Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Знакомство детей с фольклором. Работа №265638

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Фольклор-основное средство педагогике.

Работа:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Курсовая работа

 

МДК. 02.03 «Теоретические и методологические основы продуктивных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста

и методика её организации»

на тему: «Фольклор в развитии продуктивной деятельности

младших дошкольников».

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы II Д-2

Животкова Д.В.

Руководитель:

Протопопова О.С.

 

Ульяновск

2018

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы продуктивных видов деятельности дошкольников

1.1 Сущность понятия «продуктивная деятельность»…………………. 6

1.2 Особенности продуктивных видов деятельности

у дошкольников……………………………………………………………10

Глава 2 Использование фольклора в продуктивной деятельности

младших дошкольников

2.1 Понятие «устное народное творчество»……………………………...16

2.2 Виды фольклора………………………………………………………..19

2.3 Организация продуктивной деятельности младших дошкольников

с использованием фольклорного материала……………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Дошкольный период – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в этот период развитие идет более бурно и стремительно. Младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную и активную личность, так как развиваются все стороны психики ребенка; и во многом именно этот период определяет дальнейшее развитие человека. Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

На современном этапе одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений

Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, М.К.Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н.Сорока-Росинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф.Афанасьев, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И. Капица, ЮГруглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропп,

И.П.Сахаров, ИМ. Снегирев, П.В.Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талантов.

Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Таким образом, устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, изобразительной деятельности, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Цель исследования: показать эффективность использования фольклора в развитии продуктивной деятельности младших дошкольников.

Цель определила круг задач исследования:

1.Изучить теоретические основы продуктивных видов деятельности дошкольников.

2. Рассмотреть особенности продуктивных видов деятельности у дошкольников.

3. Изучить организацию продуктивной деятельности младших дошкольников с использованием фольклорного материала

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретические основы изучения продуктивных видов деятельности дошкольников

Сущность понятия «продуктивная деятельность»

Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру [26,с. 37].

В.А. Крутецкий дает понятие «деятельность», как активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность включает как внешние практические действия, так и внутренние, психические. Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельности, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы.

Деятельность обычно рассматривается с точки зрения ее структуры. Прежде всего, различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями и задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается точными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению [10,с. 50].

В «Психологическом словаре» приводится следующее определение деятельности: деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Л.С. Выгодский отметил, что в основе структурно - функционального рассмотрения деятельности лежит принцип анализа «по единицам», при котором та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия в своих исследованиях доказали, что реализация деятельности осуществляется на основе психо - физиологических механизмов и представлений о системной организации высших корковых функций.

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру [26,с. 15].

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Данные виды активности имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность — это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). В детском саду, как правило, продуктивная деятельность организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий.

Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общие и специфические (относящиеся к определенным материалам и инструментам). Среди общеразвивающих функций продуктивной деятельности необходимо, прежде всего, отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка, в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Продуктивная деятельность, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у человека[26,с. 67].

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников[10,с. 5].

 

Особенности продуктивных видов деятельности у дошк

ольников

Как отметила Урунтаева Г.А., продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры…

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование - это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание - действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание - дети учатся видеть красоту в том, что они делают, развивается вкус, параллельно знакомятся с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируется бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание - процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности.

По мнению Галигузовой Л., уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятия, воображения, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук.

Вилюнас В.К., в свою очередь отмечает важность эмоционально-непосредственной формы «личностных смыслов» - её эмоционально-непосредственного переживания.

Парамонова Л. Указала на то, что практическая деятельность по выявлению отдельных сторон, качеств-предметов и явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование) обеспечивает умственное развитие дошкольника.

Конструктивная деятельность, изобразительная игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

1. с геометрическими объемными формами,

2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

4. Понятия о стороне, углах, центре.

5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

- Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

- В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

- Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.

- Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

- На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей[14,с. 25].

 

 

 

 

Глава 2

Использование фольклора в продуктивной деятельности младших дошкольников.

2.1 Понятие «устное народное творчество»

Устное народное творчество - это опыт народа, накопленный столетиями и передаваемый молодому поколению в устной форме. Из уст в уста, в виде частушек, басенок и так далее. Фольклор - это еще одно название устного народного творчества. Фольклорные произведения не имеют одного конкретного автора, это труд и опыт многих людей. Нравы и обычаи того коллектива, что его создает.

Устное народное творчество, это то творчество, которое творится простым народом. В него, как и в любое творчество, входят песни, которые сочиняет сам народ, а кроме того, сказки и частушки, поговорки и присказки, которые в современном шоу бизнесе уже не производят как продукт.

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме[20,с. 25].

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству.

Фольклор (Folk-lore) — это особая исторически сложившаяся область народной культуры. Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего прикладного, искусства (орнаменты на посуде, орудиях труда и пр.), в украшениях, предметах религиозного культа... Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу. В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. В народной песне не только слова и мелодию нельзя было разделить, но и отделить песню от танца, обряда. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. Русский фольклор богат и разнообразен в жанровом отношении. Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим - народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными драматическими представлениями на Руси были обрядовые игры: проводы Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Вместе с тем существуют малые жанры фольклора — частушки, поговорки и пр. Со временем содержание произведений претерпевало изменения: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тесно связана с историей. Существенное отличие фольклорных произведений от литературных состоит в том, что они не имеют постоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и певцы веками оттачивали мастерство исполнения произведений. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, параллелизмам, постоянным эпитетам. Внутренняя организация его имеет столь четкий, устойчивый характер, что даже изменяясь на протяжении веков, оно сохраняет древние корни. Любое произведение фольклора функционально - оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации. В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни. Народный календарь точно определял порядок сельских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской общины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни — праздники с их песнями, плясками, играми. Лучшие произведения народной поэзии близки и понятны детям, имеют отчетливо выраженную педагогическую направленность и отличаются художественным совершенством. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений[33,с. 48].

Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них

умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова[23,с. 11].

 

2.2 Виды фольклора

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой[11,с. 12].

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки[11,с. 14]..

Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом, дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить[32,с. 45].

Пословицы и поговорки - это краткие изречения, в которых заключён глубокий смысл, народная мудрость. Они содержат в себе прямой совет и подсказывают, как поступить в данной ситуации. Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости[32,с. 5].

В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания [27, с.27].

Загадки - иносказательное изображение какого - либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать [16, с.8].

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность» [6,с. 15].

Скороговорка – это и жанр устного народного творчества, и всякая фраза-шутка с непринужденностью проговаривания неудобопроизносимого звукового ряда, и просто любая быстрая речь. Эта небольшая часть языковой стихии с её нарочитой «несерьёзностью» бытового юмора изначально предстаёт в виде синкретизма забавной поговорки, незамысловатой прибаутки, звуко-речевой игры. Но уже и в старину не могла не замечаться практическая польза скороговорок в деле формирования фонетической чистоты речи личности и, отсюда, её речевой полноценности – неспроста ведь назывались они в просторечии «чистоговорками». В стилистике же нынешнего рационализма восприятия скороговорки уже иначе и не расцениваются, как элементарный тренинг речевой моторики.

Поскольку речевая моторика с особой интенсивностью формируется в детстве, постольку и способствовать этому наиболее успешно можно именно в данном периоде жизни. Навыки «чистоговорения» лучше формируются, разумеется, тогда, когда соответствующая практика для ребенка будет привлекательной, то есть игровой, забавной. И, как нами уже отмечалось, сами скороговорки стилистически и содержательно нацеливают на юмор, на радостное желание повторить «это», ведь скороговорка без улыбки, без удовольствия тягостна и потому, тем более для ребёнка, по большей части бесполезна. Таким образом, остаётся лишь игровую фактуру материала должным образом дополнить столь же игровой ситуацией занятия.

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука. Очень нравятся детям скороговорки смешные. Но независимо от разновидности, все они полезны для всестороннего развития. Если выделять главную цель скороговорок, то это будет совершенствование речи. Для развития речи полезно использовать разные по характеристикам скороговорки. Для дикции, к примеру, прекрасно подойдут тексты на одном либо нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки для детей незаменимы в плане закрепления навыка, правильного понимания смысла слов. Они учат детей запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок часто случаются ошибки в произношении, но не стоит воспринимать их с осуждением. Наоборот, можно вместе с ребёнком посмеяться над тем, как интересно у него получилось произнести слово[1,с. 56].

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма .

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными: «Ази, двази, nризи, зизи, Пятом, мятом, шума, рума, Дуба, крест».

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок.

Считалки помогают разучивать большее количество стихотворных строк и, следовательно, способствуют развитию памяти. Кроме познавательной функции, они несут в себе также эстетическую и этическую функции. Дети учатся правильно говорить и выделять голосом необходимые части стихотворения. Обычно правом произнесения считалки наделяется тот игрок, который не станет обманывать своих партнеров и точно и последовательно проведет счет[1,с. 86].

Колыбельные песни - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений[30,с. 66].

Народные колыбельные песни - это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви[30,с. 86].

Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка – вымысел.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ[24,с. 128].

Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи[24,с. 150].

Припевки – это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века[13,с. 96].

Приговорки - стихотворные обращения к живым существам[24,с.87].

Таким образом, в народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.

Можно увидеть, как многообразна народная художественная культура, она включает в себя различные виды (от песенного фольклора до народного театра), а также жанры (от песен и частушек до легенд, былин, сказок и т.п.).

При этом формы народного творчества всегда были связаны друг с другом: песни сопровождались танцами и хороводами, а изобразительное искусство отражало мышление и миропонимание людей.

 

2.3 Организация продуктивной деятельности младших дошкольников с использованием фольклорного материала.

Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых, усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. В работе с детьми используются следующие фольклорные произведения: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др[35,с. 10].

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», действуют животные (кисонька -мурысонька, курочка - рябушечка, сорока- белобока и т. д.). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянечки и т. д. В младшем возрасте очень важной оказывается работа по развитию образных представлений, воображения ребенка[17,с. 35].

Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном уровне к качеству и результативности воспитания и развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) и определяет содержание и формы художественно-эстетического развития детей. Согласно ФГОС ДО, область художественно-эстетического развития дошкольников ставит задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений об искусстве и его видах; восприятие произведений искусства, в том числе фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; организацию продуктивной самостоятельной творческой деятельности детей. Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится одно из ведущих мест. Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; развитие музыкальности. Под эстетическим воспитанием понимается организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к окружающей действительности . Согласно возрастным особенностям, развитию дошкольников в художественно-эстетическом плане активно способствуют все виды продуктивной деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Соответственно, в процессе работы с произведениями искусства и над созданием собственных художественных образов у детей формируются эстетические интересы, потребности, воспитывается эстетический вкус, развиваются соответствующие способности. Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей образовательной работой ДОО. Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в результате восприятия литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. Восприятие как психический процесс предполагает осознанное, личностное, эмоциональное осмысление художественного произведения. Ребенок субъективно и согласно возрастным особенностям воспринимает художественные образы, дополняет их с помощью воображения, осмысливает в контексте своего опыта. Одна из главных задач педагога в этом случае — способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости: сопереживая, соучаствуя, «входя в образ», ребенок осваивает основы художественно-эстетической культуры. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. В процессе использования фольклорных жанров в художественно-эстетическом развитии детей необходим системный подход, умение педагога выходить за пределы стереотипного мышления, умение создавать определенный эмоциональный настрой, понимания глубины содержания фольклора, способности видеть в нем не «модное» средство, а раскрывать его педагогический потенциал[10,с. 25].

Продуктивная деятельность детейпроцесс постоянного обогащения социального опыта ребенка, его самоутверждения в творчестве и формирования предпосылок художественной культуры, приобщения к искусству, традициям своего народа.

Развитие продуктивной деятельности дошкольников средствами русского народного фольклора помогает им окунуться в прошлое своего народа, лучше понять обычаи, быт и историю России и родного края.

Развитию творчества детей на базе познавательного материала способствуют разные жанры русского фольклора: сказки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки. В процессе работы с дошкольниками важная роль принадлежит использованию наглядного материала. Показ иллюстраций, рисунков, фотографий, образцов изделий, проспектов, предметов декоративно-прикладного искусства; применение мнемотаблиц и схем; овладение приемами и операциями работы в продуктивной деятельности, сопровождающееся использованием устного народного творчества, дает возможность дошкольникам не только уверенно воспроизводить свой самостоятельный «продукт»: рисунок, лепку, аппликацию, но и является богатейшим материалом в развитии творческих способностей детей.

Первоначальные ростки творчества проявляются в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия:

-наличие предметов народного искусства;

-проявление интереса к деятельности детей в любой продуктивной деятельности, создание творческой атмосферы;

-общественная направленность продуктивной деятельности: украшение интерьера, подарки в день рождения, выставка работ, детали в костюмах и т.д.; выделение времени в режиме дня для ознакомления с русским фольклором;

-проведение системы работы по ознакомлению с фольклором и отражение его в детском творчестве;

-использование разнообразных методов и приемов, включая движение узора по схеме. Следует выделить несколько групп детского фольклора, средства которого используются в организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности: песенки, потешки, игровые песенки, заклички, загадки.

Потешка, используемая входе ООД по лепке на тему «Грибы» в качестве художественного слова:

- «Раз лисичка в лес пошла

И грибов там набрала.

Не груздей и не опят,

Не волнушек, не маслят.

- Что несешь, лиса, домой?

Что в корзинке лубяной?

- Восемь рыжиков-братишек-

Все для рыженьких детишек!»

В лепке «Прянички» можно использовать потешку «Кисонька-мурысенька, ты где была?..»

Например, на аппликации «Цыплята» подойдёт потешка «Курочка-рябушечка…». А в водной части данной ООД хорошо загадать загадку: «Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает».

В продуктивной деятельности по лепке, аппликации, рисовании детей знакомят с домашними животными: используются потешки «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… », «Наши уточки с утра…», «Свинка Ненила сыночка хвалила…», «Курочка-рябушечка…» и др.

Также на ООД по рисованию детям читаются заклички – песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

- Весна красна! На чём пришла?

- На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

 

*

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

Под окошком скачут!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

*

- Божья коровка,

Черная головка,

Красная спинка,

В лапах корзинка,

Ты лети на небо,

Принеси мне хлеба,

Черного, белого –

Только не горелого!

*

-Улитка, улитка!

Покажи свои рога.

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки.

*

Дождик, дождик,

Полно лить,

Наших детушек мочить!

Дождик-дождик, пуще!

Дадим тебе гущи.

Выйду на крылечко.

Дам огуречка

В совместной работе по продуктивной деятельности используется подбор различных материалов – это красочные книжки с песенками и потешками, картинки и иллюстрации известных художников к русским народным сказкам, потешкам, песенкам.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка, развивает интерес к самостоятельному изображению предмета. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с колыбельных, потешек, пестушек, сказок, которые сопровождают его детство и остаются с ним на всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследовательской работы над данной темой, изучая методическую литературу, анализируя совместную деятельность с детьми, можно говорить о правильности выбранного направления.

В теоретической части определена сущность понятия «продуктивная деятельность», рассмотрены особенности продуктивных видов деятельности у дошкольников, раскрыто понятие «устное народное творчество» и выделены виды фольклора. Особое внимание уделено взаимосвязи продуктивной деятельности с художественным словом устного народного творчества.

Приобщая ребёнка с раннего детства к истокам народной культуры, общественным ценностям мы помогаем заложить через народный фольклор в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности. А если добавить и продуктивную деятельность, то результат будет намного эффективнее. Используя во время рисования, аппликации, лепки знакомые потешки, песенки, сказки у малышей возникает интерес к изображению предмета, развивается самостоятельность, лучше усваивается изобразительная техника. Эмоциональное чтение фольклорных произведений формирует положительные эмоции, интерес к окружающему миру.

Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла при этом запоминая слова потешек, закличек, стихотворений.

Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, в том числе продуктивной. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия.

И в заключение хотелось бы сказать: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - Сухомлинский В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: Учеб./В.П.Аникин. – М.: Высш. шк., 2001. – 726с.

2. Асташина, М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61-66

3. Баранцев, А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр/А.Д. Баранцев – Калинин: Издательство «Тера Балтика» 1970. – 160 с.

4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1906 – 210 с.

5. Бахтин, В. С. От былины до считалки [Текст] / рассказы о фольклоре / В. С. Бахтин – М., 1988. – 84 с.

6. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. — М.: Учитель, 2006. — 236с.

7. Бутенко Н.В. Формирование основ творческой самостоятельности дошкольника в процессе продуктивной деятельности// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 2. С. 076-077.

8. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49.

9. Бычко, А.К. Народная мудрость Руси[Текс] /анализ философа/А.К.Бычко – К.: Высш. шк. Изд-во при Киев. Ун-те, 1988. – 200с.

10. Ведмедь О.Л.,Платохина Н.А.,Чумичева Р. М. Продуктивная деятельность в детском саду. Рукоделие; Детство-Пресс - Москва, 2012. - 224 c.

11. Викулина, А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения /А.М. ВикулинаНиж.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. № – 10 – C.8-17 с.

12. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина [и др.]. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

13. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду

[Текст] : методическое пособие / И.Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

14. Доронова Т.Н, Якобсон С.Г., Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. г. Москва. Просвещение 1992 год.

15. Данилов, А.А. История России. Конец XVI-XVIII век[Текст]:учебник 7 класс/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.- М.: Издательство: «Просвещение» 2007 г. – 303с.

16. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с

17. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду [Текст] : практическое пособие / М.Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 320 с.

18. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Т.С.Комарова. – М.: АСТ, 2005 – 350 с.

19. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. /С.Ковалева. – М.: АСТ, 2000 – 580 с.

20. Круглова, Ю.Г. Русское устное народное творчество/Ю.Г. Круглова, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова – М.: Высшая Школа, 2003 – 420 с.

21. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). / О.В. Корчикова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

22. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Л.А. Лялина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

23. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников – М.: Просвещение, 1987 – 240 с.

24. Медведев, Ю. Русские народные сказки, легенды, предания/Ю.Медведев – М.: Гефест, 2001 – 250 с.

25. Пашина Л., Сказка – ложь, да в ней намек…/Л.Пашина.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 71-77.

26. Полозова Е.В., «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста» г. Воронеж Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. 2007 год.

27. Детская литература. / Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Просвещение, 1985 г.

– с.-20.

28. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000 г. –256с.

29. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995 г.

30. Русское народное творчество. Редактор Захаров Н. А. Москва: Издательство «Высшая школа», 1966 г.

31. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов / Сост. Э.В. Померанцева, С.И. Минц. М., 1959 г.

32. Устное народное творчество: Э. Ф. Шафранская — Санкт-Петербург, Academia, 2008 г.

33. Фольклор: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.

34. Фольклор. Поэтическая система. Ред. Баландин А. Н., Гацак В. М. М.: изд. «Наука», 1977 г.

35. Шедевры русского фольклора: — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×