Важными задачами для формирования культуры речи, является создание повода и условий для комфортного общения ребенка и взрослого, а также детей со сверстниками. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре происходит развитие различных средств общения. Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается.
«Воспитание культуры речевого развития дошкольников».
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Важными задачами для формирования культуры речи, является создание повода и условий для комфортного общения ребенка и взрослого, а также детей со сверстниками. Такими условиями, прежде всего, считаются создание доверительной и безопасной атмосферы, демократичный способ управления в группе и авторитетный, но не авторитарный взрослый, открытый к общению с детьми и помогающий овладеть основными нормами и правилами взаимодействия во всех видах детской деятельности.
На современном этапе развития образования именно общение, как специфическая деятельность человека, развивается с большим количеством трудностей и отклонений. Например, «… у большинства детей преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, интересы ограничиваются сиюминутными желаниями, дети не способны и не желают обсуждать познавательные темы, снижена инициативность в общении». От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, культурный уровень, его будущее. Очевидно, что полноценное общение ребенок должен получать прежде всего в семье, в окружении любящих и понимающих взрослых, где межличностные отношения побуждают тянуться друг к другу.
Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: специалистов, воспитателей, родителей. В связи с этим, к речи специалистов и воспитателей предъявляются особые требования. Требования к речи воспитателей Прежде всего речь воспитателя должна быть неторопливой. Спокойный, несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения. Следует помнить, что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. Наибольшие возможности в этом отношении заложены в сказках. Рассказывая их детям, воспитатель говорит то низким, грубым голосом, то высоким, тонким голоском, то ласковым, нежным, вкрадчивым голосом. Подражая воспитателю, дети учатся передавать интонационную составляющую.
Воспитатель является главным организатором детских игр, воспитатель создает поводы для общения в старшем дошкольном возрасте, и именно воспитатель должен научить детей качественному продуктивному общению друг с другом. Игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование культуры речевого общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития навыков культуры общения.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры - это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения. Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается.
Разработка игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения.
Цель: развитие культуры речевого общения у дошкольников при помощи речевых ситуации.
Задачи:
научить детей слушать друг друга, не отвлекаясь от темы, не перебивать собеседника;
научить детей использовать речевой этикет в общении ребенок – ребенок, ребенок – взрослый;
научить задавать вопросы в ходе диалога.
«День рождения»
У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля, самый лучший Юрин друг, случайно забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику.
Дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать и ответить: какими словами Оля объяснила свою забывчивость? Что ответил девочке Юра? Дав детям высказаться, воспитатель продолжает:
- Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же ждал тебя в гости, а не подарок».
Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Как бы вы поступили в этой ситуации? Повторите слова, которыми, Юра утешил Олю.
Анализ: проанализировав проведенную речевую ситуацию, я сделала вывод, что она не побудила детей к правильному ответу.
Павел ответил односложно: «Плохо!»
Ответ Саши: «Плохо, что пришла без подарка».
Катя ответила: «Какой подарок?».
Дети отвечали искренне, но при этом не верно. В результате я подводила к правильному решению вопроса. Из чего делаю вывод, что у детей недостаточно знаний о том, как реагировать в данной ситуации. Необходимо познакомить ребят с правилами поведения в различных ситуациях, проиграть речевую ситуацию «У Кати день рождения» повторно.
«Позвони по телефону»
Мальчик Коля звонит своему другу – Серёже, приглашает его на прогулку. Послушаете:
- Серёжа выходи гулять! – говорит Коля.
- Сейчас выйду! – говорит Серёжа.
- Как вы думаете, правильно ли мальчики разговаривали по телефону? Как бы вы повели себя в аналогичной ситуации?
Анализ: рассматривая данную речевую ситуацию, я отметила, все ребята обнаружили, что не так сделали мальчики при разговоре по телефону. Они очень быстро и практически единогласно подобрали нужные слова, для начала и завершения диалога. Также продемонстрировали, как нужно правильно провести диалог. Можно сделать вывод, что дети освоили культуру речевого общения в данной ситуации.