Понять мотивацию ребёнка со стороны сложно – внутренний мир непредсказуем. Не всегда понятно, что именно интересно ему на занятиях по физкультуре. За неимением подобных знаний мы можем сказать только, что с физкультурой у ребёнка связаны яркие, запоминающиеся моменты. Более того, если уроки проводить правильно, это способствует эмоциональному единству класса. Но периодически ученикам приходится, преодолевая себя, делать одно и то же упражнение (например, подтягиваться на шведской стенке), несмотря на то, что в них заложено напряжённое сопротивление к нему. Как заинтересовать ребят?
Не стоит быть самонадеянными в попытках решить за ребёнка, что именно его привлекает в спорте. В то же время есть масса разных способов объяснить, почему он выбирает именно эти занятия. Однако понимание потребует времени. И, несмотря на его дефицит, полезно иметь некоторое представление о путях, которыми дошкольник постигает мир, и подумать, что, возможно, игра, в которую он вовлечён, – не более чем один из способов расслабиться и отвлечься от проблем. Было бы излишней иллюзией думать, что жизнь современных детей так уж беззаботна.
Один из главных способов определения мотивации ребёнка – внимательно слушать его. Пусть ученик сам скажет, что ему нравится и почему. Удивительно, но этот метод действительно работает. Главное при этом – внимательно следить за состоянием детей. Если к концу беседы интерес отсутствует, необходимо отвлечься. Пусть ученик будет думать о чём-то приятном. Он должен иметь возможность сравнить ощущения и так получить законченный и осознанный результат. Важно также иметь в виду, что ребёнок склонен естественным образом фокусировать внимание на своих интересах. Поэтому он может сам вернуться к разговору, когда будет готов.
Однако в этом случае важен один психологический нюанс. Нужно, чтобы дети ощущали себя достаточно свободными – только тогда они будут откровенны с вами. Если же их поведение будет имитировать тщательно подготовленную игру, то такой спектакль не будет вызывать доверия. Но такой негативный сценарий возможен только в случае вашего постоянного давления. В целом, если ребёнок искренне интересуется какими-то аспектами спорта, то с радостью поделится своими эмоциями и пожеланиями. Важно не просто выслушать его, но и учесть его идеи. Тогда занятия будут более полезны для учеников, так как искренняя мотивация способна сделать больше, чем страх перед плохой оценкой.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников» и курс «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО». Приятного вам прохождения!