Савоцкая Галина Алексеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8
г. Усть-Лабинск, Усть-Лабинский район
«Значение педагогической этики в работе с детьми и родителями»
Савоцкая Галина Алексеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8
г. Усть-Лабинск, Усть-Лабинский район
«Значение педагогической этики в работе с детьми и родителями»
Воспитывает всё:
Люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
(А.С. Макаренко)
Давайте мы с Вами вспомним, что же такое «этика».
Слово это образовано от древнегреческого einos - этос, – «это нрав, обычай, хороший образ мысли».
ЭТИКА – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.
Этика и этикет - делового общения должны строиться на моральных качествах личности, а также категориях этики: правдивость, честность, великодушие, скромность, достоинство, долг, совесть, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.
Педагогическая этика - раздел профессиональной этики, который изучает сущность и содержание, особенности педагогической морали, обосновывает ее категории, нормы, принципы, функции в процессе педагогической деятельности
Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
- Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
- Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
- Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
-Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
- Для педагога необходимо постоянное обновление и саморазвитие. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
- В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог должен быть уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
-Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет ими.
- Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
- Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
- Педагог должен дорожить своей репутацией.
Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ.
Но, даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления.
У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.
Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.
Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.
В заключении мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:
- Никогда не наказывать детей;
- Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;
- Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);
- Не укорять детей;
- Не жаловаться на них родителям;
- Не оскорблять;
- Не приказывать, не требовать жестко;
- Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
- Хвалить от души;
- Верить и доверять безоговорочно;
- Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
Прощать искренне
Умение общаться с родителями.
Чтобы расположить к себе собеседника, то есть родителей, нужно дать Вам как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
И
мя собеседника
К
омплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Мы с Вами должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней.
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с родителями:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием
присоединения,
т.е. найти общее «Я»:
«Я сам такой же, у меня то же самое!».
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные: - Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….
Нам очень нужна именно Ваша помощь……
Только Ваши знания и опыт могут нам помочь……
У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая!...............
Вы мастер на все руки, и вам не составит труда………
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Приношу свои извинения, это была случайность….
- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……
Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем.
- Каким тоном следует произносить эти реплики? (Мягко, спокойно).
Я не знаю.
- Мне необходимо уточнить,
Я не могу сейчас. -
В настоящее время это довольно сложно, однако...
Вы не должны... -
Будет лучше, если вы...
• Вы меня не так поняли. - Давайте уточним следующее.
Нет, я с вами не согласна. -
К сожалению, придется вам возразить
Вряд ли это возможно.
- Я понимаю вас, однако...
Это не так. -
Я в целом разделяю ваше мнение, но...
Я не согласна. -
Очень бы хотелось с вами согласиться, но...
Не думаю, что это верно. -
Верно, но нужны некоторые уточнения.
Сигнализируйте о терпении и понимании
Используйте следующие формулировки.
«Да, я хорошо могу понять это».
«Я могу себе представить, что у Вас на душе».
«Это действительно плохо для Вас - я Вас понимаю».
«На Вашем месте я также разозлился бы».
«Я понимаю Вас».
«Я знаю, это досадно и неприятно».
При этом обратите внимание на свой голос: здесь важно не столько, что Вы говорите, сколько, как Вы говорите.
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).
Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.
Памятка для педагога по работе с родителями.
1.Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.
2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача- помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.
3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.
Общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.
Золотое правило в общении с родителями:
«Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе, и чаще используйте улыбку и вам будет сопутствовать успех».
Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром» - говорил великий Вольтер.
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого.
Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Список использованной литературы:
Доронова
Т.Н., Соловьева, Е.В.,
Жичкина
А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.:
Линка
– Пресс, 20
18
г.
Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 20
1
5 г.
3.Кротова, Т. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников / Т. Кротова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 9. — С. 14—21.
4.Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей? // Воспитание дошкольников.- 2009.- № 3.- С. 14-