Как известно, до сих пор не доказано, что воспитание влияет на развитие. Безусловно, пребывание человека в социальной среде помогает ему осваивать базовые навыки, нужные для жизни в обществе. Но меняет ли педагог его характер? Это самый спорный и тонкий момент в педагогической психологии. Хотя поставлено множество экспериментов, нельзя с уверенностью сказать, как именно воздействует на ребёнка общение с воспитателем или учителем.
Исходя из этого, логично было бы акцентироваться всё-таки на социокультурном опыте. Общаясь с окружающими, ребёнок так или иначе привыкает к определённым нормам, знакомится с существующими в мире профессиями. Постепенно он понимает, кем ему хотелось бы быть среди других людей. Это основная мотивация при обучении. Хорошо, если дети уже заранее думают о профориентации, не откладывая её на последний момент. Тогда есть все шансы, что они поймут и запомнят больше.
Однако есть то, что сложно усвоить из обычного общения. Например, в массовой культуре не принято глубокое понимание классического искусства. Нужно восполнять эти пробелы, создавая интересный культурный фон на занятиях. Тогда дети смогут перенять уважение к творчеству так же легко и естественно, как привычку модно одеваться или определённым образом питаться. Строго говоря, искусство тоже вид пищи, к которому нужно просто привыкнуть. И то же самое касается моральных норм – необходима среда, где принята нравственная чистота.
Тест «Основы педагогической психологии» поможет вам вспомнить опорные пункты этой дисциплины: её цели, задачи, ориентиры. Нужно понимать эти азы для того, чтобы более уверенно трактовать сложные ситуации, которые могут возникнуть в работе. Для желающих также открыта запись на курс «Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации». Он поможет применить знания по педагогике и психологии именно в рамках этого предмета.
Учитель химии не показывает ребятам произведений искусства. Но он может показать им высокий культурный уровень, который будет ощущаться в общении и в манере вести урок. Хотя эта наука далека от этических вопросов, однако есть мораль, важная для людей науки в целом. Речь идёт о бережном отношении к живым существам, к окружающей среде. Также настоящий учёный – пример ответственности и упорства. Уроки химии – неотъемлемая часть социокультурного пространства, в котором растёт и развивается каждый ребёнок.