Статья о значении различных видов игровой деятельности в работе педагога - организатора образовательного учреждения, какие положительные личностные качества приобретают дети в процессе проведения массовых меропритий с использованием игровых форм. Через игру происходит социализация детей в современном обществе. Говоря о важности значения игры для педагога-организатора, следует отметить, что значение её теории позволяет глубже и интересней построить содержание работы с детьми. Игровые методы позволяют раскрыть содержание в доступной форме.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
дом творчества №2
Тема доклада:
«Значение и роль игры в работе педагога-организатора»
Доклад подготовил:
Педагог - организатор высшей кв.категории
Тарасова О.В.
Верея – 2022г.
В своей работе я использую различные виды и формы проведения мероприятий в соответствии с направлениями деятельности воспитательного процесса: праздники, выставки-конкурсы, экскурсии, литературно – музыкальные гостиные, концерты и т. д.
В своей же практической деятельности большую роль отвожу игре. За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игры значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях. То есть, игра направлена на развитие обще-учебных умений и навыков, психического развития и самореализации состояния.
Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости.
Игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и обучающимся.
В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты и явления. В игре появляется возможность направить внимание детей на те моменты, которые ценны для расширения кругозора обучающихся.
Поэтому, часто использую такие формы работы как: игра-викторина, игра-путешествие, игровая программа и многие другие.
Используя работы Германа Константиновича Селевко «Современные образовательные технологии» хочу выделить целый спектр целевых ориентаций:
-Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков;
-Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
-Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности;
-Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, обучение общению.
Задачи игровой деятельности:
Развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
Развитие воображения как основы творческой деятельности;
Развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
Развитие координации и мелкой моторики;
Организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.
Для того, чтобы мероприятия способствовали коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития обучающихся, специализированно подбираю более элементарный по уровню интеллектуального содержания материал, дифференцированно распределяю все виды деятельности детей. Разрабатывая праздник или любое другое мероприятие, продумываю в какой форме он будет проводиться, какие виды игр и конкурсы будут использованы.
В настоящее время известен достаточно широкий спектр в классификации игр. У каждого автора своя классификация игр: это и дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые и многие другие.
Но мне, как педагогу-организатору ближе классификация игры по следующим видам:
Малоподвижные игры.
Участников игры может быть любое количество, дети играют сидя или стоя на месте.
Эстафетные игры.
Это состязание двух или более команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях. Задания могут быть связаны с перенос
ом
предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомима, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы). В эстафетной игре могут быть задания
для
всей команды или отдельно для девочек
и
мальчиков, болельщиков.
Аттракционы.
Подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные
–
это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в быстроте реакции, ловкости и т. д. Все остальные дети являются болельщиками и зрителями. Аттракционы имеют небольшой запас зрелищности, т.к. скоротечны. В их организации важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т. д. Игры
,
организуемые на площадке
,
используются для больших массовых праздников: День
Защиты детей
, Масленица
и т.п.
Участвует много детей, желательно площадку поделить на сектора для разнообразных аттракционов.
Игры со сцены.
Это игры для всего зрительного зала
:
- когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; - когда дети исполняют хоровую песню или проводится песенный
аукцион;-
когда проводится малоподвижная игра, а участники сидя на месте совершают действия(хлопают, топают и т. д.). Во-вторых: это игра со
сцены может быть
с отдельным участником из зала и с ним проводится зрелищный аттракцион
.
В-третьих:
э
то игра для двух и более команд, с которыми проводится эстафетная игра. Популярны среди детей также конкурсные программы: КВН, «
Джентельмен
шоу», «
А ну-ка, девочки»
, «Что?
Где
?
Ко
гда?» и т.п.
Массовые подвижные игры.
Они связаны с передвижением, перестроением всех игроков под музыку, где дети танцуют и поют. В них принимают участие большое количество человек и проводятся они в
актовом зале
или на улице. Чаще всего эти игры организуются на Новый год, Масленицу.
Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо помнить, что игра – это не только детская деятельность. Она носит возвратно-перманентный характер, и выражена в поведении большинства взрослых детей. Жизнь – это игра, а где игра – там другая жизнь.
Также через игру стараюсь обогатить опыт ребенка через работу всех видов анализаторов:
_Слухового
_Зрительного
_Осязательного
_Тактильно-двигательного
_Обонятельного
_Вкусового
Говоря о важности значения игры для педагога – организатора, следует отметить, что значение ее теории позволяет глубже и интересней построить содержание работы с детьми.
Игровые методы помогают раскрывать содержание в доступной форме.
*При использовании игры приобретаются и формируются определенные умения и навыки;
*Игра позволяет ребенку лучше познать себя и окружающий мир;
*Игра развивает ребенка физически (так как он осуществляет разнообразные движения, освобождается от избытка энергии);
*Игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития;
*Игра важна, как школа морали, как переход на новый период развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2006. - С. 62-76.
3. Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах / М.В. Кузин. - 2-е изд. -
Ростов
н/Д: Феникс, 2006. - 253 с.
4
. Кузнецова Л.В. Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002. - 190 с.
5
. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 338 с.
6
. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2008. - 312 с.
7
.
Шашина
В.П. Методика игрового общения / В. П.
Шашина
. -
Ростов
-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
8
. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:
Владос
, 2009. - 360 с.