Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Возрастные особенности дошкольников. Работа №303979

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Ранний дошкольный возраст - период когда формируется не только личность ребёнка, но и его организм. Для охраны физического и психического здоровья особое значение имеет раннее медико-психолого-педагогическая диагностика. Дошкольное детство можно охарактеризовать, как совершенно особенный период в развитии ребёнка. Подбор адекватных средств и методов обучения творческой направленности педагогического процесса, использование на ряду с традиционными формами работы нетрадиционные средства и методов воспитания. Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Работа:

Возрастные особенности дошкольников

 

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Ранний и дошкольный возраст – период, когда формируется не только личность ребенка, но и его организм. Именно в эти периоды важно отслеживать все изменения, происходящие в организме, понимать их сущность и результат воздействия на организм. Для того чтобы разобраться с формированием здорового малыша необходимо осознавать конкретные механизмы развития ребенка в норме, а также те психологические и физиологические новообразования, которые сопровождают рассматриваемые периоды возрастной периодизации человека.

Раннее детство достаточно сложный и важный этап в становлении личности ребенка, его физиологическом развитии, особенно в формировании мозга. Доказано, что большинство функций коры головного мозга не являются зафиксированными наследственным путем, они есть результат развития в рамках внешней среды. Особенно интенсивно и быстро все это реализуется в первые три года жизни ребенка. В этот период формируются все системы и структуры организма, это предполагает максимум усилий для сохранения и развития здоровья ребенка.

Для охраны физического и психического здоровья особое значение имеет ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика, а также профилактическая оздоровительная работа с детьми: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание (в случаях, когда оно не противопоказано), гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.

Рассмотрим основные физиологические и психологические аспекты развития ребенка раннего возраста.

1) для раннего возраста достаточно характерен быстрый темп развития и формирования организма. Ни в одном другом возрасте в последствии не наблюдается столь быстрого увеличения массы и длины тела, а также развитие всех функций мозга. Ребенок рожден существом беспомощным, тем не менее, у него уже к двум месяцам жизни наблюдаются условные рефлексы и привычки. На протяжении всего первого года жизни начинают формироваться и развиваться реакции торможения. В это время активно развивается сенсорика, движение. Малыш начинает овладевать речевыми функциями. Быстрый темп развития ребенка в этом возрасте закрепляет и ряд своих особенностей.

Прежде всего, следует понимать, что развитие проходит скачкообразно. При этом всегда есть периоды медленного накопления, когда изменения происходят очень медленно, когда весь процесс развития как бы заторможен, а существуют периоды развития, когда оно движется стремительно вперед, меняется облик ребенка. Например, если обратиться к функции понимания речи ребенком второго года жизни, то можно говорить вот о чем, в возрасте от одного года до одного года и трех месяцев можно наблюдать медленное накопление слов, в этот период малыш так же овладевает самостоятельной ходьбой, что существенно увеличивает его возможность на общение с окружающим миром и возрастает способность к пониманию слов. С одной стороны попытки ходить, как бы затормаживают понимание речи, а с другой именно ходьба дает ребенку возможность общаться с взрослыми, которые обозначают предметы словами, производя связь между предметом и словом, именно тут и появляется скачкообразное развитие. К двум годам появляются наиболее серьезные зачатки понимания речи.

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что-либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.

2) существенным отличием раннего возраста является тот факт, что существует взаимосвязь между физическим развитием ребенка и его нервно-психологическим состоянием. Крепкий, физически развитый ребенок не только подвержен меньшему количеству заболеваний, но и лучше развивается психически. Но даже не серьезные отклонения в физическом самочувствии ребенка дают серьезные нарушения психического здоровья, важно, чтобы было поддержано хорошее настроение у малыша, только тогда происходит улучшение его самочувствия.

3) для каждого здорового ребенка первые три года жизни сопровождаются высокой ориентировочной активностью в окружающем мире. Эта особенность возраста стимулирует потребности, которые психологи и педиатры именуют сенсомоторными. Чем больше дети ограничены в переработки информации в соответствии с их возрастом, тем больше ограничивается темп формирования и развития личности ребенка.

Очень важно, чтобы в этот период жизнь ребенка была бы разнообразной, богатой самыми многочисленными впечатлениями.

Сенсорные чувственные потребности вызывают и серьезную двигательную потребность ребенка. Движение в свою очередь становиться естественным состоянием малыша, оно во многом определяет его интеллектуальное развитие.

4) Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов - кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

5) в развитии ребенка данного периода ведущая роль всегда будет принадлежать взрослому. Он обеспечивает необходимые условия для развития ребенка, а также обеспечивает сохранение его здоровья, внешние условия для оптимальной жизни малыша, несет необходимую и столь важную информацию, которая сохраняет тепло и ласку. Важно, чтобы процесс воспитания ребенка этого возраста был согласован всеми членами семьи, чтобы не было расхождений по тем или иным вопросам, так как ребенок еще не обладает сформировавшейся психикой, не может менять поведение согласно требованиям взрослых, это несет существенную проблему для физиологического и психического его здоровья.

Дошкольное детство можно охарактеризовать как совершенно особенный период в развитии ребенка. В это время начинается перестройка всего физиологического и психического развития ребенка, а также меняется его отношение к себе и миру. Суть этой перестройки можно свести к тому, что именно на данном этапе развития личности ребенка появляется психическая регуляция и способность управлять своим поведением. Если в раннем возрасте поведение управляется из вне взрослыми или конкретной ситуацией, то дошкольное детство может быть определено как период самостоятельного подхода к определению поведения. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточность тела, а также ограниченные двигательные возможности. У них достаточно быстро развивается нервная система, растёт скелет, формируется мышечная система, кроме этого движения приобретают больше совершенства.

Детям от 3 до 4 года свойственны ограниченные динамические возможности тела, а также общая статическая неустойчивость тела.

У детей в этом возрасте более активно развивается верхняя часть тела, а также, мышцы – сгибатели.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый.

Для ребенка этого возраста очень важна физическая активность, но она должна быть разноображена, то есть активные упражнения и пассивные игры должны сочетаться, это связано со свойствами деятельности сердца.

В этом возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, это связано с тем, что нервные клетки головного мозга сформированы, они почти соответствуют клеткам взрослого, но все же психика пока остается еще плохо развитой. В этом случае следует давать небольшое количество нагрузок, следить за эмоциональным фоном.

У детей дошкольного возраста процесс образования костей еще не завершён.

Дети раннего дошкольного возраста еще не могут уверенно ходить, быстро бегать, часто падают. Тем не менее, к старшему дошкольному возрасту подобная тенденция меняется, а ребенок становится способным к игре.

Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×