Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Воспитание дружеских отношений в игре. Работа №312121. Номер работы: №312121

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском приюте, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства воспитанников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. 

Работа:

Семинар-практикум «Воспитание дружеских отношений в игре»

Цель: познакомить с новыми подходами к формированию межличностных отношений воспитанников (через систему специально подобранных игр). Передать педагогам опыт проведения игр (тренинг).

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском приюте, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства воспитанников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.

Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение моих подопечных, отмечены следующие:

• особенности семейного воспитания;

• образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;

• уровень эмоциональной напряженности ребенка.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению; застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими; демонстративность как устойчивая личностная особенность. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание и воспитать дружеские отношения у детей. Так как в дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности, то все это формируется в игре.

Для активизации внимания и сосредоточенности друг на друге предлагаем игру «Хлопок». Участники садятся в круг. Ведущий смотрит на одного из них и хлопает в ладоши – «дарит» ему свое приветствие. Партнер должен “поймать” хлопок (хлопнуть в ладоши) и передать его другому. Так повторяется до тех пор, пока все не обменяются приветствиями.

За основу была взята система игр, разработанная известным детским психологом, доктором психологических наук Е. О. Смирновой и кандидатом психологических наук В. М. Холмогоровой, адаптированная для дошкольников. Специфика этого вида работы заключается в следующем:

* сведение на минимум речевого взаимодействия детей (в качестве средств общения используются условные сигналы, выразительные движения, мимика и пр.);

* исключение какого-либо принуждения, дабы не вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости;

* безоценочность (любая оценка, независимо от ее валентности, способствует фиксированности на достоинствах и недостатках);

* отказ от реальных предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством взаимодействия ради игрушки;

* отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на проявление демонстративности, конкурентности и ориентацию на оценку окружающих.

Система чрезвычайно проста в использовании и не требует специальных условий; она состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Предлагаю рассмотреть ее в действии. Примечание. На каждом этапе для примера предлагается одна игра. После ее окончания участники анализируют свое состояние и по желанию рассказывают, как они себя чувствовали в роли ребенка во время игры, какие были сложности.

I этап. Общение без слов. Задачи. Побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия. Игры«Жизнь в лесу»«Волны»«Ожившие игрушки»«Театр теней»«Хлопок»Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Если в море волны небольшие, так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как они, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, волны окружают его и, поглаживая, тихонько шепчут.

II этап. Внимание к другому. Задачи. Отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание ребенка на других. Игры«Зеркало»«Эхо»«Испорченный телефон»«Передай движение»«Кто сказал?» («Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь»«Из семечка – в дерево»«Разговор сквозь стекло»«Тень». Игра «Зеркало». Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что делать, если зеркала под рукой нет?» (Ответы детей; можно увидеть свое отражение в стекле, в воде.) Перед началом игры проводится разминкавоспитатель показывает простые действия, а дети – «зеркало» воспроизводят их. Затем дошкольники разбиваются на пары. Каждая пара самостоятельно решает, кто будет показывать какое-либо действие, а кто повторять его как зеркало. Показав 2-3 движения, пара садится на место. Все дети оценивают, насколько хорошо зеркало отражало (показатели – точность и одновременность движений). Если были искажения или несинхронность, – зеркало испорчено (или кривое). Паре детей предлагается его «починить» (потренироваться). Когда все дети научатся показывать отражение верно, воспитатель усложняет задачу : «Зеркало должно повторять все действия человека (как он делает зарядку, танцует и т. д.). Вам нужно постараться сделать это очень точно. Готовы? Тогда давайте попробуем». Взрослый встает в пару с кемнибудь из детей и копирует все его движения, показывая пример остальным. Затем предлагает дошкольникам играть самостоятельно, при этом следит за ходом игры и помогает парам, у которых что-то не получается.

III этап. Согласованность действий. Задачи. Учить ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей. Игры«Горошинки»«Работаем вместе»«Лепим скульптуры»«Живые картины»«Слепой и поводырь»«Мостик»«Змейка»«Продолжи движение». Игра «Продолжи движение». Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет выполнять какое-нибудь движение (поднимать руки, садиться на корточки, поворачиваться вокруг себя и т. д.). По моему хлопку он замрет, а его сосед продолжит это движение. Взрослый прерывает выполнение движения после того, как пройден весь круг. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все желающие.

IV этап. Общие переживания. Задачи. Дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга. Игры«Злой дракон»«Шторм»«Мышата в мышеловке»«Кто смешнее засмеется»«Обнималки»«Курица с цыплятами»«Актеры». Игра «Актеры». Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит : «Вы все – актеры, а я – зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнитесь, как: кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто вы увидели солнце. Позлитесь, как: ребенок, у которого отняли мороженое; один из двух баранов на мосту; человек, которого ударили. Испугайтесь, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака. Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который помог маме убрать весь дом; уставший воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои, и точно передать их состояние. Смотрите, друг на друга, пытайтесь «заразить» своих соседей этим состоянием».

V этап. Взаимопомощь в игре. Задачи. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сорадованияИгры«Старенькая бабушка»«Живые куклы»«Шляпа волшебника»«День помощника»«Заблудившийся ребенок»«Гномики». Игра «Гномики». Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из них есть волшебный колокольчик. Когда он звенит, гномик может загадать любое желание, и оно когда-нибудь обязательно исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звонить, и загадывать желание». Дети выполняют, но вдруг оказывается, что один из колокольчиков молчит. «Что же делать, у одного из гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание. Как ему помочь? Подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание?» (Дети предлагают свои решения.) Возможно, кто-то уступит на время свой колокольчик, за что, естественно, получит благодарность ребенка и одобрение группы и взрослого.

VI этап. Добрые слова и пожелания. Задачи. Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты. Игры«Обзывалка»«Спящая красавица»«Пожелания»«Комплименты»«Конкурс хвастунов», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым, как ты», «Царевна-Несмеяна». Игра «Комплименты». Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например«У тебя такие красивые тапочки», или «С тобой так хорошо играть», или «Ты умеешь петь и танцевать лучше всех»Принимающий комплимент кивает головой и говорит«Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

VII этап. Помощь в совместной деятельности. Задачи. Учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Игры«Закончи рисунок»«Рукавички»«Угадай-ка»«Мастер и подмастерья»«Общая картина». Игра «Закончи рисунок». Дети сидят за столами, расставленными по кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и лист бумаги. Воспитатель говорит : «Сейчас каждый из вас начнет рисовать картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит ее рисовать, затем по моему хлопку прервется и тоже отдаст соседу слева. И так до тех пор, пока рисунок, который вы начинали, не вернется к вам». После этого можно обсудить результат – кто из детей что изобразил на каждом рисунке. Такое же задание можно выполнить на материале лепки или аппликации

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×