можно поменяться ролями);
в)первая только произносит текст, вторая только хлопает, и наоборот;
г)обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения;
д)можно заменить звучащие жесты шумовыми инструментами и т. д.
Это алгоритм, т. е. последовательность речевой игры от простого к сложному, в которой можно что-то добавить или изменить, придумать свои варианты. Главное — разумно и дозированно использовать количество вариантов, все время следить за состоянием детей, не допуская их усталости и утомления, а особенно — потери интереса.
ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ
Звукообразование (фонация, от греч. phone — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в результате колебания голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам.
Резонаторы (от лат. resono - откликаюсь) - часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему в голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние (головные, расположенные над связками, - полости глотки, рта, носа и придаточных пазух) и нижние (грудная клетка — трахеи, бронхи). Кроме того, резонаторы делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объем, поддающиеся управлению — полости глотки и рта) и неподвижные (на функционирование которых можно влиять лишь опосредованно). Перед своим возникновением звук должен быть сначала мысленно оформлен в слуховых представлениях поющего, и только затем певец берет ноту легко и непринужденно. Переход от звука к звуку совершается точно так же, сразу, без glissando. Согласные перед гласными следует произносить коротко, четко.
К наиболее резонирующим гласным относятся и, е, у. Сонорные согласные л, м, н, р используются для правильного достижения помогают распевки на слоги нэ, мэ, рэ. Губной согласный б и языковый д помогают в работе над близким звучанием звука.
Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Вот некоторые упражнения, помогающие в этом.
Пение с приставленной к уху ладонью. Слегка выгнутая ладонь с прижатыми друг к другу пальцами образует подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя. Вибрационное чувство играет большую роль в образовании и восприятии певческого звука. Вибрационную чувствительность иногда называют ближайшим родственником слуха. Известно, что люди, потерявшие слух, за счет виброчувствительности начинают как бы слышать через кожу. Прием пения с ладонью можно использовать как в упражнениях, так и при работе над интонационно сложными фрагментами в песнях.
Колокол (по К.В. Тарасовой). Пропевать на одном звуке междометие Бом!.. Бом!.., долго протягивая звук м. Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор.
Игра со звуком Саксофон Дайте детям послушать звучание саксофона (фонограмму). Обратите их внимание на схожесть его звучания с человеческим голосом. Предложите детям пропеть любую мелодию на звук у, затем повторить ее на саксофоне. Для этого надо прикрыть рот ладошками, как коробочкой, и вновь пропеть мелодию, направляя звук в теплые ладони. Это упражнение расширит у детей представление о тембровом разнообразии человеческого голоса и поможет ощутить вибрации верхних резонаторов.
Пение, приложив пальцы к кадыку (по Т.В. Охомуш). Пропевать на одном звуке ммм и мм, ммм э мм, ммм а мм, ммм о мм, ммм у мм. В ммм э мм вибрация, возникающая под пальцами, дает возможность ощутить начало звука, которое должно быть мягким, а не резким, как удар.
Пение с закрытым ртом, при котором слышится сонорный гласный м. Этот прием помогает ощутить резонирование звука в верхних резонаторах и является эффективным средством для выравнивания звучания хора. При пении закрытым ртом губы выдвигаются вперед, а зубы слегка размыкаются, что способствует резонированию звука в полости рта и глотки
Стихотворение Гласные. Закрепить правильное положение рта при пропевании гласных помогает пение гласных на одном звуке. Каждая гласная берется отдельно, с мягкой атакой.
Для пения гласные звуки важны -
И напевны, и нежны.
Летят, как птицы, в синеву —
А-Э-И-О-У.
Крикливо и громко не надо их петь —
Горло может заболеть.
Ушки держи начеку —
А-Э-И-О-У.
В. Степанов
7. Упражнения на раскрепощение подбородка. Часто при пении дети плохо открывают рот из-за зажима нижней челюсти. Избавиться от этого недостатка помогут следующие упражнения:
Упражнение по методу Д. Е. Огороднова. Дети прикладывают пальцы к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом поют звук у на высоте до или ре.
Авторское упражнение. Дети держат ладонь параллельно полу на расстоянии 2—3 см ниже подбородка и поют звук а, стараясь коснуться руки подбородком.
БИОЗВУКОТЕРАПИЯ
МЕТОДИКА МАССАЖА ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ
Рекомендуется начинать со старшего дошкольного возраста
Миллионы людей в мире испытали на себе чудодейственную силу семи волшебных звуков - ОМ, ХРААМ, ХРИИМ, ХРУУМ, ХРАЙМ, ХРАУМ, ХРАА известных как БИДЖА МАНТРАС или индийские мантры здоровья.
Громкое и четкое произношение этих звуков оказывает влияние на жизнедеятельные органы - сердце, желудок, мозг и является не только профилактическим средством, но и терапевтическим методом лечения различных заболеваний.
Первый звук ОМ произносится с длинным О и продолжительным М.
В звукосочетании ХРААМ - все звуки длинные. Правильно оно произносится ХРАААММ. Звук X - с придыханием, прямо от сердца.
Всякий раз, когда вы произносите эти звуки, одновременно проводите вибрационный массаж сердца. Идет процесс очищения крови, сердце укрепляется и качает только очищенную кровь.
Каждая мантра начинается с произносимого с придыханием X и заканчивается носовым М. Нормальное дыхание должно осуществляться через нос. Кислород, поступающий с каждым вдохом, перемешивается с венозной кровью и придает ей красный цвет. Поскольку дыхание осуществляется через носоглотку, эти органы должны быть здоровыми. Каждая мантра заканчивается вибрирующим "М", который оказывает вибрирующее действие на нос и глотку.
В каждой мантре между "X" и "М" расположено звонкое Р. При произношении Р кончик языка касается верхнего неба и оказывает влияние на мозг. Повторяя мантры необходимо открывать рот при произношении X, и закрывать при произношении М.
Продолжительный звук А в сочетании ХРААМ укрепляет ребра, очищает кишечный тракт и верхнюю часть легких, стимулируя их деятельность. Помогает избавиться от таких болезней как туберкулез, астма, бронхит.
Длинный звук И в мантре ХРИИМ стимулирует функции горла и носа. Повторение этого звукосочетания очищает дыхательные пути, пищеварительный тракт.
Длинный звук У в ХРУУМ - стимулирует работу печени, селезенки, желудка, кишечника, убирает живот.
Сложное сочетание ХРАЙМ оказывает положительное воздействие на почки.
Мантра ХРАУМ влияет на нормальное функционирование прямой кишки и заднего прохода.
Сеансы биозвукотерапии целесообразно проводить в комплексе с точечным самомассажем 3 раза в день, начиная со средней группы, обратив внимание на постановку дыхания. Каждое сочетание повторить не менее 3 раз.
ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ НА ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА
А - диафрагма, толстый кишечник, легкие, обоняние
грусть, склонность к тоске
У - эндокринная система, селезенка, желудок, вкус
озабоченность, склонность к навязчивым состояниям
Ы - матка, яичники
расслабленность, мечтать, тепло
О - толстый кишечник, зрение
гнев, склонность к депрессии
Е - сердце, горло
Ю - печень, мочевой пузырь, почки, слух
страх, склонность к тревоге
И - селезенка
сжатость, концентрация, холод
Й - трахея
М - мозг
Н - гайморитные полости
Р - бронхи
Ж - щитовидная железа
Я - солнечное сплетение
ХО - позвоночник (грудной)
ХУ - позвоночник (поясничный)
ХА - позвоночник (тазовый)
Э - тонкая кишка, речь
радость, быстрая смена эмоций
НИЗКИИ ТОН - тонизация (концентрация)
ВЫСОКИЙ ТОН -рассеивание
ЭУОАИЫАОМ - при обессиливании петь на одном дыхании
Зраза
А- Е- И - светлое, яркое, красивое
Ы - О - У - мрачное, томное
Гармонизирует (сзади - вниз и впереди - вверх идет волна)
верх сред низ.
Литература
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.Просвещение, 1981г.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /Авт.-сост. Т.Ю.Амосова. –М: РИПОЛ-классик, 2005г.
Асафьев Б. Речевая интонация. Л: Музыка, 1965г.
Киселёва С.В Речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа, 2010г.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М: Владос, 2002г.
Оглавление
Хоровое пение в детском саду ……………………………………………………………….…… 3
Упражнения для развития дыхания без звука …………………………………………………...……… 4
Звуковые дыхательные упражнения …………………………………………..…………….………….. 6
Дыхательные упражнения под музыку ……………………………………...…..……………….. 11
Артикуляционная гимнастика
(в форме сказки Путешествие язычка) ……………………………………………….……...... 14
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения …………………………..……….………. 16
Звукообразование ……………………………………….………………….……………………... 18
Биозвукотерапия
Методика массажа внутренних органов …………….…………………..……….……..……….. 20
Влияние звуков на органы человека ……………………………………………………….......... 21
11
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×