Обобщение педагогического опыта по теме: «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ №8 им. П.М.Гурьева ст-цы Копанской Ейский р-н по теме: «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»
Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Я пришла к этой теме, так как столкнулась с проблемой усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием слов учащимися, работаю по ней второй год. Актуальность данной проблемы в том, что на уроках мы часто сталкиваемся с ответами, бедными в лексическом отношении. В программе « Перспектива» предусматривается усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова в учебнике заключены в рамки. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.
Актуальность проблемы определила цель: создание системы словарной работы на уроках русского языка.
Для достижения цели были поставлены задачи:
формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
развивать письменную и устную речь учащихся;
формировать умение пользоваться словарями.
Свою работу начала с того, что мы с ребятами завели орфографический словарь куда записываем слова, изученные на уроке. Прежде чем записать слово, мы с ребятами произносим орфоэпически, затем орфографически.
Существует много разнообразных форм работы, я же в своей работе остановилась на следующих: запись слов в алфавитном порядке, диктант с использованием загадок, лексический диктант, диктант по памяти, выборочный диктант.
Запись слов в алфавитном порядке
( пишу на доске вразброс слова из словарика, даю задание записать их в алфавитном порядке.)
Например: Морковь, праздник, сумма, автобус, вагон, валенки, космонавт.
Диктант с использованием загадок
(
читаю загадки, а учащиеся записывают отгадки)
Например: фрагмент урока по теме « Приставки» 3 класс
Задание: Запишите отгадки
1.Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
2. Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…
3. На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
4. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…
5. Носил мальчик
Зелёный кафтанчик,
Стал паном –
Обзавёлся красным кафтаном.
6. Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
-Почитайте слова. Назовите орфограмму.
- Как можно поверить написание этих слов? (Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя. Это словарные слова.)
3. Лексический диктант (диктую слова, учащиеся должны дать толкование словам)
Например: Рабочий, аллея, квартира, метро, молоток, корзина, аптека.
4.Диктант по памяти ( даю задание на дом повторить слова, изученные ранее.) На уроке учащиеся пишут по памяти)
5. Выборочный диктант (читаю вслух текст, а учащиеся, выслушав предложение, записывают, встретившиеся в нем слова с данной орфограммой. Стараюсь предложения брать из произведений русской классики).
Например: Мороз и солнце; день чудесный! Вся комната янтарным блеском озарена. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. Он крадется по аллее, на которой шум умолк.
В своей работе также использую ребусы, карточки, кроссворды.
Работая над темой, заметила, что систематическая работа над словарными словами дает положительные результаты. Учащиеся меньше делают ошибок в написании словарных слов, формируется память, зоркость, мышление.
Свое обобщение хотела бы закончить словами А.В.Текучева «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого по одиннадцатый класс.