Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Здоровьесберегающие технологии". Работа №231486

Дата публикации:
Автор:
Описание:

"Мы за здоровый образ жизни"

Работа:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Нижневартовский социально-гуманитарный колледж
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обучающийся 414/2 ЗДО группы
Головатюк Юлия Николаевна
Подпись обучающегося ____________________
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель ВКР
Шакурова Ирина Александровна
преподаватель БУ Нижневартовский социально-гуманитарный колледж,
первая квалификационная категория
Подпись руководителя ВКР_________________
Нижневартовск, 2018ОГЛАВЛЕНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc512343158" HYPER14ВВЕДЕНИЕHYPER13 PAGEREF _Toc512343158 \h HYPER143HYPER15
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАHYPER13 PAGEREF _Toc512343159 \h HYPER146HYPER15
1.1. Психолого-педагогические основы развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возрастаHYPER13 PAGEREF _Toc512343160 \h HYPER146HYPER15
1.2. Особенности организации дизайн-деятельности в дошкольном возрастеHYPER13 PAGEREF _Toc512343161 \h HYPER1412HYPER15
1.3. Возможности дизайн-деятельности в развитии эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возрастаHYPER13 PAGEREF _Toc512343162 \h HYPER1415HYPER15
Выводы по первой главеHYPER13 PAGEREF _Toc512343163 \h HYPER1419HYPER15
ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАHYPER13 PAGEREF _Toc512343164 \h HYPER1420HYPER15
2.1. Выявление уровня развития эстетического вкуса у детей 6-7 летHYPER13 PAGEREF _Toc512343165 \h HYPER1420HYPER15
2.2. Работа по созданию серии праздничных информационно-демонстрационных стендовHYPER13 PAGEREF _Toc512343166 \h HYPER1425HYPER15
2.3. Результаты опытно-практической работыHYPER13 PAGEREF _Toc512343167 \h HYPER1431HYPER15
Выводы по второй главеHYPER13 PAGEREF _Toc512343168 \h HYPER1432HYPER15
ЗАКЛЮЧЕНИЕHYPER13 PAGEREF _Toc512343169 \h HYPER1433HYPER15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВHYPER13 PAGEREF _Toc512343170 \h HYPER1434HYPER15
HYPER15ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие эстетического вкуса – одна из наиболее сложных задач, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека, и успешное осуществление которой, является важнейшим критерием эффективности всего эстетического воспитания в целом. С воспитанием вкуса личности, его эстетические принципы и установки превращаются в более глубокие. Эстетический вкус – это внутреннее побуждение к конкретному поведению, к оценке своей деятельности и поступков. Эстетический вкус и создаваемые на его основе продукты составляют реальность эстетического сознания человека.
Эстетический вкус как отражение общей духовной культуры личности формируется в тесной связи с практикой, деятельностью. Динамично меняющаяся в последние время социокультурная ситуация, смена парадигм в образовании повлекли за собой трансформацию всей системы организации процесса обучения дошкольников.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.
Введение дизайн-деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности.
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов составляющих среду ребёнка. Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определённый результат. Ребенок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.
Таким образом, дизайн-деятельность охватывает практически все сферы жизнедеятельности детей и может в современных условиях являться одним из основных средств развития эстетического вкуса дошкольников.
Проблемы формирования эстетического вкуса не находят широкого освещения в научно-методической литературе, однако являются остро актуальными.
Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики развития эстетического вкуса дошкольников определили цель исследования – доказать, что дизайн-деятельность способствует развитию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития эстетического вкуса.
Предмет исследования – серия праздничных информационно-демонстрационных стендов как средство развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития эстетического вкуса у детей 6-7 лет повысится, если будет:
– разработана серия праздничных информационно-демонстрационных стендов для всех участников образовательного процесса;
– практическое использование продуктов детской дизайн-деятельности в группе детского сада;
– активизировано взаимодействие ДОО с семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровня развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать серию праздничных информационно-демонстрационных стендов как средство развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать процесс создания праздничных информационно-демонстрационных стендов как эффективного средства развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
– теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
– педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников.
Новизна и теоретическая значимость исследования: заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи при создании праздничных информационно-демонстрационных стендов.
Практическая ценность исследования: состоит в том, что методические материалы могут применяться в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей (законных представителей) при организации единого образовательного пространства для развития эстетического вкуса у старших дошкольников.
База исследования: педагогический эксперимент проведён в МАДОУ города Нижневартовска ДС № 54 Катюша.
Структура исследования: исследования состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста
Существует множество определений понятия эстетическое воспитание, но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, раскрывающие его сущность.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и в жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [10].
Это воспитание начинается с воспитания у ребенка эстетической восприимчивости ко всему, что его окружает. Это вполне доступная задача, пишет известный исследователь художественного воспитания детей Г.В. Лабунская. - Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой народной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку.… Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: Посмотри, какой красивый цветок!, Смотри, какая бабочка! Но мы не всегда обращаем на это должное внимание [26].
Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая картины, отвечая на вопросы педагога, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся понимать, чувствовать дух искусства [12].
По мнению Н.А. Ветлугиной, благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова, эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Анализ детских высказываний свидетельствует о зарождающемся вкусе [12].
Многочисленные проблемы, которые стояли и стоят перед исследователями проблем формирования эстетического вкуса, были сформулированы довольно отчетливо уже в первых работах на эту тему: Существует хороший вкус, и только он хорош, - пишет французский теоретик искусства Шарль Баттё – В чем же он состоит? От чего зависит? От объекта или гения, оперирующего этим объектом? Существуют ли вкусовые критерии? Что является его органом – ум или сердце, или то и другое? [16].
Воспитание эстетического вкуса – одна из наиболее сложных задач, успешное осуществление которой является важнейшим критерием эффективности всего эстетического воспитания в целом. С воспитанием вкуса личности, эстетические взгляды общества, его эстетические принципы и установки превращаются в глубокие, основательные эстетические убеждения человека, делаются его эстетическими привычками; именно эстетический вкус, как внутреннее побуждение к конкретному акту поведения, к оценке своей деятельности и поступков, облика, манеры действия других людей, к эстетической оценке предметов и явлений окружающего мира, характеризует реальное эстетическое сознание, истинные эстетические потребности и стремления личности.
Эстетический вкус и создаваемые на его основе продукты составляют реальность эстетического сознания человека.
Основными категориями эстетического сознания являются эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетическая теория и эстетический идеал. Этот перечень не полон, но он охватывает основные стороны сознания эстетического субъекта.
Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. Вкус выступает как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты и результатов продуктов этой деятельности.
Вкус представляет собой устойчивую систему эстетических симпатий и предпочтений, а также и антипатий, конкретизирует и расшифровывает эстетические потребности.
Человек, воспринимая графику, живопись, архитектуру, скульптуру видит их эстетические качества, которые оказывают влияние на развитие эстетических потребностей, оценок, суждений [12].
В словаре по эстетике вкус эстетический определяется как способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия (нравится - не нравится) дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. По отношению к оценке произведений искусства вкус эстетический конкретизируется как художественный вкус.
Художественным вкусом должен обладать в первую очередь сам создатель произведений искусства, поскольку он в известной степени программирует характер дальнейшего восприятия своих произведений и в некотором смысле является законодателем эстетических вкусов общества.
А.К. Дремов полагает, что Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства [11].
Конкретное выражение эстетического вкуса – оценка! Эстетический вкус относится к разряду духовных ценностей личности. Вкус – это культура выбора.
Вкус есть мерило выбора и критерий меры. В нем есть важное, принципиальное, устойчивое и переходящее, временное, несущественное. Будучи принципиальным и непримиримым в первом, истинный вкус динамичен и гибок во втором.
Критерием хорошего или дурного вкуса, как верно отмечает Л.Н. Столович, выступает отношение вкусовой оценки к объективной ценности, соответствие или не соответствие ее с этой ценностью [7].
Истинные образцы хорошего вкуса, учили французские просветители и, в частности Руссо, определяются своей близостью к природе, к ее проявлениям.
Эту мысль в XIX веке неоднократно повторяли художники – реалисты, связывая здоровье вкуса со следованием логике самой жизни. Красота – дело вкусов; для меня она вся в правде,- писал И.Репин. – Жизнь, свет, солнце, движение, драматизм всегда имели, и всегда будут иметь за собой самый большой контингент потребителей. А большинство, особенно если оно разумно и здорово, - великая сила - в этих словах художника отчетливо выражена великая идея о прекрасном, коренящемся в жизни, в действительности.
Когда истинная ценность смещена в представлении людей, замечает Д.Локк, человеческие вкусы испорчены [14].
Немецкие просветители XVIII века рассматривали вкус как одну из познавательных способностей человека. Вкус, - подчеркивает один из них, - соединяя все силы души, воспринимает сразу все, что относится к сущности вещи, поскольку она чувственно познаваема [7].
Развитие эстетического вкуса является необходимой предпосылкой и важнейшим условием для формирования вкуса художественного. От постижения ритма, цвета, объема, звука эстетическое восприятие мы постепенно уже в раннем детстве переходим к пониманию их содержательной выразительности в произведении искусства.
Вместе с тем художественный вкус служит основой для развития вкуса эстетического. Тот, кто постиг красоту искусства, тоньше и глубже воспримет красоту природы, красоту окружающих нас вещей, красоту человека.
Именно поэтому художественный вкус связан с эстетическим вкусом, но у каждого из этих явлений имеются и свои специфические черты и особенности. Эстетический вкус – не только психологическое, но и идеологическое явление. Первостепенной по своему социальному значению функцией эстетического вкуса является выдвижение целей эстетической действительности; а где цель, там и мотивировка, и побудительный стимул, и критерий оценки результатов в этой действительности.
Таким образом, эстетический вкус не выступает как изолированное от других явление эстетического сознания, осуществляя многообразные связи и взаимосвязи с другими его структурными элементами.
Хорошо развитый эстетический вкус необходим для восприятия и понимания произведений искусства. С другой стороны постоянное общение с искусством, чтение художественной литературы, посещение театров и концертов, картинных галерей и художественных выставок являются мощным средством воспитания, совершенствования эстетического вкуса [11].
По мнению А.Ф. Мерзлякова, автора статей Замечания об эстетике, Об изящном, О прекрасном, чувство красоты свойственно природе человеческой, но не меньшую роль играет вкус. С помощью образования и воспитания вкус, может быть приводим в совершенство [20].
Жан Жак Руссо пишет: … хороший вкус чрезвычайно редкая вещь, так как, будучи дарован всем от природы он становится действительным лишь в результате воспитания и воздействия социальной среды.
Формирование эстетического вкуса, и прежде всего эстетического вкуса подрастающего поколения, определяется всеми условиями жизни: трудовой деятельностью людей, социальными принципами и условиями бытия, нравственными отношениями, атмосферой быта, общения, духовной культурой общества.
Эстетический вкус способен развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в школе, в различных общественных организациях и учреждениях [11].
В.В. Колокольникова видит главную цель в том, чтобы в процессе рассматривания произведений дети научились воспринимать их эстетически, испытывая радость от общения с искусством, чтобы развился их художественный вкус [13].
По отношению к детям дошкольного возраста можно выделить одну главную для нас задачу, это – закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить детей к оценке наиболее доступных явлений.
Психолого-педагогические исследования показали: детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А.Флерина, Н.П. Сакулина, Н.В. Ветлугина и др.).
Н.К. Крупская отмечала: Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать [22].
Е.А. Флерина, опираясь на материалы отечественных исследователей и свою экспериментальную работу, утверждает, что ребенок, несомненно, способен к восприятию прекрасного, но прекрасное должно быть простым, доступным и вызывать положительную эстетическую оценку.
Как понятна тревога художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.
Воспитание эстетического вкуса в дошкольном возрасте происходит на всех этапах становления и развития личности, начиная с самого раннего детства.
1.2. Особенности организации дизайн-деятельности в дошкольном возрасте
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует общему развитию ребенка.
Старшие дошкольники уже имеют опыт изобразительной деятельности, облегчающий их приобщение к дизайну, к таким его видам, как архитектурно-художественное моделирование среды; дизайн одежды; прикладные аранжировки из разных материалов. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Для успешной работы с детьми воспитатель организует условия:
1. Эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание (вживание – путем внесения личного труда ребенка и внешних признаков домашнего уюта в общественный интерьер) детских помещений);
2. Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образцов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности, от культурно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера;
3. Наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.
Искусство дизайна активно входит в жизнь детского сада. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.
Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.
Старший дошкольник в состоянии увидеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой проектный замысел, предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.
В процессе обучения детей элементам дизайна также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема набрызг; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.
Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: Театр мод, Праздник шляп, Бал в сказочном королевстве. Дети проявляют себя настоящими художниками - модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.
Одним из важнейших условий при организации обучения детей элементам дизайна является создание интересной содержательной жизни ребенка в дошкольной организации и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями их активном взаимодействии их с педагогом.
Также одно из важнейших условий развития детского творчества - единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.
Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае - дизайн-искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучению детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.
Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.
В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:
Таким образом, детский дизайн - новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
На шестом-седьмом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и боле качественно - индивидуальные. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты.
1.3. Возможности дизайн-деятельности в развитии эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста
Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического вкуса, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,
Детская дизайн-деятельность – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование, художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.
Изучением и внедрением детского дизайна в практику занимаются педагоги: Пантелеев Г.Н., Валиулина Е.А, Кузнецова О.В.и др.
Выделяется три типа детского дизайна - объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный) плоскостной (аппликативно-графический).
Дизайн развивает эстетическое вкус, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.
Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.
Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.
Определены следующие задачи:
- развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;
- создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
- воспитывать внимание и уважение к людям;
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами - цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.
Обучение детей элементам дизайна эффективно при соблюдении следующих требований:
- донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;
- цикл непосредственно образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;
- организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОО с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.
Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.
Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.
Выводы по первой главе
Таким образом, ребёнок-дошкольник действительно может быть дизайнером. И не только стихийным, что не всегда поддерживается взрослыми, так как не соответствует их представлению о красоте, но и дизайнером, способности которого сознательно развиваются в семье и детском саду.
Развитие эстетического вкуса, и прежде всего эстетического вкуса подрастающего поколения, определяется всеми условиями жизни: трудовой деятельностью людей, социальными принципами; условиями бытия, нравственными отношениями, атмосферой быта, общения, духовной культурой общества.
Применение основ дизайна у детей в ДОО, участие детей в преобразовании своего быта во многом определяется тем эмоциональным багажом, теми знаниями и навыками, которые они получили ранее под руководством и в сотворчестве с взрослыми. Виды и формы этого творчества бесконечно многообразно, они являются хорошей школой воспитания вкуса, коллективизма, взаимопонимания. Правильная организация данной работы – залог эстетического развития личности и всего коллектива в целом.
Эстетический вкус способен развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в школе, в различных общественных организациях и учреждениях.
ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня развития эстетического вкуса у детей 6-7 лет
Цель опытно-практической работы – доказать, что дизайн-деятельность способствует развитию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Наше исследование проводилось в МАДОУ города Нижневартовска ДС № 54 Катюша. В исследовании приняло участие 9 детей, посещающих подготовительную к школе группу детского сада.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить критерии и показатели развития эстетического вкуса у детей 6-7 лет для определения уровней их развития.
Были выбраны показатели уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников к произведениям живописи, предложенными Р.М.Чумичевой (таблица 1).
На основе выделенных критериев и показателей были сформулированы характеристики уровне развития эстетического вкуса у детей 6-7 лет.
Критерии и уровни сформированности эстетического вкуса старших дошкольников
Таблица 1
Критерии
Показатели
Уровни
Высокий
(от 13 до 18 баллов)
Средний
(от 8 до 12 баллов)
Низкий
(от 0 до 7 баллов)
Характер представлений о средствах выразительности
Оценить гармонию цвета
Без затруднений называют различные цветовые сочетания
Относительно полно называют различные цветовые сочетания
Не называют различные цветовые сочетания
Определить настроение произведения
Может определить посредством цвета, ритма, жестов, позы, мимики героев
Испытывает затруднения
Не может определить настроение
Определить композицию картины
Может выделить главное в содержании произведения - цветом, ритмом, формой
Может выделить главное в содержании произведения с помощью вопросов взрослого
Перечисляет узнаваемые предметы,
Не выделяет главного
Степень эмоциональных проявлений на содержание произведения
Проявление чувств (мимические, действенные)
Испытывает радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям и через раскрытие цвета, сочувствует
Не всегда внешне проявляет чувства
Не проявляет чувств и сопереживания изображенным героям
Активность в деятельности
Интерес
Испытывает интерес к произведениями живописи, задает много вопросов, оригинальных по характеру
Проявляет относительный интерес к произведениям живописи
Не интересуют жанры произведения живописи
Инициативность самостоятельность
Проявляет инициативу, с удовольствием самостоятельно рассматривает альбомы с иллюстрациями, самостоятельно
Рассматривает иллюстрации с воспитателем и детьми, не проявляет особого желания поделиться впечатлениями
Не проявляет инициативы
Диагностические методики были подобраны в соответствии этим критериям.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Для выявления уровня развития эстетического вкуса у детей 6-7 лет была использована серия диагностических заданий.
Методика 1. Пейзаж (Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова).
Цель: выявление способности к восприятию выразительности внешней формы на материале произведения искусства для определения уровня развития эстетического вкуса детей. Это задание фиксирует умение детей чувствовать общий эмоциональный характер, доминирующее настроение произведения.
Порядок исследования.
Ребенку демонстрируется репродукция произведения пейзажной живописи (Большая вода И.И. Левитана; Грачи прилетели А.К. Саврасова), предлагается внимательно посмотреть на нее и определить настроение произведения.
Для оценки результатов теста используются следующие критерии:
восприятие выразительности пейзажа;
мотивация выбора;
проявление эмоций.
Методика 2. Тест Нарисуй самое красивое, самое некрасивое (В.С. Мухина).
Цель: выявление специфики культурных ориентаций дошкольников, их понимания красоты, уровня художественного развития детей, умения пользоваться определенными средствами выразительности.
Порядок исследования.
Детям предлагается нарисовать самое красивое и самое некрасивое в окружающем мире. Выявляются представления детей о красоте окружающего мира. После выполнения детьми задания им предлагается объяснить, что нарисовано и почему нарисованное можно считать красивым или некрасивым. Анализировать детские работы нужно с использованием праксиметрического метода — анализа детских рисунков, наблюдений, бесед и оценивать согласно следующим параметрам творческих проявлений в рисунке:
адекватности заданию;
наличию мотивации выбранного содержания;
оригинальности объекта рисования, композиции;
использованию выразительного цвета для создания полярных образов.
Обработка и анализ результатов.
3 балла - Ребенок адекватно воспринимает выразительность пейзажа, верно определяет общий эмоциональный фон, настроение произведения, мотивирует ответ, отвечает самостоятельно без помощи. Без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика;
2 балла - Затрудняется определить настроение, эмоциональный фон произведения, но отвечает с подсказкой взрослого. Объясняет, почему понравилось произведение, рассказывают какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены;
1 балл - Неверно определяет настроение, не чувствует эмоциональной выразительности пейзажа, затрудняется и после подсказки. Выбор понравившейся картины не мотивирует или ограничивается определениями красивая, яркая, веселая.
Анализ результатов детей, осуществленный на начальном этапе диагностики, представлен на таблице 1.
Результаты диагностики уровня развития эстетического вкуса
детей 6-7 лет
Таблица 2
Имя Ф. ребенка
Методика 1
Методика 2
Итоговый балл
Уровень
Алина Б.
5
3
8
С
Настя Г.
3
3
6
Н
Настя Н.
4
3
7
Н
Федя П.
9
9
18
В
Дима М.
6
5
11
С
Ярослав П.
8
9
17
В
Коля К.
6
5
11
С
Паша Г.
4
4
8
С
Таня К.
5
6
11
С
В ходе проведения исследования были получены результаты, занесенные в диаграмму 1:
Диаграмма 1
Результаты изучения уровня развития эстетического вкуса у детей 6-7 лет отмечены в таблице 3:
Таблица 3
Группа
Уровни
Низкий (%)
Средний (%)
Высокий (%)
6-7 лет
22%
56%
22%
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
- 22 % детей понимают предметы искусства на уровне эмоционально-чувственной реакции на цвет, форму, элементы узора, оценивая их лишь с точки зрения – нужны или не нужны; во время беседы эти дети не смогли выделить индивидуально-выразительные признаки объекта, определить его характер, настроение. В ответах детей использовались элементарные оценки, в то время как эстетические суждения, их аргументация – отсутствовали, а если имели место, то были односложны и связаны с отдельными, знакомыми признаками или функциями рассматриваемого объекта.
- 56 % детей экспериментальной группы во время беседы оценивали предмет искусства и предложенный для рассматривания объект, путем выделения отдельных выразительных признаков (цвета, формы, композиции, фактуры и т.п.); дети в беседе использовали элементарные суждения относительно характера и настроения образа, выделялась позиция автора-художника.
- в ответах 22% детей экспериментальной группы прослеживалась тенденция к одушевлению, очеловечиванию воспринимаемого объекта, приписывание ему воображаемых функций, что указывает на проявление способности к эстетическому обобщению.
2.2. Работа по созданию серии праздничных информационно-демонстрационных стендов
В связи с полученными результатами диагностики уровня имеющегося наличного уровня эстетического вкуса, появилась необходимость провести соответствующую работу по его развитию.
Предусматривались следующие формы организации дизайн-деятельности воспитанников:
1. индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
2. фронтальная (коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ детей, сделанных с учетом поставленной педагогом задачи или со знанием замысла общей композиции);
3. комплексная (выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребенок делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие);
4. коллективно-производственная (деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления стенда).
Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка.
В работе по обучению элементам дизайна дошкольников и развитию эстетического вкуса использовались следующие формы: наблюдение, выставки, конкурсы, беседы, игры-развлечения, дидактические игры, опыты, эксперименты.
Работа строилась на следующих методах обучения:
- объяснительно-иллюстративный, который состоит в предъявлении детям информации разными способами – зрительными, речевыми, слуховыми и направлен на усвоение знаний. Возможные формы этого метода – сообщение информации (рассказ, дискуссия, беседа), демонстрация разнообразного демонстрационного материала, в том числе с помощью технических средств.
Составными частями объяснительно-иллюстративного метода являются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, показ и образец педагога, художественное слово, рассказ.
- репродуктивный, формы которого многообразны: упражнения, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, по заданной схеме и др. Он является основой как самостоятельной работы детей, так и совместной деятельности с педагогом. Приемы репродуктивного метода – слово, наглядный материал, практическая работа, прием повтора, работа на черновиках, выполнение формаобразующих движений рукой.
- исследовательский, предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности в ходе решения творческой задачи. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности обучающихся. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности.
- метод проблемного изложения, когда педагог ставил проблему, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Внимание дошкольников акцентируется на логике изложения, они контролируют ее, участвуют в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяются и образ, и практический показ действий.
В процессе обучения идет ознакомление с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и техник: рисование по мокрой бумаге;
- монотипия (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; рука-трафарет; кляксография; прием набрызг; коллаж; метод тычка; витражи.
Ознакомление и экспериментирование с различными художественными материалами включает:
работу с различными видами бумаги (салфетки, газеты, журналы, гофрированный картон и т. д.);
работу с природными материалами (соломка, семена, косточки, объемные поделки из шишек, желудей, овощей, фруктов и др.);
работу с бросовым материалом (аппликация из поливиниловых пленок, полиэтиленовых пакетов, упаковочного картона, пластиковых бутылок, изготовление поделок на основе картонных коробок);
работу с тканью и другими волокнистыми материалами (аппликации из ткани, ниток, ваты, роспись ткани).
Методы проблемного обучения стимулируют обучающихся к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогают освоить способы научного познания.
Образовательная область Художественное творчество предполагает обучение, которое включает данные методы. Эффективность их зависит от педагогических условий их применения.
Для обеспечения эффективного целенаправленного и систематического взаимодействия с детьми по повышению уровня развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста, путём использования серии праздничных информационно-демонстрационных стендов был разработан перспективный план (таблица 4). Его планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы подобраны в соответствии с поставленными задачами.
Перспективный план создания стендов, направленных на развитие уровня эстетического вкуса у детей 6-7лет
Таблица 4
Срок
Программное содержание
Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности
Декабрь
С новым годом
- создание совместно с детьми и родителями информационно-демонстрационного стенда;
- ознакомление с особенностями и технологиями работы с различными материалами;
- подбор содержания и материалов для оформления в соответствии с возрастными особенностями детей.
- знакомство с законами композиции,
- цветовой гаммой,
- усвоение техники симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания,
- конструирование из бумаги,
- разработка собственных композиций,
- выполнение творческих работ и т.д.
алгоритму работы. На примере стенда к празднику Новый год рассмотрим алгоритм работы:
Праздничный информационно-демонстрационный стенд С новым
Февраль
Защитники
- создание совместно с детьми и родителями информационно-демонстрационного стенда;
- ознакомление с особенностями и технологиями работы с различными материалами;
- подбор содержания и материалов для оформления в соответствии с возрастными особенностями детей.
Март
8 марта
- создание совместно с детьми и родителями информационно-демонстрационного стенда;
- ознакомление с особенностями и технологиями работы с различными материалами;
- подбор содержания и материалов для оформления в соответствии с возрастными особенностями детей.
Май
День защиты детей
- создание совместно с детьми и родителями информационно-демонстрационного стенда;
- ознакомление с особенностями и технологиями работы с различными материалами;
- подбор содержания и материалов для оформления в соответствии с возрастными особенностями детей.
Каждый праздничный информационно-демонстрационный стенд создавался по определенному годом.
Цель: Создание информационно-демонстрационного стенда С Новым годом – итог коллективной деятельности детей.
Задачи:
1. Учить детей коллективно создавать новогоднее оформление, используя разнообразные средства выразительности.
2. Принимать активное участие в оформлении новогоднего интерьера группы.
3. Развивать интерес к коллективной творческой дизай-деятельности.
4. Развивать эстетический вкус, новые впечатления для дизайнерской деятельности.
Мероприятия:
1. Беседа с детьми, мотивация их на предстоящую творческую деятельность.
2. Привлечение родителей к сбору информации (информация об истории новогодних праздников); наглядного материала и иллюстраций из журналов и газет; фотоматериала.
3. Рассматривание журналов, просмотр видеослайдов, картин с новогодними изображениями.
4. Интеграция деятельности воспитателей, детей и родителей.
5. Организация работы детской творческой группы.
6. Работа с детьми над созданием поделок.
Презентация продукта:
1. Оформление приемной группы к празднику.
Все мероприятия, проводимые с детьми, были построены таким образом, чтобы более полно решались вопросы развития эстетического вкуса, формирования представлений о дизайн-деятельности. В работе использовались такие методы и приемы, наглядность (фотографии, иллюстрации, эскизы, дизайнерские работы), показ способов рисования, объяснение, пояснение, беседа, вопросы, проблемные ситуации, выставки и анализы детских работ. Все это работало на то, чтобы увлечь детей, разбудить в них творческое начало, развить первоначальные дизайнерские навыки.
Таким образом, в процессе создания серии праздничных информационно-демонстрационных стендов дети учились, не замечая даже, что идет процесс развития эстетического вкуса, уверенность в своих действиях, воображение и творчество, формируются оформительские умения.
2.3. Результаты опытно-практической работы
Для того чтобы определить уровень развития эстетического вкуса детей после проведения формирующей работы, мы провели контрольный срез.
При его проведении применялась та же диагностические методики, что и на начальном этапе. Это позволило сравнить результаты и сделать определенные выводы о возможности и необходимости развития эстетического вкуса старших дошкольников средствами дизайн-деятельности.
Анализ результатов детей, осуществленный на начальном этапе диагностики, представлен на таблице 5.
Результаты диагностики уровня развития эстетического вкуса
детей 6-7 лет
Таблица 5
Имя Ф. ребенка
Методика 1
Методика 2
Итоговый балл
Уровень
Алина Б.
6
6
12
С
Настя Г.
5
6
11
С
Настя Н.
5
6
11
С
Федя П.
9
9
18
В
Дима М.
7
7
14
В
Ярослав П.
9
9
17
В
Коля К.
6
8
14
С
Паша Г.
6
6
12
С
Таня К.
7
7
14
С
В ходе проведения исследования были получены результаты, занесенные в диаграмму 2:
Диаграмма 2
Результаты сравнительного изучения уровня развития эстетического вкуса у детей 6-7 лет отражены в таблице 6:
Таблица 6
Группа
Уровни
Низкий (%)
Средний (%)
Высокий (%)
контрольный этап
22%
56%
22%
констатирующий этап
56%
44%
0%
Данные, полученные на основе сопоставления и обобщения качественного и количественного анализа проявления выделенных показателей, позволяют говорить о том, что общий уровень развития эстетического вкуса повысился.
Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе дизайн-деятельности, способствовали успешному формированию творческого мышления и воображения, развитию у детей эстетического вкуса.
В результате занятий дизайн-деятельностью, обучающиеся стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, оформление интерьера, одежды, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и самостоятельность. Дошкольники научились планировать свою работу, продумывать последовательность, добиваться конечного результата.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа, проведенная по развитию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания серии праздничных информационно-демонстрационных стендов, имела положительный результат.
Дизайн-деятельность доступна и понятна детям старшего дошкольного возраста и педагогически правильно построенная работа способствует развитию эстетического вкуса.
Выводы по второй главе
На первом, констатирующем, этапе опытно-практической работы представления дошкольников о красоте произведений живописи (как основы развития эстетического вкуса) были недостаточно сформированы, а у некоторых детей полностью отсутствовали. У детей старшего дошкольного возраста существует вполне самостоятельное мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать о том, что дети не равнодушны к произведениям живописи, они замечают ее проявления и обозначают словом красиво. Результаты контрольного этапа работы показали повышение уровня развития эстетического вкуса старших дошкольников после создания серии праздничных информационно-демонстрационных стендов.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа, проведенная по развитию эстетического вкуса у старших дошкольников посредством после создания серии праздничных информационно-демонстрационных стендов, имела положительный результат: грамотное воспитание у детей старшей группы чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям.
Дизайн-деятельность доступна и понятна детям старшего дошкольного возраста и педагогически правильно построенная работа способствует развитию эстетического вкуса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Одна из задач эстетического воспитания – формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развитие эстетического вкуса – одна из наиболее сложных задач, успешное осуществление которой, является важнейшим критерием эффективности всего эстетического воспитания в целом. С воспитанием вкуса личности, его эстетические принципы и установки превращаются в более глубокие. Эстетический вкус – это внутреннее побуждение к конкретному поведению, к оценке своей деятельности и поступков. Эстетический вкус и создаваемые на его основе продукты составляют реальность эстетического сознания человека.
Эстетический вкус способен развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в различных общественных организациях и учреждениях. Воспитание эстетического вкуса в дошкольном возрасте происходит на всех этапах становления и развития личности, начиная с самого раннего детства.
Применение основ дизайна у детей в ДОО, участие детей в преобразовании своего быта во многом определяется тем эмоциональным багажом, теми знаниями и навыками, которые они получили ранее под руководством и в сотворчестве с взрослыми. Виды и формы этого творчества бесконечно многообразно, они являются хорошей школой воспитания вкуса, коллективизма, взаимопонимания. Правильная организация данной работы – залог эстетического развития личности и всего коллектива в целом.
Для обеспечения эффективного целенаправленного и систематического взаимодействия с детьми по повышению уровня развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста был разработан перспективный план серии праздничных информационно-демонстрационных стендов. Его планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы подобраны в соответствии с поставленными задачами.
Результаты работы показали повышение уровня развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста после создания серии праздничных информационно-демонстрационных стендов.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа, проведенная по развитию эстетического вкуса у старших дошкольников посредством после создания серии праздничных информационно-демонстрационных стендов, имела положительный результат: грамотное воспитание у детей старшей группы чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям.
Дизайн-деятельность доступна и понятна детям старшего дошкольного возраста и педагогически правильно построенная работа способствует развитию эстетического вкуса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Афанасьева С., Кондратьева Н. Кляксы и дизайн.// Обруч.- 2006.- №3.
Белобрыкина О. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск – 1993
Букварева Е., Рыжова Н. Необычное в обычном.// Обруч.- 2008- №6-с.4
Варки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С. 57–67.
Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006.- № 2 с. 65 – 71
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 2-ое издание.- М., 1967.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.:Просвещение, 1956.
Григорьева Г.Г. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников / Г.Г. Григорьева, Е.И. Буякова, З.А. Боброва. – М.: Академия, 2001. – 128 с. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогика, 1999.
Дубовицкая Т., Логинова Л. Праздник – лучшее время для дизайнера: все ждут чего-то необыкновенного… шедевры руками малышей. // Обруч.- 2008.- №6. с. 12-13.
Дизайн и дети: Методические рекомендации.// Авт.-сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., Карапуз-
Дидактика. – 1996.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1945.
Колобова Л. Путешествие в стране рисовандии.// Дошкольное воспитание. – 1994.- № 4, с. 38-43.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.
Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности детском саду. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. - М.: Просвещение, 1977.
Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии. – 1997. – 384 с.
Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.// Дошкольное воспитание. – 1996. - № 2 – с. 26-29.
Пантелеев Г.Н. Детский Дизайн.// Дошкольное воспитание. – 2006, № 5.- с. 26-30.
Пантелеева Л.В. О детском дизайне.// Дошкольное воспитание. – 1977. - № 11 – с. 46-49.
Распахни окно в мир прекрасного. Выпуск 4. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. – 132с.
Розова С. Чудесный мир красок.// Ребенок в детском саду. – 2002, № 3, 4, 6.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Фролова М. Мы сегодня будем рисовать радость.// Дошкольное воспитание. – 1990.- № 11, с. 46-49.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view. aspx?id=500102
Ярыгина А. Графический дизайн.// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2, с. 35-41.
Ярыгина А. Дети и дизайн.// Дошкольное воспитание. – 2006. -№ 2, с. 65-71.
34
34
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X