Воспитание трудолюбия в семье
МКОУ «Панаевская школа - интернат»
Подготовила: Сэротэтто А.А
с. Панаевск 2019г.
Сэротэтто Алла Алексеевна, воспитатель
МКОУ « Панаевская ШИ»
СЛАЙД №
Как вы все знаете, трудовое воспитание является одним основополагающим фактором в содержания образования.
СЛАЙД № 2
Значение каждого ребёнка, ценность его как гражданина, будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому труду подготовлен.
Труд для детей является одним из главных факторов, определяющих выбор ребенком профессии, а значит и своей судьбы. Не может состояться жизнь человека без любимого дела, позволяющего обеспечить достойную жизнь. Именно разнообразная трудовая деятельность в учреждении и за его пределами позволяет выявить профессиональные способности, склонности ребенка, сформировать устойчивый интерес к профессии, стремление к получению соответствующего образования.
СЛАЙД № 3Сущность трудового воспитания состоит в организации трудовой деятельности воспитанников с целью выработки у них трудолюбия, стремления к постоянному улучшению качества труда, творческого подхода и энтузиазма, активного участия. Положительное отношение к труду воспитывается наряду с методами разъяснения и убеждения методами упражнения. Воспитанники Панаевской школы-интерната большую часть времени проводят в группах-семьях. Поэтому основная доля трудового воспитания приходится на школьный период. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса школы-интерната.
Система трудового воспитания, осуществляемая в интернате, решает следующие задачи:
СЛАЙД № 4
1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
3.Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности.
5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
СЛАЙД № 5
В трудовой деятельности дети осваивают систему социальных ролей, необходимых для будущей самостоятельной жизни. Опыт заботы о других людях воспитанник также приобретает в трудовых разновозрастных объединениях, «группах - семьях» (разновозрастных группах, которые формируются для совместного проживания и труда).
В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание воспитанника, он учится преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека. Труд формирует волевые качества в ситуациях преодоления сложностей и принятия ответственных решений.
СЛАЙД № 6
Изучение воспитанников в воспитательных целях мы проводим методом анкетирования, индивидуальной беседы, наблюдения за ребенком в ходе учебно-воспитательного процесса, изучения продуктов детского творчества и др. Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении воспитательных задач в школе-интернате.Именно в труде особенно эффективно формируются организаторские и коммуникативные умения, которые позволят выпускнику реализовать свои профессиональные и жизненные планы.
СЛАЙД № 7
В условиях интерната семейного типа дети младшего школьного возраста через игровую деятельность приобщаются к труду, старшие девочки охотно ухаживают за своими братьями и сестрами. Воспитатели через труд обучают детей основам национального искусства. При этом педагог объясняет воспитанникам значение орнаментов, учит видеть в них черты птиц и зверей, попутно вспоминает и подходящую пословицу или сказку. Угадывание образов животных в орнаменте, в украшении собственных игрушек превращает работу в игру, воспитывающую у детей художественный вкус.
СЛАЙД № 8
Изначальной формой трудовой деятельности является – самообслуживание.Самообслуживание - формирует основы социально-адаптивного поведения, предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду.
СЛАЙД № 9
С самых первых дней в интернате ребенок должен иметь какие-то посильные обязанности, учиться выполнять их посредством трудовой деятельности: убирать за собой игрушки, следить за чистотой рук, лица и одежды, поливать цветы, протирать пыль в доступных и безопасных местах все это способствует развитию способностей и потребностей в трудовой деятельности. Уже в этом возрасте человек учится бережно относиться к результатам собственного и чужого труда, ощущая на себе, что они являются результатами определенных усилий. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Всё это в комплексе ведёт к тому, что воспитанники интерната, окончив школу, должны быть готовы противостоять натиску жизни современного общества, который требует от людей максимальной самостоятельности и предприимчивости.
СЛАЙД № 10
Практика показывает, что в трудовом воспитании в условиях интерната семейного типа достаточно осваиваются традиционные национальные виды трудовой деятельности.Все это реализуется черезмуниципальную инновационную площадку на базе Панаевской школы-интерната по теме «Программа по профориентации воспитанников интерната для работы в агропромышленном комплексе в условиях кочевого образа жизни «Зов предков (Невы ила саир)»
СЛАЙД № 11
Трудовое воспитание детей школы-интерната семейного типа, одно из немаловажных воспитаний подрастающего поколения, которое обеспечивает самовоспитание и саморазвитие,формирует сознание и самосознание. Где педагоги должны помочь воспитанникам раскрыть заложенные природой трудовые навыки и приобрести новые, обеспечивающие их успешность в дальнейшей жизни.