Величко Екатерина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Черногорск Республики Хакасия
Игровые технологии как средство повышения
познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира
Игра-это естественная для ребёнка форма обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. Обучая посредствам игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
На основании исследования этой проблемы я взяла для себя тему педагогической концепции: «Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».
Цель моей работы: изучить и обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать взаимосвязь игровых технологий с познавательной активностью учащихся.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование игровых технологий на уроках окружающего мира способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведёт к более осмысленному усвоению знаний.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, с целью выявления сущности игры.
- Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении материала на уроках окружающего мира.
-Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
- Представить игровые технологии, которые могут успешно использоваться педагогами на уроках окружающего мира.
Ожидаемый результат:
-повышение интереса к новому содержанию и новым способам познания;
- проявление познавательной инициативы;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в обучении и воспитании. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в процессе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Педагогические игры достаточно разнообразны по: дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого учителя используют целый спектр игровых технологий: дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные игры.
В своей практике для повышения познавательной активности я использую следующие игры и игровые моменты:
1.Игры для начала урока.
Подводят ребёнка к самостоятельному определению целей и задач данной темы. Стимулируют познавательную активность.
Игра «Инопланетянин»
По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто вы инопланетянин, прилетевший на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…»
Так при изучении темы в 1 классе «Значение воздуха на Земле», могут быть заданы вопросы: - Почему дует ветер? Почему мы не видим ветер? Зачем люди придумали вентилятор?
Игра «Рассказ – небылица»
Ребятам предлагается рассказ с заложенными ошибками. Чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.
Изучая тему «Обитатели водоёмов» детям можно предложить следующий текст: ««Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду. По дну ползали огромные, до 10 метров, черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя».
2. Игры для изучения нового материала.
Уроки-путешествия, ролевые игры, игра «Брейн-ринг»
3. Игры на закрепление, тренировку, отработку умений.
Игра «Невод»
Цель данной игры закрепить пройденный материал при фронтальном опросе. Учитель задаёт вопросы по изученной теме. Ученик, ответивший на вопрос правильно, садится на место, а не ответивший – продолжает стоять, он пойман в невод. В результате игры получается подробный рассказ изученного, и хорошо видно кто как усвоил материал.
4. Игры для повторения.
Игра «Крестики – нолики»
На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.
Тема «Части скелета» 4 кл. могут быть предложены вопросы: Каков вес скелета? Назовите отделы черепа? Из чего состоит позвоночник? Что образуют грудина и рёбра?
5. Игра как средство контроля.
Игра «Кто хочет стать отличником?»(тест)
6. Игра как домашнее задание
Игра «Сочинялка»
Сочинить сказку на тему «Спор овощей о витаминах»
Вывод:
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
дидактические игры по развитию в средней группе
Номинация: Развитие математических способностей детей
0/5
0/5
0/5
Ёлочка-чудесница
Номинация: Детский сад
0/5
0/5
0/5
guskovasofa216@gmail.com
Номинация: Новый год
0/5
0/5
0/5
Новогодняя корзинка
Номинация: Детский сад
0/5
0/5
0/5
kiriyana26@mail.ru
Номинация: Декоративно-прикладное творчество
0/5
0/5
0/5
natali.bolg76@yandex.ru
Номинация: Методические разработки педагогов
Величко Екатерина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Черногорск Республики Хакасия
Игровые технологии как средство повышения
познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира
Игра-это естественная для ребёнка форма обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. Обучая посредствам игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
На основании исследования этой проблемы я взяла для себя тему педагогической концепции: «Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».
Цель моей работы: изучить и обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать взаимосвязь игровых технологий с познавательной активностью учащихся.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование игровых технологий на уроках окружающего мира способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведёт к более осмысленному усвоению знаний.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, с целью выявления сущности игры.
- Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении материала на уроках окружающего мира.
-Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
- Представить игровые технологии, которые могут успешно использоваться педагогами на уроках окружающего мира.
Ожидаемый результат:
-повышение интереса к новому содержанию и новым способам познания;
- проявление познавательной инициативы;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в обучении и воспитании. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в процессе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Педагогические игры достаточно разнообразны по: дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого учителя используют целый спектр игровых технологий: дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные игры.
В своей практике для повышения познавательной активности я использую следующие игры и игровые моменты:
1.Игры для начала урока.
Подводят ребёнка к самостоятельному определению целей и задач данной темы. Стимулируют познавательную активность.
Игра «Инопланетянин»
По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто вы инопланетянин, прилетевший на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…»
Так при изучении темы в 1 классе «Значение воздуха на Земле», могут быть заданы вопросы: - Почему дует ветер? Почему мы не видим ветер? Зачем люди придумали вентилятор?
Игра «Рассказ – небылица»
Ребятам предлагается рассказ с заложенными ошибками. Чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.
Изучая тему «Обитатели водоёмов» детям можно предложить следующий текст: ««Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду. По дну ползали огромные, до 10 метров, черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя».
2. Игры для изучения нового материала.
Уроки-путешествия, ролевые игры, игра «Брейн-ринг»
3. Игры на закрепление, тренировку, отработку умений.
Игра «Невод»
Цель данной игры закрепить пройденный материал при фронтальном опросе. Учитель задаёт вопросы по изученной теме. Ученик, ответивший на вопрос правильно, садится на место, а не ответивший – продолжает стоять, он пойман в невод. В результате игры получается подробный рассказ изученного, и хорошо видно кто как усвоил материал.
4. Игры для повторения.
Игра «Крестики – нолики»
На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.
Тема «Части скелета» 4 кл. могут быть предложены вопросы: Каков вес скелета? Назовите отделы черепа? Из чего состоит позвоночник? Что образуют грудина и рёбра?
5. Игра как средство контроля.
Игра «Кто хочет стать отличником?»(тест)
6. Игра как домашнее задание
Игра «Сочинялка»
Сочинить сказку на тему «Спор овощей о витаминах»
Вывод:
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
0/5
0/5
0/5
Новогодняя игрушка
Номинация: Декоративно-прикладное творчество
0/5
0/5
0/5
Новогодняя ёлочка
Номинация: Декоративно-прикладное творчество
0/5
0/5
0/5
"Новогодний домик"
Номинация: Новогодние украшения
0/5
0/5
0/5
Зимняя картина
Номинация: Время года
0/5
0/5
0/5