1 слайд
Сегодня вашему вниманию я представлю сообщение по теме «Воспитательный потенциал урока литературного чтения». Представлять данный материал буду я зовут меня - Бобченко Н.В.
2 слайд
Мы все свами хорошо помним о том, что именно в законе об образовании говорится о том, что под образованием понимается успешный процесс воспитания и обучения в интересах человека и общества.
Программа воспитания сегодня является обязательной частью основной общеобразовательной программы, и программа воспитания представляет собой систему возможных форм и методов, а одним из главных предметов который помогает реализовать воспитание является прежде всего литературное чтение.
3 слайд
Помните, как сказал Василий Александрович Сухомлинский, что «Чтение — это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя». И вот это окошко - литературное чтение. Произведения, с которыми знакомиться дети, читая его, должны открыть мы, учителя или родители.
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
«Дикие и домашние животные»
Тип урока: урок получения новых знаний
Тема: Дикие и домашние животные.
Цель урока: формирование представлений о диких и домашних животных, отработка умений безошибочно распределять животных на диких и домашних.
Задачи урока:
1. Познавательные:
Формировать понятия "домашние" и "дикие" животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.
2. Развивающие:
Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций:
(развитие логических УУД):
Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
установление связей между домашними животными и
продукцией,
получаемой от них;
обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде;
Воспитывать познавательный интерес;
Воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
І. Организационный момент:
Прозвенел звонок. И встали ровно. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли посмотреть, как вы сегодня будете работать на уроке. Тихонечко садимся. Проверьте всё ли приготовили к уроку?
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
а) Работа с анаграммой (слайд № 5)
Ребята, расшифруйте анаграмму и назовите тему нашего урока?
ЕЫНТОВИЖ Дети расшифровывают анаграмму.
- Ребята, кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (о животных)
- Кто помнит, на какие группы мы делим животных? – Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. (слайд № 6)
- Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных, отгадав загадки.
* Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (МЕДВЕДЬ) (слайд № 7)
* На овчарку он похож.
Что не зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (ВОЛК) (слайд № 8)
– Как можно назвать этих животных? ДИКИЕ (слайд № 9)
* Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (КОРОВА) (слайд № 10)
* Лежит замарашка,
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком. (СВИНЬЯ) (слайд № 11)
* Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу,
Как кудахчет… (КУРИЦА) (слайд № 12)
- Как можно назвать всех этих животных? ДОМАШНИЕ (слайд № 13)
Определение темы урока. Постановка целей урока.
- так на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)
- Правильно.
- Какая тема нашего урока? (Дикие и домашние животные)
- Давайте поставим перед собой цели урока. Посмотрите на доску и продолжите предложения.
Я узнаю … какие животные домашние, а какие дикие.
Я хочу узнать…в чем сходство и различие домашних и диких животных.
Я научусь … распределять животных на диких и домашних.
III. Открытие новых знаний.
- Так какие же животные называются дикими, а какие домашними. Давайте узнаем это из энциклопедии. (читают учащиеся)
- Что вы узнали о диких животных? О домашних животных?
- Но давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные
- Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные. А помогут нам в этом ______________________________________________________
_________: Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
_________: Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
_________: Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
_________: Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку
_________: Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- А теперь посмотрите на доску. (На доске два изображения: ЛЕС и ДОМ)
- Что вы видите? (На одной картине мы видим природу, а на другой дом человека)
- Теперь выполните такое задание: на доске вы видите разные названия животных на карточках. Возьмите одну из карточек и поселите туда, где оно по-вашему живёт.
(несколько учеников встают ищут карточки с животными и вешают под картинки ЛЕСА и ДОМА)
- Каких животных вы поселили в лесу и почему. А каких вы поселили возле дома человека и почему.
ВЫВОД 1. Давайте сделаем вывод где же живут дикие животные, а где живут домашние животные.
(дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИВУТ В ПРИРОДЕ и ЖИВУТ РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ)
IV. Усвоение новых знаний.
Работа в парах.
– Каждое животное должен иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. У вас на столе карточки жёлтого цвета. Соедините животное с его жилищем.
кошка
собака
белка
муравей
лиса
курица
лошадь
медведь
в муравейнике
в берлога
в норе
в курятнике
в конюшне
в дупле
в будке
в доме
Проверка. По одному животному один ученик читает и объясняет.
- Назовите диких животных, кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)
- Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)
ВЫВОД 2: Давайте сделаем вывод. Дикие строят сами, домашним строит человек. (дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИЛЬЁ СТРОЯТ САМИ и ЖИЛЬЁ СТРОИТ ЧЕЛОВЕК)
Работа в парах.
- Продолжим работу в парах.
Я предлагаю вам такую работу, вам нужно собрать по три карточки животное, его дом где он обитает, и чем он питается.
(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)
СОБАКА – БУДКА – КОСТОЧКА
ПЧЕЛА – УЛЬЕ – НЕКТАР
КОРОВА – ХЛЕВ – СЕНО
БЕЛКА – ДУПЛО – ШИШКИ
КОШКА – ДОМ – МЫШКА
МЕДВЕДЬ – БЕРЛОГА – МЁД
А теперь попрошу вас составить предложения по этим карточкам. Например, пчела живёт в улье и питается нектаром.
(Дети говорят свои предложения)
ВЫВОД 3: Сейчас я вас прошу продолжить предложения. Дикие добывают пищу. …, а домашних кормит …. … .
(учитель вывешивает кластер на доску ПИЩУ ДОБЫВАЮТ САМИ и КОРМИТ ЧЕЛОВЕК)
V. Физминутка.
- Что бы нам слегка размяться, зарядкой надо нам заняться.
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
VI. Продолжение работы по теме урока.
поиграем в игру «Родитель — детёныш».
– Я бросаю мяч, называю животное. Тот, кто поймал мяч, называет детёныша этого животного.
У коровы – ... (теленок).
У свиньи –... (поросенок).
У кошки – ... (котенок).
У козы – ... (козленок).
– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)
У лося – … (лосенок).
У белки – … (бельчонок).
У медведя – … (медвежонок).
У волка – … (волчонок).
– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
ВЫВОД 4: Давайте сделаем вывод. Дикие животные сами заботятся о своём потомстве, а за потомством домашних заботятся люди.
(Дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЗАБОТЯТСЯ О ПОТОМСТВЕ САМИ и ЗАБОТИТСЯ О ПОТОМСТВЕ ЧЕЛОВЕК)
- Мы много с вами говорили сегодня о животных домашних и диких. Узнали, как появились домашние и многое другое. Скажите мне, а для чего же человек одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?
- Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)
- А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)
- Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит по картинке одного животного, и вы должны сказать какую пользу приносит это животное. (дети готовятся и отвечают)
- Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы что бы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимания? (Ответы детей)
ВЫВОД 5: Все животные нуждаются в заботе человека.
(учитель вывешивает кластер НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАБОТЕ)
VII. Итог урока.
- И хотелось бы завершить наш урок такими строками. (__________читает стихотворение)
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Какой вывод можно сделать из этого стихотворения? Что мы должны запомнить прежде всего? (Ответы детей)
Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать о своём домашнем животном в рабочую тетрадь.
VIII. Рефлексия:
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока.
- Теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на уроке.
- Соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.
- Спасибо за урок. Урок окончен.
Чтение стихотворений наизусть 2 ученика
Домашние животные
Домашние животные
Такие беззаботные.
Их люди кормят, берегут,
Ласкают, любят, стерегут.
Я тех домашними зову,
С кем вместе в комнате живу:
Котёнка, рыбок, хомяка
Морскую свинку и щенка,
И в клетке попугая
Домашним называю.
Ещё домашними зову
Животных, что живут в хлеву:
Овцу, козу, осла, быка,
Корову, лошадь, индюка,
Гусей, утят, крольчат, свинью
И кур весёлую семью!
Дикие животные
Животных диких без труда
Узнаю я в лесу всегда.
Они людей боятся
И не хотят встречаться!
В еловой чаще, под кустом
Животных диких тёплый дом.
Они живут в дупле, в реке,
В траве высокой и в пеньке,
Под пальмой, в океане,
В пустыне и в саванне.
Копают норки, гнёзда вьют.
А с человеком не живут!
Медведи, волки и хорьки,
Бобры, ежи, бурундуки,
Рогатый лось, ещё олень,
Лисица, заяц и тюлень,
Кабан клыкастый и енот,
Горилла, зебра, бегемот,
Жирафа, лев и крокодил…
Назвать их всех не хватит сил!