ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мы, музыканты – люди творческие, у нас в голове много идей. А творчество, как известно, наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Но, порой, очень трудно выбрать значимое и основное, поэтому нам необходима программа, по которой мы должны будем соблюдать все требования ФГОС и к структуре, и к условиям реализации программы, чтобы, в итоге, помочь каждому ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования и быть успешным в дальнейшем обучении в школе. Наш детский сад в условиях модернизации системы образования стремится творчески осмыслить всё новое, осознать и пробовать внедрять это на практике.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Р.В.Талипова, музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«ЦРР-Детский сад № 22 «Алсу»
г.Альметьевска
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т.е. развития личности ребенка. Когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличии от ФГТ музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой , аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием.
Современная наука признает дошкольное детство, как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществлялась на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в рамках внедрения ФГТ . Сегодня эта программа, переработанная в соответствии с требованиями ФГОС. выставлена на общественное обсуждение и надеемся, что пройдя экспертизу , попадет в реестр рекомендуемых программ и мы сможем использовать в работе и в дальнейшем ее переработанный вариант.
Внедрение ФГОС в практику работы убеждает, что это как раз то, что позволит построить образование дошкольников в духе современного общества, переориентировать педагогический процесс на необходимость пересмотра содержания работы, способов дошкольного образования, поиска новых путей и условий развития ребенка и добиться новых образовательных результатов.
Внедрение ФГОС в работе по направлению «Музыкальное развитие» происходит следующим образом:
-использование примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, которая предлагает использование элементов разных моделей образования в детском саду (организованная образовательная деятельность, совместная взросло-детская (партнерская) деятельность и свободная самостоятельная деятельность самих детей), обеспечивающих амплификацию развития и эмоциональное благополучие детей.
-работа с использованием рабочих программ. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ входят в компетентность деятельности образовательного учреждения. Она создается с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения гарантии качества содержания, создание условий для практического освоения технологий, способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей. Так, например, в рабочей программе по направлению «Музыкальное развитие» определены ценностно- целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей музыкальный руководитель создает педагогическую модель образования в соответствии с ФГОС.
-новая форма планирования, которая предусматривает создание условий для полного проявления способностей и своевременной коррекции проблем в развитии детей, интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей .
-совершенствование педагогического процесса путем внедрения и интеграции различных игр в разные виды деятельности, т.к. в направлении «Музыкальное развитие» основной формой работы с детьми до 5 лет стало игровое творческое взаимодействие педагога с детьми. Музыкальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени на целостное развитие личности детей, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей накануне обучения в 1 классе.
Наш детский сад «Алсу» начал функционировать в 2011 году. Мы, музыкальные руководители, начали разрабатывать всю необходимую документацию и начали с разработки рабочей программы.
Наша рабочая программа состоит из: пояснительной записки, как структурного элемента программы, поясняющей актуальность изучения направления «Музыкальное развитие»; содержания психолого-педагогической работы по образовательной области (структурный элемент программы, содержащий направления работы); четкого перспективного плана в соответствии с Примерной Образовательной программой; национально-регионального компонента; перспективного плана работы с родителями и педагогами; мониторинга.
Воспитатели включают в свою рабочую программу нашу в направлении «Музыкальное развитие» и затем включают в календарное планирование во все формы работы с детьми.
Анализируя работу по образовательному разделу «Музыка», надо отметить подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие адекватные формы образовательной работы с детьми. Большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей и музыкальных руководителей. Акцент делается на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации:
в ходе режимных моментов
:
Использование музыки:
на утренней гимна
стике и в непосред
ственной образовательной деятельности (область «Физическая
культура»);
в непосредственной
образовательной деятельности (область
«
Художественно-эстетическое развитие
»);
во время умывания;
в другой непосред
ственной образовательной деятельности
(области «
Познавательное развитие
», «
Речевое развитие
»
и др.);
во время прогулки
(в теплую погоду);
в сюжетно-ролевых
играх;
перед дневным сном;
при пробуждении;
во время праздников
и развлечений
в совместной деятельности
педагога с детьми:
Использование музыки:
в непосредственной об
разовательной деятельности;
во время праздников
и
развлечений;
м
узыка в повседневной
жизни:
- в непосредственной образовательной деятельности (в различных образовательных областях);
- в театрализованной деятельности;
- при слушании музыкальных сказок;
- исполнение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду;
- подпевание и исполнение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов
окружающей действительности
- музыкальные игры, хороводы с пением;
- празднование дней рождения
в самостоятельной деятельности детей
:
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных
инструментов (озвученных и неозвученных),
музыкальных игрушек,
макетов инструментов,
театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО
Музыкально-дидактические игры
.
Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками.
в совместной деятельности с семьёй
:
Совместные праздники, развлечения в ДОУ (подключение родителей к участию в праздниках
и подготовке к ним).
Театрализованная деятельность
(концерты родителей для детей,
совместные выступления детей
и родителей, совместные театрализованные представления,
шумовой оркестр).
Открытые просмотры непосредственной образовательной
деятельности.
Создание средств наглядно-педагогической пропаганды
для родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки).
Оказание помощи родителям
по созданию предметно-музыкальной среды в семье.
Посещение детских музыкальных театров.
Прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин
Совместное подпевание
и исполнение знакомых песен
при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей
действительности.
Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей
Став экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС, мы в нашем детском саду, уже с января переделали в соответствии с ним сетки НОД, Сделали коррекцию в календарном планировании, разбросав материал, по пяти образовательным областям. Работу по принципу тематического планирования продолжили, так как она соответствует требованиям стандарта. Планирование соотносим с календарно-тематическим планированием воспитателей. Но есть в нашей работе и запланированные и более значимые мероприятия, к которым, соответственно, нужно готовиться. Обучение через систему занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День Смеха, День Победы и т.д.), международные праздники (День Земли, День доброты). Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать.
На этапе реализации ФГТ мы внесли изменения в структуру планирования. Во–первых, приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время. В связи с требованиями ФГТ нами были внесены изменения в написании планов, а именно:
учебный блок заменился
на блок образовательный деятельности
Добавились графы:
интеграция образовательных областей
организация развивающей среды для самостоятельной деятельности
совместная деятельность взрослого и детей с учётом инте
грации образовательных областей.
На этапе внедрения ФГТ пришло важное новшество: принцип интеграции. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности пяти образовательных областей ( в соответствии с ФГОС, в отличии от ФГТ, где было их десять) «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», , «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Нам, музыкальным руководителям, понятие «интеграция» понятно и знакомо, т.к. музыка может использоваться во всех образовательных областях,
Так как все образовательные области связаны друг с другом: ведь, слушая музыку, ребёнок познаёт. Познавая, рассказывает о том, что узнал; он взаимодействует со взрослыми и сверстниками в процессе игр, театрализованных постановок, в процессе исследований и обсуждений.
Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве всех специалистов (воспитателей, логопедов, руководителей по физическому воспитанию, психологов, музыкальных руководителей). И в нашем детском саду это хорошо поставлено. Мы, музыканты, являемся связующей нитью в процессе взаимопроникновения и взаимосвязи с педагогами. А педагоги оказывают большую помощь при подготовке и проведении праздников и развлечений, различных мероприятий.
И если дети получают ощущение радости во время непосредственной образовательной деятельности, в частности в направлении «Музыкальное развитие», то в этом большая заслуга всех педагогов-специалистов, о которых мы уже говорили. Ведь это и предполагают федеральные требования, а именно:
осуществлять эмоционально-чувственное познание мира ребёнка
;
практиковаться в способах его самовыражения
.
Родители наши – непосредственные участники педагогического процесса, а так же активные помощники в различных мероприятиях (выставках, конкурсах, проектах, праздниках), ведь когда мама и папа рядом – это праздник вдвойне. Мы, проводим «День Семьи», где мамы и папы со своими детками проводят вместе замечательное время: с шутками, песням, играми и плясками.
Приятно, когда родители откликаются на все наши просьбы, когда они являются не сторонними наблюдателями, а являются партнёрами в нашей совместной деятельности. И такое сотрудничество, конечно - большое подспорье для нас, музыкальных руководителей. И это тоже соответствует новым требованием:
родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте
Мы, музыканты – люди творческие, у нас в голове много идей. А творчество, как известно, наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Но, порой, очень трудно выбрать значимое и основное, поэтому нам необходима программа, по которой мы должны будем соблюдать все требования ФГОС и к структуре, и к условиям реализации программы, чтобы, в итоге, помочь каждому ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования и быть успешным в дальнейшем обучении в школе. Наш детский сад в условиях модернизации системы образования стремится творчески осмыслить всё новое, осознать и пробовать внедрять это на практике.