Современный тренер должен знать если не все, то как можно больше, только его знания и умения могут обеспечить успех и полное раскрытие потенциальных возможностей ученика. В процессе обучения, учитывая возрастные особенности спортсмена, я выстраиваю учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы проявляющиеся способности не угасли, а раскрывались в полной мере, имея под собой высокую мотивационную базу. Тренировка как педагогический процесс только тогда приводит к успехам, когда она правильно организована. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести добротные навыки, ученик должен проникнуться поставленной задачей.
В рамках работы со спортивно-одаренными детьми я стремлюсь повышать свою квалификацию для того, чтобы уметь модифицировать упражнения и стимулировать творческий самостоятельный характер воспитанников.
Одна сторона дела - увидеть и найти игрока, а вторая сторона - это методическая грамотность тренера, способного организовать целенаправленную подготовку игрока.
Мои воспитанники регулярно участвуют и становятся победителями и призерами соревнований различного уровня.
ВЫЯВЛЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИХ РАЗВИТИЕ
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона. В этих условиях возрастает роль тренера, который формирует спортивные способности, превращая их в талант. Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке.
Поэтому одним из важнейших направлений в работе тренера-преподавателя является выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей.
Спортивные игры широко представлены в физическом воспитании МБУ ДО ДЮСШ: футбол, баскетбол, волейбол.
Я являюсь тренером-преподавателем по футболу. Футбол пользуются большой популярностью у детей. Однако интерес к футболу будет глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей данной игры. В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут более успешными.
Футбол является командной игрой, а в ней выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.
Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании.
Методы, которые я использую для спортивного отбора:
1. Самый простой и доступный – это наблюдение. Наблюдать можно темперамент, характер, склонность, и непосредственно, способность ребёнка, появляющиеся в ведущем виде деятельности. Результаты наблюдений могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей. Организуется индивидуальное обследование одарённых детей с помощью бесед, интервью, выясняются особенности взаимоотношений ребёнка со сверстниками, и взрослыми.
2. Тестирование учащихся. Так в начале (сентябрь-октябрь) и в конце (апрель-май) учебного года я провожу тестирование физической подготовленности, где определяется развитие таких качеств как: ловкость, быстрота, выносливость, сила и гибкость.
3. Соревнования. Стараюсь включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. Оценка уровня игрового мышления складывается из таких показателей, как быстрота ориентировки и выбора решения, эффективность принятых решений и способность предугадывать развитие и ход игровых ситуаций.
4. Сотрудничество с родителями. Немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формирование одаренности большое значение имеет и участие родителей.
Можно выделить три уровня развития спортивных способностей:
1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.
2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.
Современный тренер должен знать если не все, то как можно больше, только его знания и умения могут обеспечить успех и полное раскрытие потенциальных возможностей ученика. В процессе обучения, учитывая возрастные особенности спортсмена, я выстраиваю учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы проявляющиеся способности не угасли, а раскрывались в полной мере, имея под собой высокую мотивационную базу. Тренировка как педагогический процесс только тогда приводит к успехам, когда она правильно организована. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести добротные навыки, ученик должен проникнуться поставленной задачей.
В рамках работы со спортивно-одаренными детьми я стремлюсь повышать свою квалификацию для того, чтобы уметь модифицировать упражнения и стимулировать творческий самостоятельный характер воспитанников.
Одна сторона дела - увидеть и найти игрока, а вторая сторона - это методическая грамотность тренера, способного организовать целенаправленную подготовку игрока.
Мои воспитанники регулярно участвуют и становятся победителями и призерами соревнований различного уровня.
Заключение:
Важно отметить, что спортивно-одаренные обучающиеся – это спортивный резерв региона, страны. Работа с обучающимися, проявившими выдающиеся способности - это сложный педагогический процесс, требующий, как понимания природы «талантливости», «одарённости», специальных знаний и умений в физкультурно-спортивной деятельности, так и особого, целостного подхода к обучению таких детей, их поддержке и развитию. При сочетании разнообразных форм и методов работы с данной категорией детей возможно обучить и подготовить высокомотивированного, целеустремленного, работоспособного и успешного в избранном виде спорта.
Работа с одаренными детьми – эта особая сфера жизни детей, подростков и их наставников, создаёт ребёнку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощутить свою значимость, повышает нравственную устойчивость.