В статье содержатся занятия по развитию мелкой моторики рук детей 2 младшей группы на 1 учебный год
Работа:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЕНТЯБРЬ
Наряжаем кукол
Цель: обучение подбору цветов по принципу Такой - не такой; нахождение предмета определенного цвета по образцу; знакомство с названиями цветов.
Материалы: Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.
Ход занятия:
Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы кофточки и юбочки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая кофточки и юбочки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите надеть на кукол одежду заданных цветов.
См. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 20
Волшебный мешочек
Цель: развитие осязательных чувств, развитие мелкой моторики, формирование интереса к совместной деятельности.
Материалы: Мешочки с 8-10 знакомыми ребенку предметами (мешочки по количеству детей и 1 большой, как демонстративный материал).
Ход занятия:
Завяжите ребенку глаза или попросите их закрыть. А теперь попросите ребенка вытащить из мешочка один предмет и на ощупь угадать, что это. После того как дети угадают все предметы, находящиеся в мешочке, можно заменить их другими, постепенно повышая уровень сложности задания. После этого попросите каждого ребенка вытаскивать предметы из мешочков и на ощупь угадывать их, более старшие дети могут самостоятельно в парах контролировать правильность выполнения задания. С младшими детьми воспитатель берет на себя ведущую роль.
Купание кукол
Цель: дополнение, обобщение детских представлений о культурно-гигиенических навыках, о предметах необходимых для водных процедур, формирование интереса к сюжетно ролевой игре.
Материалы: кукла, ванночка, мыло, мыльница, мочалка, полотенце, лейка или ковшик.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям произведение А. Барто Девочка чумазая. Задаёт вопросы на понимание текста произведения. И предлагает девочку искупать. Показывает сам как купать куколку, обращая внимание детей на основные моменты, на предметы используемые при купании, на части тела куколки. В заключении показа читает С. Капутикян Хлюп - хлюп:
Хлюп-хлюп ручками, полон мыла таз.
Ты не трогай Катенька, мыльной ручкой глазик,
А водичка булькает, а водичка пенится,
Катенька помоется, оденется, причешется.
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает искупать своих куколок, обращая внимание детей на правильность выполнения действий, на бережное отношение к куколке и принадлежностям для водных процедур.
Для детей младшей подгруппы предлагается в использование и для запоминания меньшее количество туалетных принадлежностей и выполняемых действий. Воспитатель может предложить ребенку помочь ему искупать куколку, при этом давать детям выполнять отдельные действия с куклой (намыль мочалку, полей куколку водичкой из ковшика, вытри куколку полотенцем).
Построим башню
Цель: обучение различению цветов по принципу такой - не такой, закрепление названий цветов, развитие общей моторики рук; формирование интереса к конструктивной деятельности, создание позитивного настроения.
Материалы: крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов.
Ход занятия:
Выложите разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики. Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит у основания башни и сравнивать их (такой \ не такой). Если кубик такой, поставьте его сверху, если не такой, предложите ребенку принести другой кубик.
В конце игры назовите цвет башни: Вот какая у нас получилась красивая красная башня!
В следующий раз можно предложить детям самостоятельно построить башни. Дайте детям по 1 кубику и попросите найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.
Более старшим детям можно предложить построить башни 2-4х основных цветов или выкладывать на пол кубики менее контрастных цветов и просить построить башню по словесной инструкции.
См. Е. А. Янушко Сенсорное развитие. Стр. 19
Четвертый лишний
Цель: закрепление знания цветов, развитие мышления, воспитание интереса к спокойной игре.
Материалы: Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по 4 предмета (в отдельных рамках):
Желтые – груша, банан, яблоко; оранжевый апельсин;
Зеленый – огурец, яблоко, груша; синяя слива;
Красная – клубника, помидор, редиска, зеленый арбуз;
Оранжевый – апельсин, хурма, тыква; желтая дыня.
На картинках могут быть не только овощи и фрукты, но и игрушки. Сохраняя вышеуказанную цветовую схему.
Ход занятия:
Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру. Такую же игру можно провести и с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите их внимательно рассмотреть. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.
Для более младшей группы следует использовать предметы контрастных цветов (Например: 3 предмета синего цвета и 1 желтого или 3 желтых предмета и 1 красный).
См. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 21
Водолей (Вариант 1)
Цель: развитие координации движений, аккуратности; формирование представления об объемах, обучение бытовым навыкам.
Материалы: Поднос, лейка, миска или тазик, краски или пищевые красители, тряпка.
Ход занятия:
Лейку наполняем подкрашенной водой и ставим рядом с миской на поднос. Вы демонстрируете, как перелить воду из лейки в миску и обратно, медленно и четко выполняя движения. Предложите детям повторить упражнение, пусть они увидят, что вы с интересом наблюдаете за ними. После игры предложите детям вытереть разлитую воду тряпкой.
Упражнение можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин или бутылку).
См. Д. Орлова. Большая книга Монтессори. Стр. 90
ОКТЯБРЬ
Покормим прищепку
Цель: развитие мелкой моторики; интереса к спокойной игре; развитие внимания; обучение элементарным бытовым навыкам;
Материалы: Разноцветные бельевые прищепки, прямоугольник, круг, квадрат, треугольник (из картона).
Ход занятия:
Покажите малышам, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите её несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руки малышам, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать ротик у прищепки.
Как только навык освоен – начинается игра. Представьте вместе с малышом, что прищепки это маленькие рыбки, а кружочек и квадратик – это кормушка. Ну а малышам, конечно же, помочь рыбкам пообедать, т.е. прикрепить их по периметру фигуры.
Если малыши научились ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить из прищепок цветик - семицветик , человечка, зайца, ежа и т.д.
Для младших детей можно использовать одну геометрическую фигуру, прищепки одно цвета. Усложнять задания для детей по мере их усвоения детьми.
См. Д. Орлова. Большая книга Монтессори. Стр. 82
Фигурки из цветной мозаики
Цель: формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.
Материалы: У каждого ребенка карточка с образцами предметных картинок, а с другой – контурные; чистая карточка. Мозаика, в которой лежат разные формы: треугольники (основание 5 см, высота 2,6), трапеции (основание 6 и 4,2 высота 1,6см), прямоугольники (1,6 на 4,2), прямоугольники (2 на 3см)
Ход занятия:
Воспитатель сначала предлагает ребенку выложить на чистой карточке картинку, глядя на контурный образец. Если ребенку это не удается, педагог просит перевернуть карточку и выложить тот же рисунок по расчлененному образцу. Тем детям, которые не справляются с задачей можно разрешить выложить рисунок на образце, а затем на чистой карточке.
При повторном проведении упражнений следует переходить к ориентации на нерасчлененный образец, картинки образцы необходимо заменять новыми.
Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Воспитание сенсорной культуры ребенка. Стр. 136
Найди на ощупь
Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета; воспитывать интерес к совместной игре; развитие внимательности, памяти, мышления.
Материалы: Несколько одинаковых наборов мелких игрушек. В наборе 15 игрушек, их укладывают в мешочек, который дают каждому участнику. Коробка с игрушками у воспитателя. Можно использовать игрушечную посуду.
Ход занятия:
Занятие можно проводить одновременно с 2-3 детьми. Ребенок кладет на стол руку. с мешочком, затянутом на запястье. Воспитатель по одному достает игрушку из коробки и предлагает детям найти такую же у себя в мешочке на ощупь. Если он ошибается, то ему предлагают внимательно рассмотреть предмет и дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет.
Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.
См. Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Воспитание сенсорной культуры ребенка. Стр. 136
Бусы для кукол
Цель: развивать координацию движений, мелкую моторику рук, учить продевать шнурок в отверстие, воспитывать усидчивость, интерес к спокойной игре.
Материалы: Бусины (бутылочные крышки с отверстиями, геометрически формы), шнурок, мешочек (На каждого ребенка)
Ход занятия:
Воспитатель предлагает собрать для кукол бусы, яркие, красивые. Сначала воспитатель показывает, как необходимо поступать с раздаточным материалом. Кладет мешочек на стол перед собой. Достаёт из него шнурок, берет в правую руку, а левой достаёт из мешка бусины по одной и нанизывает на наконечник шнурка. Когда бусы будут собраны, воспитатель предлагает детям сделать тоже.
Игру можно усложнять, по мере усвоения навыка нанизывания, предлагать детям собирать бусы чередуя цвета бусин или собрать бусы только из белых\голубых\красных и т.д. бусин.
Ловись рыбка
Цель: развитие внимательности, аккуратности, обучение бытовым навыкам, создание положительного настроения.
Материалы: банка с водой; пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики); поварешка, ложка с длинной ручкой, ситечко.
Ход занятия:
Мелкие предметы бросайте вместе с малышами в сосуд с водой. Обратите внимание, что брать предметы нужно 3 пальцами то правой, то левой руки. Заполнив аквариум можно половить рыбок. Объясните детям, что рыбки кусачие. Поэтому вытаскивать их нужно, не помогая руками.
Орлова Д. Большая книга Монтессори. Стр. 92
Волшебное сито
Цель: знакомство с крупами, развитие ловкости, аккуратности, мелкой моторики рук, воспитание бережного отношения к продуктам питания и кухонному инвентарю.
Материалы: сито, большое блюдо или поднос, рисовая и манная крупы.
Ход занятия:
Смешайте манку и рис. Покажите детям смешанные крупы. Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже вашими маленькими ловкими пальчиками. Но нам поможет сито. Перемешанные крупы можно просеять через сито. Объясните детям, почему так получается, насыпав в сито отдельно сначала рис а затем манку. Просеянный рис необходимо убрать в отдельную тарелку.
Орлова Д. Большая книга Монтессори. Стр. 86
Найди игрушку
Цель: развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, развитие усидчивости.
Материалы: Коробка с фасолью, мелкие игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель заранее прячет игрушки в коробке с фасолью. – Наши мелкие игрушки захотели поиграть с нами в прятки и спрятались в этой большой коробке. Поищем их? Воспитатель показывает, как необходимо осуществлять поиск (погружая руку в фасоль полностью, обследуя пальчиками пространство внутри, не роняя фасолинки на стол, вытаскивая руку с игрушкой). Предлагает детям самим найти игрушки. А затем спрятать их для последующего ребенка.
НОЯБРЬ
Игры со строительным материалом (кровать, стол, стул)
Цель: развитие конструктивных навыков, обучение обследования предметов, выделения отдельных частей, умения строить по образцу. Воспитание бережного отношения к игрушкам и пособиям.
Материалы: кубики и кирпичики разных цветов, игрушечная мебель (для обследования). Мелкие игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям игрушечную мебель, предлагает назвать каждую по названию и предназначению. Вносит мелкие игрушки и предлагает построить для них комнату, в которой будут стоять кровать, стол и стул. Воспитатель вместе с детьми обследует предметы, выделяя основные части. Затем приступает к строительству кровати (4 кирпичика), стула (кубик и кирпичик), стола (кубик и кирпичик).
С младшими детьми воспитатель предлагает детям уложить маленькие игрушки спать. Построив им кровать. Так же обследует предмет, выделяя основные части и приступает к постройке вместе с детьми.
Постройки обыгрываются детьми с мелкими игрушками.
Переливание из чайника в чашку
Цель: развитие координации движений, воспитание аккуратности, обучение простейшим бытовым навыкам, воспитание самостоятельности.
Материалы: на подносе маленький заварочный чайник, маленькая чашка, губка.
Ход занятия:
Воспитатель ставит на стол пред детьми поднос с чайником, чашкой и губкой. Начинает показ. Чайник справа. Берет правой рукой за ручку чайник с водой, левой рукой – двумя пальцами он придерживает крышку. Обращает внимание детей на действия обеих рук. Напоминает, что если вода пролилась – её необходимо вытереть губкой. С малышами необходимо проводить упражнение индивидуально или не большими группами. Со старшими детьми можно раздать каждому по подносу с посудой для самостоятельного выполнения упражнения.
По Е. Хилтунен. Монтессори – педагогика. Стр. 42
Подбери предметы похожего цвета
Цель: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету, развивать внимательность, воспитывать желание играть вместе, создать позитивное настроение.
Материалы: Бытовые предметы, игрушки разных цветов.
Ход занятия:
На двух сдвинутых рядом столах расставляются игрушки. В игре участвуют 7 детей. Воспитатель дает каждому ребенку по игрушке одного из цветов спектра и предлагает найти в группе предметы соответствующие цвету игрушки в его руках. Выполнив задание дети меняются игрушками и игра повторяется.
По Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Воспитание сенсорной культуры ребенка. Стр. 130
Как работают с рамкой с крючками и петлями
Цель: научить ребенка расстегивать и застегивать петли; развитие самостоятельности; концентрация внимания; координация движений пальцев рук.
Материалы: рамка с крючками и петлями.
Ход занятия:
Рамка кладется на рабочий стол, и воспитатель предлагает ребенку показать, как с ней обращаться. Она начинает расстегивать крючки сверху вниз, медленно, обращая внимание ребенка на каждое действие. Каждый раз воспитатель отгибает ткань, чтобы ребенок видел, и крючок и петлю. После второго, третьего крючка ребенок выполняет работу самостоятельно. Когда первая часть работы с рамкой закончена, воспитатель откидывает в стороны половинки ткани, ребенок видит, что все крючки расстегнуты. Можно начать их застегивать. Половинки соединяются по центру, так чтобы крючки оказались сверху петель. Воспитатель начинает работу, как всегда, сверху вниз, медленно и точно выполняя движения пальцев. Ребенок наблюдает и после второго третьего крючка выполняет действие самостоятельно. В конце работы, чтобы убедиться, что все крючки застегнуты, ребенок или воспитатель кладут обе ладони на половинки ткани и чуть растягивают их в стороны. Это движение является внутренним контролем в работе с рамкой.
См. Е. Хилтунен. Монтессори – педагогика. Стр. 57
Как работают с рамкой с пуговицами
Цель: самостоятельно научиться застегивать пуговицы на одежде, развитие мелкой моторики, развитие внимания.
Материал: рамка с пуговицами.
Ход занятия:
Воспитатель и ребенок приносят рамку на стол. Воспитатель медленно начинает пошагово расстегивать пуговицы. Т.е. сначала она оттягивает петлю, затем вставляет в неё пуговицу а потом окончательно вынимает её из петли. Можно отогнуть расстегнутый уголок ткани, чтобы ребенок убедился, что сделано. После третьей расстегнутой пуговицы ребенок продолжает работу самостоятельно. Когда все пуговицы расстегнуты воспитатель откидывает в обе стороны половинки ткани и ребенок убеждается, что первая часть работы выполнена. Воспитатель складывает в центр обе половинки ткани и сверху вниз, двигаясь от петли к петле просовывает в них пуговицы – застегивает рамку. После второй, третьей пуговицы, ребенок повторяет действия самостоятельно. Когда работа закончена можно проверить, точно ли она выполнена. Необходимо положить ладони на половинки ткани и растянуть их в стороны.
Работать с рамками необходимо не отрывая их от стола, чтобы дети не производили лишних. Отвлекающих действий.
По Е. Хилтунен. Монтессори – педагогика. Стр. 53
ДЕКАБРЬ
Оденем мишку
Цель: закреплять знания детей о зимней одежде, развивать зрительное восприятие формы и размера, воспитывать эмпатию, воспитывать интерес к спокойным играм.
Материалы: игра - вкладыш Оденем мишку: доска с фигурами 3х медведей, 3 комплекта одежды для них.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на погоду за окном. Говорит: К нам сегодня пришла семья мишек (в летней одежде). И они очень замерзли на улице. Предлагает детям подумать, почему мишки замерзли и, как исправить положение. Дети переодевают мишек в зимнюю одежду, подбирая каждый комплект по размеру и полу.
В старшей подгруппе дети одеваю всех мишек самостоятельно. В младшей группе воспитатель предлагает детям одеть кого-то одного на выбор, при этом корректируя выбор одежды ребенком, напоминая, для какой цели ребенок одевает мишку (На прогулку).
Игры со строительным материалом
Цель: закрепление конструктивных навыков, умения видеть в постройках объект для обыгрывания, развитие самостоятельности. Пробуждение интереса к конструированию.
Материалы: деревянные кирпичики, дощечки, мелкие игрушки для обыгрывания.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям обследовать горку на участке. Воспитатель помогает выделить её основные части (опору, спуски, лестницу, перила), их пространственное расположение и установить практическое назначение каждой из них.
На занятии воспитатель предлагает образец конструкции горки, и дети совместно с ним обследуют её. После анализа дети воспроизводят его и скатывают со своих горок машинки, шарики и т.д. затем детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы машинка съезжала быстрее? Медленнее? Дети испытывают свои предположения на практике, скатывая с горки игрушки, наблюдая, чья игрушка скатилась с горки быстрее. Обсуждают результаты. Воспитатель предлагает поиграть самостоятельно (модернизировать или видоизменить горку, как им захочется). Воспитатель обращает внимание детей на обязательное обыгрывание своих построек.
С детьми младшей подгруппы вся инициатива в строительстве или обыгрывании принадлежит воспитателю. Ход строительства любой постройки воспитатель предлагает воспроизводить пошагово, следуя показу воспитателя.
Наряжаем ёлочку
Цель: развитие зрительного восприятия цвета, формы, воспитание бережного отношения к дереву, создание праздничной атмосферы.
Материалы: Ёлка, ёлочные игрушки, мишура, гирлянда.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой приближается праздник.
Показывает детям ёлку и читает стихотворение:
М. Ивенсен
Елочка
- Елочка, елка,
Колкая иголка
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
-Что в лесу?
-Морозы.
Голые березы,
Волки да медведи
Вот и все соседи.
- А у нас под новый год
Каждый песенку поет.
Предлагает посмотреть на нашу грустную елочку. Как вы думаете почему она грустна? Предлагает развеять елкину грусть и украсить её игрушками, мишурой и гирляндой. Воспитатель вешает на елочку гирлянду, обращая внимание детей на бережное отношение к её веточкам, на то, что иголки – колки. Затем предлагает детям самим попробовать украсить ёлочку. Подзывает детей по одному, по двое к коробке с елочными игрушками и предлагает 1 ребенку выбрать игрушку, а другому найти такую же, потом поменяться. Затем подзывает другую пару детей, и повторяют упражнение. Малышам воспитатель предлагает украсить ёлочку мишурой, дождиком или ватой – на выбор ребенка. Воспитатель всегда поощряет выбор ребенка, обращает внимание на цвета выбираемых предметов, форму, текстуру.
В конце занятия дети любуются наряженной ёлочкой, повторяют стихотворения о елке, о празднике в целом.
Как поливают цветы
Цель: развитие самостоятельности, аккуратности, воспитание бережного отношения к природе, учить заботиться о комнатных растениях.
Материалы: на подносе стоит кувшин с водой, лейкой, губкой, миской; комнатное растение в горшке.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребенку поставить на стол цветок в горшке, осмотреть его, называет название. Как ты думаешь, этот цветок хочет пить? Предлагает потрогать землю у основания цветка и объясняет, что если земля сухая, то его обязательно нужно полить. Затем объясняет, что растение без воды, как и человек, жить не может. Т.к. для ребенка это первый опыт в поливе растений то воспитатель должен взять инициативу на себя и предлагать последовательность действий, которую ребенок должен соблюдать каждый раз при поливе растений. Дети с воспитателем наливают часть воды в лейку, часть – в миску. Поливают землю вокруг цветка. Затем смачивают губку и аккуратно протирают листья, придерживая их снизу левой рукой. После этого цветок и поднос убираются на место. Затем воспитатель подводит итог, что получилось, что не удалось, но в следующий раз обязательно получится. Воспитатель в ходе всего упражнения следит за аккуратностью выполнения задания, если что то проливается на поднос – обязательно протирается губкой. Воспитатель акцентирует внимание на позитивных моментах выполнения задания.
По Е. Хилтунен Монтессори педагогика. Стр. 43
ЯНВАРЬ
Разноцветные бусины
Цель: развитие мелкой моторики, внимательности; обучение захватыванию мелких предметов кончиками пальцев; воспитание аккуратности, бережливости.
Материалы: разноцветный бисер, бусины, коробочки.
Ход занятия:
Перед занятием воспитатель хорошенько перемешивает бисер и бусины в одной коробке, а затем предлагает детям разложить их в разные тарелочки по какому либо признаку в зависимости от возраста подгруппы детей. Воспитатель обязательно обращает внимание детей на меры предосторожности игры с мелкими игрушками, такими как бисер или бусины. Перед упражнением детей в перебирании бисера воспитатель показывает, как необходимо захватывать бисер (одной рукой, двумя пальцами). Воспитатель должен следить за тем, чтобы бусин не было слишком много (во избежание потери ребенком интереса), а так же обращать внимание детей на то, что если бисер упадет на пол, его будет очень сложно поймать.
Старшим детям, предлагается выбрать бусины какого-либо одного цвета в отдельную тарелочку, а малышам отобрать большие бусины от маленьких.
По Орлова Д. Большая книга Монтессори. Стр. 97
Раскладывание однородных предметов резко различных по цвету на 2 группы
Цель: учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приёмы установления тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова цвет, такой, не такой, разные.
Материалы: палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.
Для подгруппы (8 детей) необходимо иметь 80 палочек (по 10 каждого цвета). Используются следующие цветовые сочетания: красный - синий, желтый - фиолетовый, оранжевый - зеленый, синий - белый, черный – желтый.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям 5 палочек черного цвета, перемешанных произвольно, объясняя при этом, что они разного цвета. Продемонстрировав палочку одного (черного) цвета, откладывает её в одну сторону. Затем показывает предмет другого цвета (желтого), откладывает его в другую сторону. Слово – название цвета воспитатель не произносит, а употребляет слова: цвет, такой, разные. Взяв в руки ещё черную палочку, воспитатель показывает её детям и спрашивает – куда её нужно положить? Затем прикладывает её в плотную к желтой палочке и говорит что они разные. Прикладывает черную палочку к черной и поясняет что она такая же. Так воспитатель раскладывает первые две пары палочек сам. При сортировке третьей пары палочек воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подойти к столу, взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета и положить их вместе. Затем предлагает выполнить аналогичное действие с палочкой другого цвета.
Затем дети поочередно выкладывают по одной паре палочек на столе воспитателя. Для того чтобы все дети были обеспечены цветовым материалом можно взять другое цветовое сочетание предметов. После объяснения и показа малышам раздают индивидуальный материал для группировки (палочки разного цвета в разнообразных сочетаниях): каждому ребенку по 5 предметов одного и другого цвета, перемешанных произвольно. Чтобы исключить подражание детям, сидящим рядом, дают объекты разного цвета. Малышам, быстро справившимся с заданием, можно дать для группировки ещё 10 палочек, но уже другого цвета.
Во избежание уставания детей младшей подгруппы следует уменьшить количество оперируемых цветов до 4(основных) а так же количество перекладываемых объектов.
Для детей старшей подгруппы воспитатель проговаривает названия цветов, при перекладывании объектов дети так же проговаривают названия цветов, с которыми работают.
По. Э.Г. Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию. Стр. 60
Раскладывание однородных объектов более близких цветовых тонов на 2 группы
Цель: продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Материалы: палочки 8 цветов (см. выше). Детям предлагаются цветовые сочетания: красный – оранжевый, оранжевый – желтый, синий – фиолетовый, зеленый – синий и др. Количество материала зависит от количества детей из расчета 5 палочек 2х цветов на каждого.
Ход занятия:
Ход аналогичен выше описанному занятию. Каждый ребенок на данном занятии оперирует с объектами 4-6 цветов, группирует 20-30 палочек. Дети, быстро справившиеся с заданием, наблюдают за тем, как выполняют задание рядом сидящие товарищи. Воспитатель может спросить ребенка: правильно ли разложил палочки Саша? Какую палочку он положил не правильно.
По. Э.Г. Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию. Стр. 62
Цветные парочки
Цель: продолжать учить сравнивать цвета по принципу такой – не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.
Ход занятия:
Перед началом занятия подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например: красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите детей найти цветные пары своим предметам. На занятие можно брать как подгруппу детей, так и заниматься индивидуально. Соберите в коробку пары предметов и предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветовых пар следует увеличивать постепенно.
См. Е.А Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 17.
Цветные кубики
Цель: продолжать учить сравнивать цвета по принципу такой - не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары разноцветных кубиков (4 основных цвета).
Ход занятия:
Воспитатель раскладывает на ковре кубики. Затем берет один кубик и говорит: Вот такой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик. Воспитатель берет кубик контрастного цвета и прикладывает к выбранному. Таким же образом прикладывает, и другие кубики пока цвет не совпадет. Комментирует свои действия: Такой? Нет не такой. И этот не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики. Затем воспитатель раздает нескольким детям кубики разных цветов и предлагает найти им пары. В следующий раз воспитатель увеличивает число кубиков каждого цвета и просит найти кубик по словесной инструкции. Со временем добавляются в занятие дополнительные цвета.
См. Е.А Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 16.
ФЕВРАЛЬ
Веселый поезд
Цель: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Учить подбирать нужные формы различными способами.
Материалы: рамки Монтессори.
Ход занятия:
Покажите детям квадратные рамки Монтессори. Затем разложите их на столе или на полу и скажите: Вот поезд, а это вагончики. В этом поезде отправятся в путешествие фигурки. Все должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд.
Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последний вагончик, медленно подвиньте раки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов идут за мороженым или лимонадом, а затем снова садятся на свои места.
Походу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий. Игру можно усложнять постепенно увеличивая количество рамок.
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 24
Веселые матрешки. Строим ряды.
Цель: Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического применения и зрительного соотнесения).
Материалы: Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей).
Ход занятия:
Предложите детям разобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднения помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая.
Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна непослушная сестричка убежала... Поставь её на место!
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 37
Разложи фигуры по местам!
Цель: Продолжать знакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы различными методами.
Материалы: Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Ход занятия:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: Вот веселые фигурки. Это круг, он катится – вот так! Вот квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют). Затем предложите детям разложить фигурки по кроваткам: наступил вечер – фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки.
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки по местам, подведите итог игры: Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем ещё раз покажите детям фигурки и назовите их, не требуя повторения названий. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя сюжет.
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 23
Катится – не катится
Цель: Продолжать знакомить с геометрическими телами – шаром, кубом.
Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход занятия:
Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: Это шар – он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их.
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть сними: поставить на стол, друг на друга, прокатить и т.д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 24
Как пересыпают зерно из одной плошки в другую
Цель: Учить перекладывать или пересыпать зерно с помощью ложки из одной миски в другую. Координация мелких движений кисти руки; концентрация внимания; развитие независимости; последовательность движений; подготовка к письму.
Материалы: 2 круглые плошки на небольшом подносе. В левую засыпано зерно: гречка, горох или рис. Между плошками на подносе лежит чайная ложка.
Ход занятия:
Педагог с ребенком приносят поднос с плошками и ставят на рабочий столик. Педагог садится и говорит: Я покажу вам, как пересыпают зерно с помощью ложки. Берет с подноса чайную ложку, наполняет её зерном, и приподнимая и перенося слева направо, опрокидывает зерно с правую плошку. Когда половина зерна пересыпана, педагог предлагает ребенку попробовать самому пересыпать остатки. После того как левая плошка освободилась от зерна плошки составляются с подноса и аккуратно пальчиками подбираются случайно выпавшие зерна. Чистый поднос означает аккуратно выполненную работу, а значит является внутренним контролем над ошибками.
Накрой платком!
Цель: Продолжать формировать знания о величине предмета, о понятиях – большой, маленький.
Материалы: Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.
Ход занятия:
Сначала в игре используются 2 игрушки и 1 платок. Подберите 2 игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой - нет.
Предложите детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры – та игрушка которая спряталась под платком – маленькая, та что не поместилась- большая. Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы Яги.
В следующий раз используйте 2 платка разной величины. В конце игры подведите итог: Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким, а большую под большим. Можно ли спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет. Не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче
Спрячь в ладошке!
Цель: Познакомить с понятием величины.
Материалы: Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, резиновые игрушки и др. по количеству детей)
Ход занятия:
Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).
Подведите итог игры: Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет
Март
Поймай рыбку для кошки
Цель: развивать общую моторику рук, координацию движений.
Материалы: удочка с магнитом на конце лески, ёмкость для рыбок, рыбки с металлическими вкладками.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям: Давайте попробуем поймать рыбку для нашей кошечки вот этой волшебной удочкой. Он предлагает детям рассмотреть удочку, показывает, как поймать ей рыбку. Затем каждый ребенок пробует самостоятельно поймать рыбку. Если у него не получается, взрослый помогает ему. Воспитатель хвалит детей за удачный улов
Ловим на крючок
Цель: развивать общую моторику рук, координацию движений.
Материалы: удочка с крючком на конце лески/ниточки, рыбки с жесткими петельками, емкость для рыбы.
Ход занятия:
Это усложненный вариант игры Поймай рыбку для кошки. Взрослый показывает, как выловить предмет из аквариума, затем предлагает детям попробовать сделать это самостоятельно. В этой игре так же можно использовать емкости незаполненные водой.
17
Скачать работу
СЕНТЯБРЬ
Наряжаем кукол
Цель: обучение подбору цветов по принципу Такой - не такой; нахождение предмета определенного цвета по образцу; знакомство с названиями цветов.
Материалы: Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.
Ход занятия:
Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы кофточки и юбочки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая кофточки и юбочки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите надеть на кукол одежду заданных цветов.
См. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 20
Волшебный мешочек
Цель: развитие осязательных чувств, развитие мелкой моторики, формирование интереса к совместной деятельности.
Материалы: Мешочки с 8-10 знакомыми ребенку предметами (мешочки по количеству детей и 1 большой, как демонстративный материал).
Ход занятия:
Завяжите ребенку глаза или попросите их закрыть. А теперь попросите ребенка вытащить из мешочка один предмет и на ощупь угадать, что это. После того как дети угадают все предметы, находящиеся в мешочке, можно заменить их другими, постепенно повышая уровень сложности задания. После этого попросите каждого ребенка вытаскивать предметы из мешочков и на ощупь угадывать их, более старшие дети могут самостоятельно в парах контролировать правильность выполнения задания. С младшими детьми воспитатель берет на себя ведущую роль.
Купание кукол
Цель: дополнение, обобщение детских представлений о культурно-гигиенических навыках, о предметах необходимых для водных процедур, формирование интереса к сюжетно ролевой игре.
Материалы: кукла, ванночка, мыло, мыльница, мочалка, полотенце, лейка или ковшик.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям произведение А. Барто Девочка чумазая. Задаёт вопросы на понимание текста произведения. И предлагает девочку искупать. Показывает сам как купать куколку, обращая внимание детей на основные моменты, на предметы используемые при купании, на части тела куколки. В заключении показа читает С. Капутикян Хлюп - хлюп:
Хлюп-хлюп ручками, полон мыла таз.
Ты не трогай Катенька, мыльной ручкой глазик,
А водичка булькает, а водичка пенится,
Катенька помоется, оденется, причешется.
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает искупать своих куколок, обращая внимание детей на правильность выполнения действий, на бережное отношение к куколке и принадлежностям для водных процедур.
Для детей младшей подгруппы предлагается в использование и для запоминания меньшее количество туалетных принадлежностей и выполняемых действий. Воспитатель может предложить ребенку помочь ему искупать куколку, при этом давать детям выполнять отдельные действия с куклой (намыль мочалку, полей куколку водичкой из ковшика, вытри куколку полотенцем).
Построим башню
Цель: обучение различению цветов по принципу такой - не такой, закрепление названий цветов, развитие общей моторики рук; формирование интереса к конструктивной деятельности, создание позитивного настроения.
Материалы: крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов.
Ход занятия:
Выложите разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики. Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит у основания башни и сравнивать их (такой \ не такой). Если кубик такой, поставьте его сверху, если не такой, предложите ребенку принести другой кубик.
В конце игры назовите цвет башни: Вот какая у нас получилась красивая красная башня!
В следующий раз можно предложить детям самостоятельно построить башни. Дайте детям по 1 кубику и попросите найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.
Более старшим детям можно предложить построить башни 2-4х основных цветов или выкладывать на пол кубики менее контрастных цветов и просить построить башню по словесной инструкции.
См. Е. А. Янушко Сенсорное развитие. Стр. 19
Четвертый лишний
Цель: закрепление знания цветов, развитие мышления, воспитание интереса к спокойной игре.
Материалы: Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по 4 предмета (в отдельных рамках):
Желтые – груша, банан, яблоко; оранжевый апельсин;
Зеленый – огурец, яблоко, груша; синяя слива;
Красная – клубника, помидор, редиска, зеленый арбуз;
Оранжевый – апельсин, хурма, тыква; желтая дыня.
На картинках могут быть не только овощи и фрукты, но и игрушки. Сохраняя вышеуказанную цветовую схему.
Ход занятия:
Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру. Такую же игру можно провести и с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите их внимательно рассмотреть. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.
Для более младшей группы следует использовать предметы контрастных цветов (Например: 3 предмета синего цвета и 1 желтого или 3 желтых предмета и 1 красный).
См. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 21
Водолей (Вариант 1)
Цель: развитие координации движений, аккуратности; формирование представления об объемах, обучение бытовым навыкам.
Материалы: Поднос, лейка, миска или тазик, краски или пищевые красители, тряпка.
Ход занятия:
Лейку наполняем подкрашенной водой и ставим рядом с миской на поднос. Вы демонстрируете, как перелить воду из лейки в миску и обратно, медленно и четко выполняя движения. Предложите детям повторить упражнение, пусть они увидят, что вы с интересом наблюдаете за ними. После игры предложите детям вытереть разлитую воду тряпкой.
Упражнение можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин или бутылку).
См. Д. Орлова. Большая книга Монтессори. Стр. 90
ОКТЯБРЬ
Покормим прищепку
Цель: развитие мелкой моторики; интереса к спокойной игре; развитие внимания; обучение элементарным бытовым навыкам;
Материалы: Разноцветные бельевые прищепки, прямоугольник, круг, квадрат, треугольник (из картона).
Ход занятия:
Покажите малышам, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите её несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руки малышам, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать ротик у прищепки.
Как только навык освоен – начинается игра. Представьте вместе с малышом, что прищепки это маленькие рыбки, а кружочек и квадратик – это кормушка. Ну а малышам, конечно же, помочь рыбкам пообедать, т.е. прикрепить их по периметру фигуры.
Если малыши научились ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить из прищепок цветик - семицветик , человечка, зайца, ежа и т.д.
Для младших детей можно использовать одну геометрическую фигуру, прищепки одно цвета. Усложнять задания для детей по мере их усвоения детьми.
См. Д. Орлова. Большая книга Монтессори. Стр. 82
Фигурки из цветной мозаики
Цель: формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.
Материалы: У каждого ребенка карточка с образцами предметных картинок, а с другой – контурные; чистая карточка. Мозаика, в которой лежат разные формы: треугольники (основание 5 см, высота 2,6), трапеции (основание 6 и 4,2 высота 1,6см), прямоугольники (1,6 на 4,2), прямоугольники (2 на 3см)
Ход занятия:
Воспитатель сначала предлагает ребенку выложить на чистой карточке картинку, глядя на контурный образец. Если ребенку это не удается, педагог просит перевернуть карточку и выложить тот же рисунок по расчлененному образцу. Тем детям, которые не справляются с задачей можно разрешить выложить рисунок на образце, а затем на чистой карточке.
При повторном проведении упражнений следует переходить к ориентации на нерасчлененный образец, картинки образцы необходимо заменять новыми.
Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Воспитание сенсорной культуры ребенка. Стр. 136
Найди на ощупь
Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета; воспитывать интерес к совместной игре; развитие внимательности, памяти, мышления.
Материалы: Несколько одинаковых наборов мелких игрушек. В наборе 15 игрушек, их укладывают в мешочек, который дают каждому участнику. Коробка с игрушками у воспитателя. Можно использовать игрушечную посуду.
Ход занятия:
Занятие можно проводить одновременно с 2-3 детьми. Ребенок кладет на стол руку. с мешочком, затянутом на запястье. Воспитатель по одному достает игрушку из коробки и предлагает детям найти такую же у себя в мешочке на ощупь. Если он ошибается, то ему предлагают внимательно рассмотреть предмет и дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет.
Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.
См. Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Воспитание сенсорной культуры ребенка. Стр. 136
Бусы для кукол
Цель: развивать координацию движений, мелкую моторику рук, учить продевать шнурок в отверстие, воспитывать усидчивость, интерес к спокойной игре.
Материалы: Бусины (бутылочные крышки с отверстиями, геометрически формы), шнурок, мешочек (На каждого ребенка)
Ход занятия:
Воспитатель предлагает собрать для кукол бусы, яркие, красивые. Сначала воспитатель показывает, как необходимо поступать с раздаточным материалом. Кладет мешочек на стол перед собой. Достаёт из него шнурок, берет в правую руку, а левой достаёт из мешка бусины по одной и нанизывает на наконечник шнурка. Когда бусы будут собраны, воспитатель предлагает детям сделать тоже.
Игру можно усложнять, по мере усвоения навыка нанизывания, предлагать детям собирать бусы чередуя цвета бусин или собрать бусы только из белых\голубых\красных и т.д. бусин.
Ловись рыбка
Цель: развитие внимательности, аккуратности, обучение бытовым навыкам, создание положительного настроения.
Материалы: банка с водой; пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики); поварешка, ложка с длинной ручкой, ситечко.
Ход занятия:
Мелкие предметы бросайте вместе с малышами в сосуд с водой. Обратите внимание, что брать предметы нужно 3 пальцами то правой, то левой руки. Заполнив аквариум можно половить рыбок. Объясните детям, что рыбки кусачие. Поэтому вытаскивать их нужно, не помогая руками.
Орлова Д. Большая книга Монтессори. Стр. 92
Волшебное сито
Цель: знакомство с крупами, развитие ловкости, аккуратности, мелкой моторики рук, воспитание бережного отношения к продуктам питания и кухонному инвентарю.
Материалы: сито, большое блюдо или поднос, рисовая и манная крупы.
Ход занятия:
Смешайте манку и рис. Покажите детям смешанные крупы. Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже вашими маленькими ловкими пальчиками. Но нам поможет сито. Перемешанные крупы можно просеять через сито. Объясните детям, почему так получается, насыпав в сито отдельно сначала рис а затем манку. Просеянный рис необходимо убрать в отдельную тарелку.
Орлова Д. Большая книга Монтессори. Стр. 86
Найди игрушку
Цель: развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности, развитие усидчивости.
Материалы: Коробка с фасолью, мелкие игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель заранее прячет игрушки в коробке с фасолью. – Наши мелкие игрушки захотели поиграть с нами в прятки и спрятались в этой большой коробке. Поищем их? Воспитатель показывает, как необходимо осуществлять поиск (погружая руку в фасоль полностью, обследуя пальчиками пространство внутри, не роняя фасолинки на стол, вытаскивая руку с игрушкой). Предлагает детям самим найти игрушки. А затем спрятать их для последующего ребенка.
НОЯБРЬ
Игры со строительным материалом (кровать, стол, стул)
Цель: развитие конструктивных навыков, обучение обследования предметов, выделения отдельных частей, умения строить по образцу. Воспитание бережного отношения к игрушкам и пособиям.
Материалы: кубики и кирпичики разных цветов, игрушечная мебель (для обследования). Мелкие игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям игрушечную мебель, предлагает назвать каждую по названию и предназначению. Вносит мелкие игрушки и предлагает построить для них комнату, в которой будут стоять кровать, стол и стул. Воспитатель вместе с детьми обследует предметы, выделяя основные части. Затем приступает к строительству кровати (4 кирпичика), стула (кубик и кирпичик), стола (кубик и кирпичик).
С младшими детьми воспитатель предлагает детям уложить маленькие игрушки спать. Построив им кровать. Так же обследует предмет, выделяя основные части и приступает к постройке вместе с детьми.
Постройки обыгрываются детьми с мелкими игрушками.
Переливание из чайника в чашку
Цель: развитие координации движений, воспитание аккуратности, обучение простейшим бытовым навыкам, воспитание самостоятельности.
Материалы: на подносе маленький заварочный чайник, маленькая чашка, губка.
Ход занятия:
Воспитатель ставит на стол пред детьми поднос с чайником, чашкой и губкой. Начинает показ. Чайник справа. Берет правой рукой за ручку чайник с водой, левой рукой – двумя пальцами он придерживает крышку. Обращает внимание детей на действия обеих рук. Напоминает, что если вода пролилась – её необходимо вытереть губкой. С малышами необходимо проводить упражнение индивидуально или не большими группами. Со старшими детьми можно раздать каждому по подносу с посудой для самостоятельного выполнения упражнения.
По Е. Хилтунен. Монтессори – педагогика. Стр. 42
Подбери предметы похожего цвета
Цель: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету, развивать внимательность, воспитывать желание играть вместе, создать позитивное настроение.
Материалы: Бытовые предметы, игрушки разных цветов.
Ход занятия:
На двух сдвинутых рядом столах расставляются игрушки. В игре участвуют 7 детей. Воспитатель дает каждому ребенку по игрушке одного из цветов спектра и предлагает найти в группе предметы соответствующие цвету игрушки в его руках. Выполнив задание дети меняются игрушками и игра повторяется.
По Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Воспитание сенсорной культуры ребенка. Стр. 130
Как работают с рамкой с крючками и петлями
Цель: научить ребенка расстегивать и застегивать петли; развитие самостоятельности; концентрация внимания; координация движений пальцев рук.
Материалы: рамка с крючками и петлями.
Ход занятия:
Рамка кладется на рабочий стол, и воспитатель предлагает ребенку показать, как с ней обращаться. Она начинает расстегивать крючки сверху вниз, медленно, обращая внимание ребенка на каждое действие. Каждый раз воспитатель отгибает ткань, чтобы ребенок видел, и крючок и петлю. После второго, третьего крючка ребенок выполняет работу самостоятельно. Когда первая часть работы с рамкой закончена, воспитатель откидывает в стороны половинки ткани, ребенок видит, что все крючки расстегнуты. Можно начать их застегивать. Половинки соединяются по центру, так чтобы крючки оказались сверху петель. Воспитатель начинает работу, как всегда, сверху вниз, медленно и точно выполняя движения пальцев. Ребенок наблюдает и после второго третьего крючка выполняет действие самостоятельно. В конце работы, чтобы убедиться, что все крючки застегнуты, ребенок или воспитатель кладут обе ладони на половинки ткани и чуть растягивают их в стороны. Это движение является внутренним контролем в работе с рамкой.
См. Е. Хилтунен. Монтессори – педагогика. Стр. 57
Как работают с рамкой с пуговицами
Цель: самостоятельно научиться застегивать пуговицы на одежде, развитие мелкой моторики, развитие внимания.
Материал: рамка с пуговицами.
Ход занятия:
Воспитатель и ребенок приносят рамку на стол. Воспитатель медленно начинает пошагово расстегивать пуговицы. Т.е. сначала она оттягивает петлю, затем вставляет в неё пуговицу а потом окончательно вынимает её из петли. Можно отогнуть расстегнутый уголок ткани, чтобы ребенок убедился, что сделано. После третьей расстегнутой пуговицы ребенок продолжает работу самостоятельно. Когда все пуговицы расстегнуты воспитатель откидывает в обе стороны половинки ткани и ребенок убеждается, что первая часть работы выполнена. Воспитатель складывает в центр обе половинки ткани и сверху вниз, двигаясь от петли к петле просовывает в них пуговицы – застегивает рамку. После второй, третьей пуговицы, ребенок повторяет действия самостоятельно. Когда работа закончена можно проверить, точно ли она выполнена. Необходимо положить ладони на половинки ткани и растянуть их в стороны.
Работать с рамками необходимо не отрывая их от стола, чтобы дети не производили лишних. Отвлекающих действий.
По Е. Хилтунен. Монтессори – педагогика. Стр. 53
ДЕКАБРЬ
Оденем мишку
Цель: закреплять знания детей о зимней одежде, развивать зрительное восприятие формы и размера, воспитывать эмпатию, воспитывать интерес к спокойным играм.
Материалы: игра - вкладыш Оденем мишку: доска с фигурами 3х медведей, 3 комплекта одежды для них.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на погоду за окном. Говорит: К нам сегодня пришла семья мишек (в летней одежде). И они очень замерзли на улице. Предлагает детям подумать, почему мишки замерзли и, как исправить положение. Дети переодевают мишек в зимнюю одежду, подбирая каждый комплект по размеру и полу.
В старшей подгруппе дети одеваю всех мишек самостоятельно. В младшей группе воспитатель предлагает детям одеть кого-то одного на выбор, при этом корректируя выбор одежды ребенком, напоминая, для какой цели ребенок одевает мишку (На прогулку).
Игры со строительным материалом
Цель: закрепление конструктивных навыков, умения видеть в постройках объект для обыгрывания, развитие самостоятельности. Пробуждение интереса к конструированию.
Материалы: деревянные кирпичики, дощечки, мелкие игрушки для обыгрывания.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям обследовать горку на участке. Воспитатель помогает выделить её основные части (опору, спуски, лестницу, перила), их пространственное расположение и установить практическое назначение каждой из них.
На занятии воспитатель предлагает образец конструкции горки, и дети совместно с ним обследуют её. После анализа дети воспроизводят его и скатывают со своих горок машинки, шарики и т.д. затем детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы машинка съезжала быстрее? Медленнее? Дети испытывают свои предположения на практике, скатывая с горки игрушки, наблюдая, чья игрушка скатилась с горки быстрее. Обсуждают результаты. Воспитатель предлагает поиграть самостоятельно (модернизировать или видоизменить горку, как им захочется). Воспитатель обращает внимание детей на обязательное обыгрывание своих построек.
С детьми младшей подгруппы вся инициатива в строительстве или обыгрывании принадлежит воспитателю. Ход строительства любой постройки воспитатель предлагает воспроизводить пошагово, следуя показу воспитателя.
Наряжаем ёлочку
Цель: развитие зрительного восприятия цвета, формы, воспитание бережного отношения к дереву, создание праздничной атмосферы.
Материалы: Ёлка, ёлочные игрушки, мишура, гирлянда.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой приближается праздник.
Показывает детям ёлку и читает стихотворение:
М. Ивенсен
Елочка
- Елочка, елка,
Колкая иголка
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
-Что в лесу?
-Морозы.
Голые березы,
Волки да медведи
Вот и все соседи.
- А у нас под новый год
Каждый песенку поет.
Предлагает посмотреть на нашу грустную елочку. Как вы думаете почему она грустна? Предлагает развеять елкину грусть и украсить её игрушками, мишурой и гирляндой. Воспитатель вешает на елочку гирлянду, обращая внимание детей на бережное отношение к её веточкам, на то, что иголки – колки. Затем предлагает детям самим попробовать украсить ёлочку. Подзывает детей по одному, по двое к коробке с елочными игрушками и предлагает 1 ребенку выбрать игрушку, а другому найти такую же, потом поменяться. Затем подзывает другую пару детей, и повторяют упражнение. Малышам воспитатель предлагает украсить ёлочку мишурой, дождиком или ватой – на выбор ребенка. Воспитатель всегда поощряет выбор ребенка, обращает внимание на цвета выбираемых предметов, форму, текстуру.
В конце занятия дети любуются наряженной ёлочкой, повторяют стихотворения о елке, о празднике в целом.
Как поливают цветы
Цель: развитие самостоятельности, аккуратности, воспитание бережного отношения к природе, учить заботиться о комнатных растениях.
Материалы: на подносе стоит кувшин с водой, лейкой, губкой, миской; комнатное растение в горшке.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребенку поставить на стол цветок в горшке, осмотреть его, называет название. Как ты думаешь, этот цветок хочет пить? Предлагает потрогать землю у основания цветка и объясняет, что если земля сухая, то его обязательно нужно полить. Затем объясняет, что растение без воды, как и человек, жить не может. Т.к. для ребенка это первый опыт в поливе растений то воспитатель должен взять инициативу на себя и предлагать последовательность действий, которую ребенок должен соблюдать каждый раз при поливе растений. Дети с воспитателем наливают часть воды в лейку, часть – в миску. Поливают землю вокруг цветка. Затем смачивают губку и аккуратно протирают листья, придерживая их снизу левой рукой. После этого цветок и поднос убираются на место. Затем воспитатель подводит итог, что получилось, что не удалось, но в следующий раз обязательно получится. Воспитатель в ходе всего упражнения следит за аккуратностью выполнения задания, если что то проливается на поднос – обязательно протирается губкой. Воспитатель акцентирует внимание на позитивных моментах выполнения задания.
По Е. Хилтунен Монтессори педагогика. Стр. 43
ЯНВАРЬ
Разноцветные бусины
Цель: развитие мелкой моторики, внимательности; обучение захватыванию мелких предметов кончиками пальцев; воспитание аккуратности, бережливости.
Материалы: разноцветный бисер, бусины, коробочки.
Ход занятия:
Перед занятием воспитатель хорошенько перемешивает бисер и бусины в одной коробке, а затем предлагает детям разложить их в разные тарелочки по какому либо признаку в зависимости от возраста подгруппы детей. Воспитатель обязательно обращает внимание детей на меры предосторожности игры с мелкими игрушками, такими как бисер или бусины. Перед упражнением детей в перебирании бисера воспитатель показывает, как необходимо захватывать бисер (одной рукой, двумя пальцами). Воспитатель должен следить за тем, чтобы бусин не было слишком много (во избежание потери ребенком интереса), а так же обращать внимание детей на то, что если бисер упадет на пол, его будет очень сложно поймать.
Старшим детям, предлагается выбрать бусины какого-либо одного цвета в отдельную тарелочку, а малышам отобрать большие бусины от маленьких.
По Орлова Д. Большая книга Монтессори. Стр. 97
Раскладывание однородных предметов резко различных по цвету на 2 группы
Цель: учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приёмы установления тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова цвет, такой, не такой, разные.
Материалы: палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.
Для подгруппы (8 детей) необходимо иметь 80 палочек (по 10 каждого цвета). Используются следующие цветовые сочетания: красный - синий, желтый - фиолетовый, оранжевый - зеленый, синий - белый, черный – желтый.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям 5 палочек черного цвета, перемешанных произвольно, объясняя при этом, что они разного цвета. Продемонстрировав палочку одного (черного) цвета, откладывает её в одну сторону. Затем показывает предмет другого цвета (желтого), откладывает его в другую сторону. Слово – название цвета воспитатель не произносит, а употребляет слова: цвет, такой, разные. Взяв в руки ещё черную палочку, воспитатель показывает её детям и спрашивает – куда её нужно положить? Затем прикладывает её в плотную к желтой палочке и говорит что они разные. Прикладывает черную палочку к черной и поясняет что она такая же. Так воспитатель раскладывает первые две пары палочек сам. При сортировке третьей пары палочек воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подойти к столу, взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета и положить их вместе. Затем предлагает выполнить аналогичное действие с палочкой другого цвета.
Затем дети поочередно выкладывают по одной паре палочек на столе воспитателя. Для того чтобы все дети были обеспечены цветовым материалом можно взять другое цветовое сочетание предметов. После объяснения и показа малышам раздают индивидуальный материал для группировки (палочки разного цвета в разнообразных сочетаниях): каждому ребенку по 5 предметов одного и другого цвета, перемешанных произвольно. Чтобы исключить подражание детям, сидящим рядом, дают объекты разного цвета. Малышам, быстро справившимся с заданием, можно дать для группировки ещё 10 палочек, но уже другого цвета.
Во избежание уставания детей младшей подгруппы следует уменьшить количество оперируемых цветов до 4(основных) а так же количество перекладываемых объектов.
Для детей старшей подгруппы воспитатель проговаривает названия цветов, при перекладывании объектов дети так же проговаривают названия цветов, с которыми работают.
По. Э.Г. Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию. Стр. 60
Раскладывание однородных объектов более близких цветовых тонов на 2 группы
Цель: продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Материалы: палочки 8 цветов (см. выше). Детям предлагаются цветовые сочетания: красный – оранжевый, оранжевый – желтый, синий – фиолетовый, зеленый – синий и др. Количество материала зависит от количества детей из расчета 5 палочек 2х цветов на каждого.
Ход занятия:
Ход аналогичен выше описанному занятию. Каждый ребенок на данном занятии оперирует с объектами 4-6 цветов, группирует 20-30 палочек. Дети, быстро справившиеся с заданием, наблюдают за тем, как выполняют задание рядом сидящие товарищи. Воспитатель может спросить ребенка: правильно ли разложил палочки Саша? Какую палочку он положил не правильно.
По. Э.Г. Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию. Стр. 62
Цветные парочки
Цель: продолжать учить сравнивать цвета по принципу такой – не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.
Ход занятия:
Перед началом занятия подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например: красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите детей найти цветные пары своим предметам. На занятие можно брать как подгруппу детей, так и заниматься индивидуально. Соберите в коробку пары предметов и предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветовых пар следует увеличивать постепенно.
См. Е.А Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 17.
Цветные кубики
Цель: продолжать учить сравнивать цвета по принципу такой - не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары разноцветных кубиков (4 основных цвета).
Ход занятия:
Воспитатель раскладывает на ковре кубики. Затем берет один кубик и говорит: Вот такой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик. Воспитатель берет кубик контрастного цвета и прикладывает к выбранному. Таким же образом прикладывает, и другие кубики пока цвет не совпадет. Комментирует свои действия: Такой? Нет не такой. И этот не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики. Затем воспитатель раздает нескольким детям кубики разных цветов и предлагает найти им пары. В следующий раз воспитатель увеличивает число кубиков каждого цвета и просит найти кубик по словесной инструкции. Со временем добавляются в занятие дополнительные цвета.
См. Е.А Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Стр. 16.
ФЕВРАЛЬ
Веселый поезд
Цель: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Учить подбирать нужные формы различными способами.
Материалы: рамки Монтессори.
Ход занятия:
Покажите детям квадратные рамки Монтессори. Затем разложите их на столе или на полу и скажите: Вот поезд, а это вагончики. В этом поезде отправятся в путешествие фигурки. Все должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд.
Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последний вагончик, медленно подвиньте раки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов идут за мороженым или лимонадом, а затем снова садятся на свои места.
Походу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий. Игру можно усложнять постепенно увеличивая количество рамок.
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 24
Веселые матрешки. Строим ряды.
Цель: Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического применения и зрительного соотнесения).
Материалы: Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей).
Ход занятия:
Предложите детям разобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднения помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая.
Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна непослушная сестричка убежала... Поставь её на место!
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 37
Разложи фигуры по местам!
Цель: Продолжать знакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы различными методами.
Материалы: Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Ход занятия:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: Вот веселые фигурки. Это круг, он катится – вот так! Вот квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют). Затем предложите детям разложить фигурки по кроваткам: наступил вечер – фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки.
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки по местам, подведите итог игры: Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем ещё раз покажите детям фигурки и назовите их, не требуя повторения названий. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя сюжет.
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 23
Катится – не катится
Цель: Продолжать знакомить с геометрическими телами – шаром, кубом.
Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход занятия:
Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: Это шар – он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их.
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть сними: поставить на стол, друг на друга, прокатить и т.д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко. Стр. 24
Как пересыпают зерно из одной плошки в другую
Цель: Учить перекладывать или пересыпать зерно с помощью ложки из одной миски в другую. Координация мелких движений кисти руки; концентрация внимания; развитие независимости; последовательность движений; подготовка к письму.
Материалы: 2 круглые плошки на небольшом подносе. В левую засыпано зерно: гречка, горох или рис. Между плошками на подносе лежит чайная ложка.
Ход занятия:
Педагог с ребенком приносят поднос с плошками и ставят на рабочий столик. Педагог садится и говорит: Я покажу вам, как пересыпают зерно с помощью ложки. Берет с подноса чайную ложку, наполняет её зерном, и приподнимая и перенося слева направо, опрокидывает зерно с правую плошку. Когда половина зерна пересыпана, педагог предлагает ребенку попробовать самому пересыпать остатки. После того как левая плошка освободилась от зерна плошки составляются с подноса и аккуратно пальчиками подбираются случайно выпавшие зерна. Чистый поднос означает аккуратно выполненную работу, а значит является внутренним контролем над ошибками.
Накрой платком!
Цель: Продолжать формировать знания о величине предмета, о понятиях – большой, маленький.
Материалы: Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.
Ход занятия:
Сначала в игре используются 2 игрушки и 1 платок. Подберите 2 игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой - нет.
Предложите детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры – та игрушка которая спряталась под платком – маленькая, та что не поместилась- большая. Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы Яги.
В следующий раз используйте 2 платка разной величины. В конце игры подведите итог: Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким, а большую под большим. Можно ли спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет. Не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче
Спрячь в ладошке!
Цель: Познакомить с понятием величины.
Материалы: Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, резиновые игрушки и др. по количеству детей)
Ход занятия:
Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).
Подведите итог игры: Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет
Март
Поймай рыбку для кошки
Цель: развивать общую моторику рук, координацию движений.
Материалы: удочка с магнитом на конце лески, ёмкость для рыбок, рыбки с металлическими вкладками.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям: Давайте попробуем поймать рыбку для нашей кошечки вот этой волшебной удочкой. Он предлагает детям рассмотреть удочку, показывает, как поймать ей рыбку. Затем каждый ребенок пробует самостоятельно поймать рыбку. Если у него не получается, взрослый помогает ему. Воспитатель хвалит детей за удачный улов
Ловим на крючок
Цель: развивать общую моторику рук, координацию движений.
Материалы: удочка с крючком на конце лески/ниточки, рыбки с жесткими петельками, емкость для рыбы.
Ход занятия:
Это усложненный вариант игры Поймай рыбку для кошки. Взрослый показывает, как выловить предмет из аквариума, затем предлагает детям попробовать сделать это самостоятельно. В этой игре так же можно использовать емкости незаполненные водой.
17