Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер.
Значение игры в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности
Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития художественного творчества детей является введение в структуру занятий изобразительного искусства отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр и использование элементов соревнования. Значение этого условия предопределяется прежде всего самой сущностью игры. Она заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познавать окружающую действительность. В качестве специфических игровых моментов выступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение и радость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.
Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.
На занятиях изобразительного искусства мы использовали в основном кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры как средство усвоения необходимых знаний, умений и навыков, а также для осуществления преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего дошкольного возраста.
Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное.
Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков: элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения - смешивать, выкладывать, переставлять - эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования - способствует повышению творческой активности детей (игры "Кто первый?", "Кто быстрее?", "Кто больше?" и т.п.); элемент поиска и находки - детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.
В детском саду дети принимают участие в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно - творческой активности. Использование игровых приемов обучения, обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию. Особенно способствует повышению активности детей взаимосвязь изобразительной и театральной деятельности.
В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др.), которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами.