Экспериментирование – одна из самых полезных для развития детей практик. Занятия, на которые уходит много времени, для того чтобы найти ответы на сложные вопросы, требуют от учеников более высокого уровня внимательности, внимания и воображения. А иногда и сложных теоретических размышлений. Поэтому, как только ребенок понимает, что мир состоит из предметов и явлений, устроенных по-разному, мы предлагаем ему эксперименты. Всегда полезно обращать внимание ребенка на что-то новое. Ребенок должен хорошо представлять, что происходит вокруг, узнавать это и соотносить с тем, что уже известно. Без такого шага развитие замедлится.
Конечно, оптимальный вариант – дать возможность детям самим ставить опыты. Однако во время экспериментов возникает много неожиданных ситуаций, в которых дети могут пострадать. Поэтому опасные эксперименты лучше ставить воспитателю или учителю. Но бывают опыты, которые не требуют серьезной подготовки. Ученики испытывают лишь слабые физические ощущения и не могут причинить вреда себе или окружающим. Порой ребята настолько сосредоточены на цели, что не интересуются никакими другими аспектами. Нужно научить их вниманию к деталям, потому что в старших классах эксперименты станут более сложными, требующими ответственности.
Главное преимущество этой методики – возможность понять, как ценны пробы и ошибки. Любые шаги по изучению мира могут привести ребят к собственным открытиям. А как это может происходить? Дело в том, что даже учёный, не зная многих ключевых данных, не сможет подобрать для них достоверных доказательств. Но чаще людям в познании мешает не нехватка знаний, а недостаток любознательности и смелости. Пусть ваши ученики знают, что каждый из них способен узнать информацию, о которой не подозревали другие. А в дальнейшем от них потребуется не просто смелость и любопытство, а еще и серьёзность. Самоанализ позволяет во всей полноте осознать картину мира, а забота о безопасности поможет избежать излишнего риска.
И всё-таки это удивительно: в любом из нас есть гениальность, которую нужно только раскрыть. Не зря многие дети мечтают стать (а точнее оказаться) гениями. Консервативные взрослые могут внушать им, что это нескромно. Но именно наша гениальность и делает нас уникальными. Поэтому так легко нам удается найти взаимопонимание с другими. Да, в нас много шаблонов, но ведь мы сами себя и создаём в процессе развития. И каждый из ваших учеников может выйти за рамки шаблонов, усилить свою одарённость, а также принести в мир удивительные открытия.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Применение развивающих ресурсов системы дошкольной образовательной организации при реализации метода экспериментирования в ходе реализации требований ФГОС ДО» и курс «ФГОС ДО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста». Приятного вам прохождения!