Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Дети меньше допускают грамматических ошибок, пользуются различными типами предложений, выразительно читают стихи. Игра драматизация позволяет раскрыть не только артистические способности ребенка, но и является хорошим средством развития речи
Значение драматизации художественных произведений
в развитии речи детей дошкольного возраста
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность.
Игра – драматизация рассматривается педагогической наукой, как одно из средств, всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Алексеева М.М., Гурович Л.М., Береговая Л.Б, Струнина Е.М., Филичева Т.Б.,Яшина В.И. и др.,) одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Ребенок знакомится с содержанием произведения, улавливает последовательность событий. Этот вид деятельности оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомиться с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется эмоционально насыщенная диалогическая речь. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребенок проникается «гармонией русского слова», связывает слово с действием, с образом. Поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать ее обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом театрализованная игра у дошкольников должна быть игрою, т., е., действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в котором выступают «дети артисты».
Видами драматизации являются:
- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и т., д.)
Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Театрализованная деятельность это игра, а игра самый доступный и интересный вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок легче воспринимает образы, проигрывают сюжет, принимает на себя роли сказочных персонажей, действует в их образе. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Дети могут инсценировать лишь хорошо известные им сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Так, один и тот же текст дети могут инсценировать с куклами-марионетками, в театре - Би-ба-бо, в настольном, показывают как спектакль.
Важным условием руководства играми – драматизациями являются индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Главное что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
В играх – драматизациях участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх – упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием главные. Игра дело серьезное, но и веселое тоже.
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми фразеологическими оборотами и образными выражениями, сравнениями. Они делают сказки образными, эмоциональными, колоритными. Художественные произведения позволяют использовать разнообразные методы и приемы.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Дети меньше допускают грамматических ошибок, пользуются различными типами предложений, выразительно читают стихи. Игра драматизация позволяет раскрыть не только артистические способности ребенка, но и является хорошим средством развития речи.
Литература
1.Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, В.В. Васильева М. А. основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания « От рождения до школы».- М: Мозаика – Синтез , 3-е изд. 2012г.
2.Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007г.
3. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд.3-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2005г.
4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
5. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5- 6 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.