В статье обосновываеться мысль о том, что психоэмоциональное состояние педагога напрямую определяет эмоциональное состояни детей. Рассматриваюся методы, использование котрых поможет сохранять педагогу эмоциональное равновесие.Сохраняя свое здоровье, педагог личным примом показвает способы проживания ситаций;сохраняет свое изическое здроье и способствует сохранению здоровь детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №61 комбинированного вида
Доклад на семинаре
Международного педагогического портала «Солнечный свет»
"Здоровый педагог - счастливые дети"
Автор-составитель:
педагог-психолог Балдина Е.Н.
д. Таширово
2020 г.
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать повышенную усталость, снижение самооценки, учащаются жалобы на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил.
Педагоги находиться в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессо насыщенностью.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность уебно-воспитптельного процесса, повышают конфликтность во взаимоотношениях с окружающими способствуют снижению качества жизни и профессиональных качеств, разрушают психическое здоровье.
Результаты деятельности педагога сегодня – это общество завтра.
Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания».
Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Ситуация стресса негативно влияет на жизнь человека. Особое внимание следует уделить на такие негативные последствия, как снижение стрессостойкости и частые заболевания. Нарушение механизмов личностной саморегуляции, деформация внутреннего мира личности педагога. Чаще всего это становится причинами разнообразных соматических и психосоматических заболеваний.
Между здоровьем детей и здоровьем педагогов существует непосредственная связь и взаимозависимость. И прежде всего речь должна идти об обеспечении психологического здоровья.
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье дошкольников.
Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример. Не стоит забывать и о том, что отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях не только с воспитанниками, но и родителями, коллегами по работе. А также способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств педагога негативных черт, разрушает его психическое здоровье, обуславливает высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляет творческую активность.
Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:
Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.
Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.
Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям
человека.
Неумение найти своё место в жизни, которое позволяло бы получать
удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой
работы….и тем самым сохранить своё здоровье.
Неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того,
что каждый из нас является своего рода творцом истории и своей и планетарной,
возможно, все мы есть главная причина всего происходящего на Земле.
Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нём.
Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своём месте.
Психические причины:
Неумение противостоять стрессам
Отсутствие навыка управления своими эмоциями
Частое превышение своих возможностей.
Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на
радость от существования вообще.
Тревога и стресс нужны нам для того, чтобы защищаться от опасности. Мозг оценивает окружающую ситуацию. Если что-то угрожает нашей безопасности, он переводит тело в боевой режим, чтобы драться и убегать. Но большинство стрессовых ситуаций, с которыми мы сталкиваемся каждый день, не убивает нас. В таких условиях реакции тела только мешают, мы нервничаем и не можем сосредоточиться на работе, запомнить информацию или заняться творчеством. Нужно отключить напряжение и расслабиться. Но как это сделать, если вы волнуетесь? Мозг перевозбуждён, а само убеждение, что всё в порядке и нужно взять себя в руки, не работает.
Умение управлять своим эмоциональным состоянием улучшает качество жизни человека, помогает улучшить работоспособность и сохранить комфортный климат в коллективе.
Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребёнка. Словно педагога не существует! У него только растёт объём отчётной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остаётся наедине со своими проблемами.
Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности. Кроме того, педагогу необходимо знать и использовать различные психозащитные техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения.
Саморегуляция — управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. При использовании данных способов наступают эффекты успокоения (устранение эмоциональной напряженности), восстановления (ослабление проявлений утомления), эффект активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии. Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.
Существуют специальные методы, помогающие правильному реагированию на психотравмы, трудности неудачи, а также на различные ощущения, идущие из внутренних органов. Это аутотренинги, медитативные и релаксационные техники. Рассмотрим некоторые способы экстренной помощи самому себе в ситуации эмоционального стресса. Существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:
Три возможных направления работы с нервно-психическим напряжением:
работа направленная на изменение тонуса мышц и д
ыхания (физические упражнения, массаж, само массаж,
акупунктурный
массаж
,
душ,
упражнения на работу с
дыханием
и их сочетание-йога релаксация, приемы направленные на синхронизацию физических
движений
с
психоэмоциональным состоянием
)
;
активное
влечение
чувственных
образов (визуализация, работа с рисунками,
ароматерапия
, музыкоте
рапия);
использование программирующей и регулирующей силы слова (внушение, самовнушение — аутогенная тренировка,
афирмации
);
другие интересные
способы
не поддающиеся классификации
(бить тарелки, рвать бумагу и т.д.)
.
Существуют очень простые способы, позволяющие экстренно справиться с отрицательными эмоциями, которые каждый может опробовать на собственном опыте:
смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;
набрать в стакан воды и мед
ленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;
провести дыхательное упраж
нение: 3—4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);
посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;
слегка помассировать кончик мизинца;
делая вдох, спокойно, не то
ропясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; за
тем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эф
фект;
применить формулы
само
убеждения
(«сегодня я не обращаю внимания на пустя
ки», «я совершенно спокойна», «я
раскованна
», «мое тело легкое», «я уверена в себе!»), самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»).
Отвлечение: упражнения «Синие вещи», «Мой дом», «Инвентаризация», «5 ощущений».
Кратковременная, но с нагрузкой
физическая деятельность в течени
и
30 -6о секунд: упражнение «Лестница», интенсивные приседания. Упражнение «Лимон»
.
Визуализация и работа с образами: упражнения «Луч», «Заземление», «Настроение», «Шарж», «Пресс».
Успокаивающее дыхание метод
Вейна
.
Метод
синхрогимнастики
Хасана Алиева «Ключ»
.
Следующие методы требуют места и времени, но имеют не меньшую эффективность:
физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);
отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть
душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плыву
щие по небу облака);
контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);
проекция негативных эмо
ций на посторонние предме
ты (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотен
це, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в паль
цах);
танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочув
ствуют);
смех и плач — отличные средства защиты нашего мозга от психических пере
грузок (смех является свое
образной защитой нервной системы; его можно рас
сматривать как серию корот
ких выдохов, которые дро
бят опасный поток импульсов).
Помочь людям, чья судьба связана с обучением и воспитанием детей может педагог-психолог, используя различные терапевтические методы:
1. Арт-терапевтические методы - упражнение «Рисунок настроения», упражнение « На осознанность», упражнение «Цветное дыхание», «Портрет партнера, его маска или силуэт», «Подарок», «Разговор», « Поочередное рисование», Поочередное рисование», «Общие ресурсы», "Рисунок на влажной бумаге", «Реклама себя», «Метафорические портреты», «Коллаж», Рисунок музыки», составление волшебных красок, само терапия. (Методика Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой).
2. Телесно-ориентированные техники – аутотренинговые упражнения: «Мобилизация», «Сеанс психофизической настройки», «Приятный сон»; управление дыханием; медитативные техники: «Концентрация на медитативном дыхании», «Высокая энергия», «Целительные воспоминания», «Хрустальное путешествие», «Избавление от тревог», «Да-да-да», «Корабль, на котором я плыву», «Разговор на незнакомом языке», «Коллективный массаж» ,«Качели»; релаксационные техники: «Гора с плеч», «Внутренний луч», «Руки», «Антистрессин», «Релаксация по Бенсону».
3 Игровые техники, упражнения для тренинговой работы с педагогами: развитие ассоциативных механизмов, умение давать обратную связь, танец «Противоположности», «Живые руки», «Передай по кругу», «Дракон кусает свой хвост», «Толкалки», «Мы тебя любим», «Машины», «Белые медведи», «Только вместе!», «Слепой танец», «Доброе животное», «Найди свою пару», проективный рисунок « коллективный портрет группы», игра «Атомы», «Доверие», упражнение «Метафора», техника «Снаружи — внутрь», «Спасательная шлюпка». Отработка навыков уверенного поведения, управления собой и взаимодействием с другими: «Маркер», «Ходьба», «Интервью». Упражнения: Хроника пикирующего бомбардировщика (тренинг личностного роста, игра на вербализацию), секретный фарватер (групповое взаимодействие), «Психологический рост», «Связующая нить», «Какая рука у соседа». Игры: «Баржа», «Игра без правил», «Подари улыбку», «Колокол», «Имя», «Тень», «Клеевой дождик», «Зеркало»,
Мы предложили вашему вниманию некоторые методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья в повседневной жизни. Это позволить повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.
Литература:
Глухова Т.Г. Арт-терапия. Методические рекомендации. Самара, СИПКРО, 2001.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб
.:
Питер, 1999. – 105 с.
Зинкевич
-Евстигнеева Т.Д.,
Грабенко
Т.М. Практикум по креативной терапии-СПб: Издательство «Речь», «
ТЦСФера
», 2001 г.
Клюева Н.В.,
Кряжева
Н.Л. Снимаем психоэмоциональное напряжение.// Управление ДОУ. 2003. № 5. С. 19-24.
Кулганов
В.А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов // Ж. Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – С.38-42.
КулгановВ
. А.,
Юнацксвич
П. И. Как не стать пациентом психотерапевта: Учебное по
собие для потенциальных кли
ентов врача. СПб
.:
Союз,
Лазуткина В.В. В помощь воспитателю // Воспитатель ДОУ. № 4. 2007.
Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или Как загораются искорки творческого поиска. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2008.
Рогалева
Н.А. Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 7. С.17-31.
Романова В.А. Тест удовлетворенность работой. Опросник «Психическое выгорание». // Управление ДОУ. 2003. № 4.
Самоукина
Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
Соловова Н.А.
Здоровьесберегающая
деятельность педагога: формы, методы. Средства. Учебно-методическое пособие. – Самара, ГОУ СИПКРО, 2007.
Шепелева
Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб
.:
Питер, 2008.
Психология здоровья: учебник для вузов
/ П
од ред. Г.С. Никифорова. - СПб
.:
Питер, 2003 Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб
.,
КАРО, 2003.