Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада. Доклад к презентации на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» предназначен для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». В работе рассмотрены наиболее простые и распространенные виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДОУ: физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ритмопластика, ритмическая гимнастика, детский фитнес, фитбол-аэробика, игровой стретчинг.
Куколева В., Дудина Р., Сафонова А.
студентки 3 курса специальности
44.02.01 «Дошкольное образование»
ГБП ОУ «Тверской педагогический колледж»
Научный руководитель
Юхневская О.Л.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Существует
много
эффективных
разновидностей
современных
здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке
воспитателя детского сада.
Физкультминутки.
Одним из наиболее простых и распространенных
видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные
минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные
перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время
которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
₋
смене вида деятельности;
₋
предупреждении утомляемости;
₋
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
₋
активизации кровообращения;
₋
активизации мышления;
₋
повышении интереса детей к ходу занятия;
₋
создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они
предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле
парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток
сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению
физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная
форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в
зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать
отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика.
Изучение опыта работы многих воспитателей
дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам
здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика.
Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в
комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
₋
улучшить работу внутренних органов;
₋
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение
организма кислородом;
₋
тренировать дыхательный аппарата;
₋
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
₋
повысить защитные механизмы организма;
₋
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
₋
развивать речевое дыхание.
Пальчиковая гимнастика.
Это вид здоровьесберегающих технологий,
который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно
для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем
с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует
развитию:
₋
осязательных ощущений;
₋
координации движений пальцев и рук;
₋
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных
текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики,
которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой
гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.
Используются такие виды упражнений: массаж; действия с предметами или
материалами; пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее
выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме
этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен
оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить
коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Ритмопластика.
Это инновационный метод работы с детьми, который
основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений,
имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
₋
восполнение «двигательного дефицита»;
₋
развитие двигательной сферы детей;
₋
укрепление мышечного корсета;
₋
совершенствование познавательных процессов;
₋
формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных
занятий.
Формируя правильную осанку ритмопластикой, дети укрепляют
мышечную систему, развивают выносливость и силу, повышают прыгучесть и
подвижность суставов. Кроме того, ритмопластика раскрепощает ребенка в
психологическом плане, помогает обогатить эмоциональную сферу детей
дошкольников, усовершенствовать коммуникативные способности.
Ритмическая гимнастика
– это комплекс упражнений оздоровительной
направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.
Позволяет применять довольно широкий диапазон упражнений, и под
руководством педагога является мощным комплексным средством и методом
воздействия как в оздоровительном, образовательном, так и воспитательном
направлениях.
Ритмическая гимнастика – это общедоступный, высокоэффективный,
эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики.
Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на
простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется
специального оборудования.
Современная оздоровительная аэробика и фитнес-гимнастика – это очень
динамичные структуры, которые постоянно пополняют арсенал используемых
средств. Популярность этих разновидностей гимнастики стремительно растет.
Однако все эти разновидности гимнастики имеют одну отличительную
особенность – темп движений задается ритмом музыкального сопровождения,
поэтому в отечественной практике было принято название – ритмическая
гимнастика, хотя чаще встречается термин «аэробика».
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд
специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.
Данными особенностями являются: сочетание общеразвивающих упражнений с
элементами народно-бытовых и характерных танцев, диско-танцев и танцев в
стиле «ретро», рок, брейк; модернизация гимнастических элементов за счет
введения асимметричных движений; тесная связь движений с музыкой и
музыкальными направлениями; большая эмоциональная насыщенность за счет
высокой экспрессии движений и активной роли преподавателя на занятиях;
высокая динамичность и разнообразие движений; возможность эмоционального
самовыражения и нервно психической разрядки; расширение двигательных
возможностей и повышение культуры движений; коллективный характер
занятий; фронтальный способ выполнения упражнений.
Программа по ритмической гимнастике, базирующаяся на учете
возрастных особенностей детей дошкольного возраста, повышает процесс
физического воспитания в детских садах и оказывает положительное влияние на
состояние
здоровья
и
улучшение
показателей
координационной
подготовленности детей дошкольников.
Ритмическая гимнастика развивает чувство ритма, что очень важно
развивать у детей дошкольного возраста.
Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и
улавливать события, которые происходят в течении этого времени. При развитии
чувства ритма у детей происходит:
1. Гармонизация всех движений при любом виде деятельности. Ребенок
начинает лучше чувствовать и понимать свое тело, лучше управлять им. Отсюда
– он меньше устает, меньше времени требуется на отдых.
2. Речь ребенка становится более управляемой, выразительной, правильно
акцентированной. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и,
следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.
3. Изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит
потому, что правильно отрегулированные движения не создают мышечных
зажимов.
4. Изменения, в отношение ко времени. Вместо суетливости и
торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.
5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение
расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными.
Единственное отличие чувства ритма от всех остальных чувств – это то,
что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, – это
часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства
ритма направлены и на развитие слуха.
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при
обучении детей в детском саду основным двигательным действиям.
Важным является и то, что при занятиях ритмической гимнастикой
решаются все задачи физического воспитания, а именно:
Оздоровительные: формируется правильная осанка и предупреждается
плоскостопие; совершенствуется работа дыхательных органов и органов
кровообращения; оказывается, благотворное влияние на деятельность ЦНС;
вырабатываются особые гормоны – эндорфины, которые влияют на
формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывают
ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к
стрессовым ситуациям; при сочетании с правильным питанием приводят к
укреплению мышц и снижению процента жировых отложений в организме.
Образовательные: развиваются все физические качества; вырабатывается
умение владеть телом; формируются знания ребенка о человеческом организме;
развиваются чувства ритма и темпа; формируются психические способности;
формируются двигательный умения и двигательные навыки.
Воспитательные: воспитывается интерес к двигательной активности и
потребность в ней; совершенствуются нравственно волевые черты личности;
воспитывается дисциплина; формируется доброжелательное отношения к
товарищам;
воспитываются
гигиенические
навыки,
привычки
самообслуживания.
Ритмическая гимнастика оказывает положительное влияние на
двигательный аппарат (наклоны и приседания), увеличивает подвижность
суставов, развивает силу мышц и пластичность и др.
Детский фитнес.
Это спортивные занятия, разработанные особым
образом с учетом особенностей организма ребенка и включающие в себя
элементы йоги, аэробики, оздоровительной гимнастики, плавания и даже
единоборств. Если фитнес для взрослых предназначен, в первую очередь, для
совершенствования тела и снижения веса, то основные задачи детского – это
формирование и закрепление основных двигательных навыков, повышение
физической активности и, конечно, укрепление здоровья.
На занятиях фитнесом не происходит оценки физических возможностей
ребенка, ему не ставятся балы за выполнение задание. Именно поэтому такие
тренировки укрепляют чувство уверенности в себе и дарят заряд положительных
эмоций.
Детский фитнес показан детям с 3 лет, у которых отсутствуют
противопоказания к занятиям. Группы формируются по возрасту, для них
подбирается оптимальная программа тренировок и их продолжительность. Так,
для малышей 3-5 лет идеальное время занятия 20-30 минут.
Польза детского фитнеса неоспорима. Физические упражнения
направлены на одновременную проработку всех мышц, что позволяет держать
тело в тонусе. Это улучшает координацию движений и подвижность суставов, а
также помогает сформировать мышечный корсет. Регулярные занятия
способствуют исправлению осанки.
Фитнес нормализует работу сердечно-сосудистой и нервной систем,
регулирует дыхание и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Физические
упражнения улучшают иммунитет и способны решить некоторые проблемы со
здоровьем (исправить осанку, снять тонус мышц и прочее).
Кроме физической составляющей фитнес благоприятно сказывается на
психологическом и социальном развитии ребенка. Во время занятий он
развивает коммуникабельность, лидерскую активность и учится общаться с
другими детьми. Здесь ребенок может найти настоящих друзей и
единомышленников. Он учится взаимодействовать в коллективе. Тренировки
улучшают самодисциплину и самоконтроль, развивают логическое и
пространственное мышление. Кроме того, физические нагрузки способствуют
хорошему сну.
Занятия фитнесом показаны детям с гиперактивностью (здесь он может
выплеснуть всю скопившуюся энергию) или недостатком физической
активности. Записать ребенка на фитнес необходимо и в том случае, если у него
отсутствует общение со сверстниками или он сложно вливается в коллектив.
Занятия в игровой форме помогу стать более раскрепощенными и уверенными.
Основные направления детского фитнеса:
Лого-аэробика. Такой вид фитнеса подразумевает выполнение
упражнений с повторением небольших стишков или звуков. Такие занятия
тренируют не только физическую силу и выносливость, но и речевой аппарат.
Капоэйра. Популярный вид занятий, уникальная комбинация боевого
искусства и танца.
Зверо-аэробика. Такой вид фитнеса подходит для малышей. Его суть –
выполнение упражнений, которые имитируют движения животных.
Фитнес занятия с использованием фитбола, массажного коврика или
канатов.
Аквааэробика.
Фитбол-аэробика
– это занятия со специальным мячом большого размера.
Фитболы в ДОО называют коррекционными мячами, поскольку именно с их
помощью делают коррекцию фигуры.
Основная цель упражнений – формирование осанки. Главная особенность
фитбола – он значительно увеличивает нагрузку на мышцы в любых, даже самых
простых упражнениях из-за того, что приходится удерживать позу. В результате
идет более глубокая и тщательная проработка мышц, задействуются мельчайшие
участки мышц, которые обычно принимают минимальное участие в тренировке.
Но не только искривление позвоночника становится стимулом к занятиям
с швейцарским мячом, как еще его называют. В целом гимнастический мяч
хорошо развивает ребенка, одновременно не дает ему устать во время занятий,
так как тренировки проводятся в игровой форме. Воспитатели детских садов и
дошкольных учреждений, кроме организации занимательных занятий, решают
еще воспитательные, оздоровительные, образовательные задачи.
Гимнастика с помощью фитбола решает следующие задачи:
₋
дети учатся правильно сидеть на гимнастическом мяче;
₋
обучение покачиванию и подпрыгиванию позволяет сохранять
равновесие во время движения;
₋
обучение упражнениям в разных позициях помогает укрепить разные
мышечные группы;
₋
гимнастика обучает поддержанию правильной осанки;
₋
комплексы упражнения тренируют равновесие;
₋
укрепление мышц спины и живота, создание корсета из мышц, который
будет поддерживать позвоночник, это приведет к правильной осанке.
Гимнастика в ДОО должна проводится на гимнастических (фитнес)
ковриках, одежда свободная, лучше всего заниматься босиком в носочках.
Большое значение имеют не только статические и динамические
движения, но и вибрации. По степени вибрационного воздействия фитбол не
имеет аналогов среди тренажеров. Даже простые статические упражнения,
связанные с правильной посадкой на фитбол, выравнивает таз при его
неправильном положении, что лечит сколиоз в грудной и поясничной части
спины. Если лежать на животе или спине – организм старается изо всех сил
сохранить равновесие, подключая большое количество мышц, даже не
относящихся непосредственно к области соприкосновения с тренажером.
Детей-дошкольников учат правильно садиться на гимнастический мяч с
помощью специальных упражнений.
Игровой стретчинг
– это соединение основ спорта, танца и йоги.
Стретчинг предполагает постепенную растяжку мышц и достижение
гибкости тела. Как правило, занятия проводятся под мелодичную
расслабляющую музыку. После нескольких тренировок результат не заставит
себя долго ждать, помимо гибкости и легкости, приобретается координация
движений, исправляется осанка. Также очень сложно получить травму или
растяжение, потому что движения легкие и плавные, равномерно распределены
на все мышцы.
Занятия по методике стретчинга в детском саду проводятся в виде
сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на
различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют
упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных
произведений из классической и народной музыки.