Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Воспитание у дошкольников культуры поведения в деятельности". Работа №235651

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данном материале даны рекомендации педагогам по формированию культуры поведения в деятельности у детей дошкльного возраста

Работа:
Леонтьева Лариса Фёдоровна
Воспитатель МБ ДОУ №23 Солнышко г. Белорецк
Республика Башкортостан
Консультация для педагогов:
Воспитание у дошкольников культуры
поведения в деятельности
Слайд №1.
Детство – важнейший период этой самойчеловеческойжизни. Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В настоящее время у нас есть все, или почти все, материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобывоспитатьчувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.
Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно. Порой приходится наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе несоответствующие этой мечте. Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.
Роль родителей,воспитателейпри формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.
А.С. Макаренко был убежден, что "воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения.
Воспитание культуры поведенияявляется неотъемлемой частьювоспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необходимо заниматься, начиная уже с раннего детства.
Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие современные педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.
Слайд №2.
Понятиекультуры поведения дошкольникаможно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневногоповедения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведенияне сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.
Одним из компонентов культуры поведения дошкольников являетсякультура деятельности.
Слайд №3.
Цель формирования культурыдеятельности у дошкольников:
*формироватьу детей умение содержать в порядке своё рабочее и игровое место;
*формировать привычку доводить начатое дело до конца;
*воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам и книгам.
Слайд №4.
Задачи воспитания культуры поведения в деятельности в разных возрастных группах:
3-4 года.
Учить соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом; везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам , книгам.; соблюдать дисциплину на занятиях.
4-5 лет.
Учить доводить начатое дело до конца, выполнять работу только хорошо. Формировать навыки самостоятельности, аккуратности, настойчивости, дисциплинированности. Учить выполнять трудовые поручения.
5-6 лет.
Учить правильно пользоваться книгами за столом. Развивать желание и умение играть совместно, формировать навыки коллективной игры. Приучать выполнять свои поручения старательно, беречь материалы и предметы, убирать их на свои места. Учить выполнять обязанности дежурного.
6-7 лет.
Учить ценить время, управлять своей деятельностью и отдыхом.. Развивать произвольно-волевое поведение ребенка в разных видах деятельности. Учить считаться с интересами товарищей, защищать слабых, справедливо решать возникающие споры и конфликты. Учить доводить начатое дело до конца, трудиться организованно, планировать работу, осуществлять самоконтроль, преодолевать трудности.
Слайд №5.
Условия воспитания культуры поведения дошкольников:
1.Авторитет и культура воспитателей и родителей.. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его в отношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.
2.Точное соблюдение режимапозволяет сформировать стереотип поведения, предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомления.
3.Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам.
4.Положительная эмоциональная атмосферав детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной деятельности детей.
5. Связь с семьёй. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный и образованный человек.
6. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию ребёнка.
Слайд №6.
При воспитании культуры поведения у следует соблюдать следующиепринципы:
- научность
- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;
- индивидуальный подход к ребёнку.
Слайд №7.
Методы и приёмы воспитания культуры поведения:
приучение, показ действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение. положительная оценка, этическая беседа, контроль за поведением ребенка, напоминание, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание., рассматривание и обсуждение картин, диафильмов, просмотр презентаций.
Эти методы применяются как на занятии, так и индивидуально, или с подгруппой .
1. Приучение: детям даётся определённый образец поведения, например, во время игры или занятий.
2. Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно поставить на полку книги.
3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, разложить к обеду вилки или ложки.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко и наказание, приводящее к физическому страданию, не используют, а осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом для ребёнка. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческой ситуации.
8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выявить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребёнок может высказать своё мнение.
10. Разнообразные игры.(дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, народные, словесные и др.)
11. ООД.
12. Прогулки-походы, экскурсии.
В младшей группе воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил .
В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил и предварительная оценка.
В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.
В этомвозрасте дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.. Дети 6-7 лет должны научиться регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у них навыков эффективной организации труда.
Важно учить детей относиться к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно.
Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией. Это важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью, красками, фломастерами, содержать все это в надлежащем порядке.
Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой.
С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней и на протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить определённые правила:
береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится.
после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место – в книжный шкаф или на полку.
если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.
Будущий школьник также должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение:
прежде чем начать игру, любое дело, подумай, что для этого потребуется.
определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим, и тебя не отвлекали.
подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой.
проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок.
твои дела не должны вносить беспорядок в группу или комнату.
не оставляй дело незаконченным.
не берись за новое дело, не завершив старое.
убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое место, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности.
* не забудь привести и себя в порядок – вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложив его на место.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников., формирует у него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.
Заложенные в детстве основы культуры поведения в деятельности посредством умелого использования педагогом разнообразных форм, методов и приёмов в работе с дошкольниками, во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.
Слайд №8.
Литература:
1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.
2.Р.С. Буре, Л.Ф. Островская "Воспитатель и дети", М. ЮВЕНТА, 2006г.
2. Курочкина И.Н. "Этикет для детей и взрослых": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия" 2001.
3. Семенчук О.Б. "Учимся культуре повседневного общения". /Воспитатель ДОУ №9 2011.
4.Тестова О.Б. "Театр вежливости". /Воспитатель ДОУ №3 2011.
5.. Козлова С.А., Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений". М: Издательский центр "Академия", 1998г. - 432с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X