От программы воспитания к действию.Пути реализации программы в академии.Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Это помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания. Важна не организация мероприятий педагогом для детей, а организация педагогом вместе с детьми их совместных дел – интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы. Главное в таких делах - не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми и педагогами, каково содержание их совместной деятельности.
Воспитание подрастающего поколения в современной школе – неотъемлемая часть образовательного процесса. ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Это помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания. Важна не организация мероприятий педагогом для детей, а организация педагогом вместе с детьми их совместных дел – интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы. Главное в таких делах - не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми и педагогами, каково содержание их совместной деятельности. Такой подход позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь, что и является главным условием результативности школьного воспитания.
Школьное воспитание может осуществляться в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Наиболее распространенными являются: школьный урок, курсы внеурочной деятельности, экскурсии, походы, квесты.
Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания?
Воспитывающими наши уроки становятся тогда…:
…когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;
…когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;
…когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.
Вся совместная деятельность педагогов и школьников, организуемая за рамками урока, по сути, является внеурочной деятельностью. Это и работа классного руководителя со своим классом, и курируемая педагогами деятельность ученического самоуправления, и ключевые общешкольные дела. Но есть среди этого многообразия внеурочной деятельности та, которая специально организуется в виде курсов внеурочных занятий.
Действующий ныне Федеральный государственный образовательный стандарт требует от школ организации курсов внеурочной деятельности в соответствии с пятью направлениями развития личности: духовнонравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Но в реальности реализовать отдельно каждое направление практически невозможно. Очень многие внеурочные занятия носят комплексный характер. В рамках одного и того же занятия педагог может создавать условия для разнонаправленного развития личности. Поэтому правильнее будет организовывать работу комплексно.
Важно, чтобы мероприятия внеурочной деятельности носили характер вовлекающего обучения.
Вовлечь в деятельность – это значит создать такие условия, чтобы у ребенка появилась внутренняя мотивация к участию в этой деятельности, чтобы она направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл.
Полноценное вовлечение ребенка в деятельность предполагает его внутреннюю готовность к ее осуществлению, его внутреннюю мотивацию, его желание. Только в этом случае личностно развивающий, воспитательный, потенциал внеурочной деятельности может быть реализован в полной мере.
Личностно развивающее, воспитывающее содержание внеурочной деятельности – это содержание, побуждающее ребенка усвоить те или иные социально значимые знания, выработать в себе то или иное социально значимое отношение, приобрести тот или иной опыт социально значимых дел. Таковым оно является не само по себе. Таковым его делает педагог!