Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ. Работа №308152

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средств здоровьесбережения дошкольников.  Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников обусловлена усилением действия на человека провоцирующих общественно- политических, техногенных, экологических, психологических, политических и военных факторов. Поэтому взрослым необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, пропагандировать безопасный образ жизни, формировать ценностное отношение к своему здоровью.Необходимость этого обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. 

Работа:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

 

Рыжманова Екатерин Юрьевна, воспитатель МАДОУ д/с «Планета детства»

 

 

Аннотация На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средств здоровьесбережения дошкольников. В этот возрастной период интенсивно развиваются органы, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому целесообразно сформировать у дошкольников элементарные знания, начать вырабатывать практические навыки сохранения своего здоровья, сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые, которые окружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии.

Для счастливой жизни человека и успешной адаптации в социуме необходимо поддержание здоровья. Результаты исследований Кареповой Т.Г. [3], Карповой Ю.В. [4], Козловой А.В. [5] свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в последние годы. Исследователи связывают ухудшение детского здоровья с нестабильным социально-экономическим положением семей, последствиями экономических кризисов, имеющих место в нашей стране и мире в целом, генетическими аномалиями, несформирванностью традиций здорового образа жизни в российских семьях.

Для здоровьесбережения дошкольников важно установить взаимодействие ДОУ и семьи, поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОУ. Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни.

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников обусловлена усилением действия на человека провоцирующих общественно- политических, техногенных, экологических, психологических, политических и военных факторов. Поэтому взрослым необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, пропагандировать безопасный образ жизни, формировать ценностное отношение к своему здоровью.

Необходимость этого обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования[9]. В Стандарте выделена образовательная область «Физическое развитие». Реализация этой образовательной области предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержание семей воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

Здоровьесбережение дошкольников включает укрепление их здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, воспитание культуры здорового образа жизни, формирование знаний об организме человека, факторах рисказдоровья, профилактике заболеваний, а также о том, как сохранить здоровье, развитие навыковведения здорового образа жизни.

Для того чтобы сохранить здоровье дошкольников, необходимо сформировать у них поведенческие привычки здорового образа жизни (Прокопенко В.И. и Волошина Л.Н. [7]). А это, в свою очередь, возможно за счет объединения усилий всех людей, ответственных за здоровье ребенка.

Сухомлинский В.А. называл заботу о здоровье важнейшим трудом воспитателя и писал, что от «бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [6, 54]. Принципы непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанного на доверии и сотрудничестве педагогов и семей воспитанников, также обоснованы Сухомлинским В.А.

На приобретение знаний родителями в общении с педагогами указывал Ушинский К.Д. [8].

Современные исследователи (Виноградова Н.Ф. [1], Загак Л.В. [2]) разработали формы и методы работы детского сада с семьями детей. В ходе взаимодействия ДОУ и семьи важно организовать посещение семей детей, проведение консультаций и бесед, родительских собраний, наглядной пропаганды, деловых игр,установить доверительные деловые отношения между дошкольным образовательным учреждением и семьей, поскольку родители и педагоги, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

Для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи нам представляется важным решение следующих задач:

подбор организационных форм сотрудничества ДОУ и семьи;

соблюдение преемственности в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;

разработка алгоритма взаимодействия ДОУ и семьи по

здоровьесбережению

дошкольников.

Решение обозначенных задач осуществляется посредством использования следующих форм работы:

и

ндивидуальные

и к

оллективные

;

н

аглядно – информационные

;

п

ознавательные

;

и

нформационно – аналитические

;

д

осуговые

.

В зависимости от цели конкретного педагогического воздействия можно использовать различные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Для выявления интересов, актуальных проблем, запросов родителей, уровня их компетентности в вопросах здоровьесбережения дошкольников используются информационно-аналитические формы сотрудничества (опросы, анкетирования родителей, размещение в раздевалках «Ящиков доверия»). Через ящики доверия родители могут задавать интересующие вопросы, писать пожелания, давать оценку мероприятиям и т.д. Полученная информация может использоваться для планирования и организации мероприятий по здоровьесбережению детей.

С целью просвещения родителей по вопросам по здоровьесбережения используются познавательные формы сотрудничества, основанные на организации коллективного общения. Важно, чтобы между воспитателями и родителями детей осуществлялся диалог, а также обмен информацией между родителями. Поэтому необходимо заранеесообщать родителям тему предстоящей встречи, рекомендовать, в каких источниках можно ознакомиться с соответствующей информацией. В ходе мероприятийнадо стараться найти приемлемое для всех решение по актуальным вопросам здоровьесбережения детей.

Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опыт родителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человеком отношения и формулировки собственной позиции по здоровьесбережению.

Основными методами здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи являются:

изучение и анализ научно-методической литературы по

вопросам

здоровьесбережения

дошкольников

;

педагогическая диагностика;

отбор содержания практической педагогической деятельности;

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, пример);

методы организации деятельности (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация и демонстрация);

методы стимулирования деятельности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие);

методы контроля.

Принципами здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи являются:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства и обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей детей;

содействие сотрудничеств

у

детей и взрослых;

поддержка детской инициативы;

сотрудничество с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

возрастн

ая

адекватност

ь

педагогического воздействия;

учет этнокультурной ситуации развития детей.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения дошкольников мы считаем необходимым начать с анкетирования родителей, направленного на определение их компетентности в вопросах здорового образа жизни (для организации педагогического просвещения) и получения запроса родителей на решение конкретных проблем. Далее целесообразно посетить семьи воспитанников с целью анализа соответствия условий здоровьесбережения детей. Совместно с медицинским работником необходимо проанализировать состояние здоровья детей для определения способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении и информировать родителей о результатах педагогической диагностики, медицинского наблюдения и способах улучшения здоровья каждого ребенка. В ДОУ надо создать зоны различных видов двигательной активности, проведения закаливающих процедур, массажей, фитотерапии, мероприятий взаимодействия с родителями (спортивные праздники, мастер-классы и т.д.). Результатом совместной деятельности взрослых может стать составление медицинским работником, воспитателем и родителями индивидуальных планов оздоровления детей.

Педагоги должны ознакомить родителей с содержанием оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Для этого можно использовать сайт ДОУ, размещение информации в родительском уголке, в информационных буклетах и т.д.

Для обучения родителей различным способам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, снижение эмоционального напряжения и т. д.) и пропаганды здорового образа жизни (необходимостьсоблюдения гигиенических норм, режима дня, правильного питания, закаливания,эмоционального комфорта и т.д.) организуются следующая деятельность.

Обмен семейным опытом ведения здорового образа жизни (оборудование спортивного уголка дома, создание копилки подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, профилактика гиподинамии, лишнего веса, формирование правильной осанки и т.д.).

Создание семейных клубов по интересам «Красота и здоровье», «Вкус и польза», «Спортивная семья», «

Неболейка

».

Распространение передового семейного опыта ведения здорового образа жизни (размещение материалов на сайте ДОУ, создание газет и информационных листков).

Организация совместной деятельности с родителями и детьми в форме праздников, спортивных соревнований, дней здоровья.

Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в решении вопросов здоровьесбережения дошкольников во многом зависит от взаимных установок педагогов и родителей. В работах Черниговских Е.В., Муляр Н.В. отмечено, что сотрудничество будет успешным, если «обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни»[10].

На наш взгляд, необходимо выработать следующую стратегию педагогов и родителей по здоровьесбережению дошкольников:

педагоги пропагандируют опыт по воспитанию привычек здорового образа жизни, родители поддерживают

это

дома;

педагоги уделяют внимание приобретению детьми опыта ведения здорового образа жизни, родители создают условия для

здоровьесбережения

дошкольников

дома;

педагоги просвещают родителей об играх и игрушках, являющихся педагогически ценными для укрепления здоровья, разъясняют негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и здоровье детей, родители приобретают (изготавливают) настольные игры и инвентарь для формирования привычки к здоровому образу жизни;

педагоги создают условия для рациональной двигательной деятельности детей в ДОУ, родители по мере возможности заботятся о создании условий для ведения детьми здорового образа жизни дома.

Например, педагоги проводят информирование родителей о пользе активного отдыха на природе, правильном режиме дня дошкольника, профилактике нарушений осанки, заболеваний глаз, зубов. Родители соответственно, обеспечивают правильную организацию двигательной активности ребенка в семье, рационально организуют режим дня ребенка, создают дома условия для нормального развития детского организма (световой режим, правильное спальное место и т.д.), требуют соблюдать гигиенические нормы. Воспитатели демонстрируют детям примеры здорового образа жизни (встречи с интереснымилюдьми, просмотр видеороликов, личный пример, поощрение), а родители реализуют дома семейные традиции занятий спортом, показывают свой личный пример.

Таким образом, для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи надо подобрать организационные формы сотрудничества ДОУ и семьи; соблюдать преемственность в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;разработать алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников.

 

Литература

Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.: Просвещение 20

1

6

. – 234 с.

Загак

Л.В. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 296 с.

Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование. – Волгоград: Учитель, 201

4

. – 170 с.

Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7 лет. – М.:

Вентана

- Граф, 2015. – 440 с.

Козлова А.В.,

Дешеулина

Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 20

1

5. – 112с.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – СПб.: Питер, 2017. – 218 с.

Прокопенко В.И., Волошина Л.Н., Громыко Ю.И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах. – Екатеринбург: Урал. гос.

пед

. ун-т., 2002. – 98 с.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1998. – 252 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание.– 2013. –№ 2.

Черниговских Е.В., Муляр Н.В. Преемственность между семьей и детским садом по вопросу оздоровления детей // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С. 312-314.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×