В научной картине мира знание подлежит проверке. Это означает, что каждая принимаемая концепция должна подтверждаться экспериментом. Без этого любая информация бессмысленна, ибо противоречит системе знаний. Мы привыкли подсознательно считать, будто всё, что непонятно в данный момент, непознаваемо. Но опыт помогает переосмыслить реальность. Она становится более объяснимой. Мы знаем: чтобы анализировать окружающий мир, надо знать о нём как можно больше. Чтобы решать новые задачи, надо строить более сложные модели. Двигаясь от простого к сложному, мы становимся в полном смысле слова реалистами, опираясь на экспериментальные данные.
Дети – прирождённые исследователи. Они хотят не просто проверить, как устроена реальность, но и сделать это непременно сами. Ребятам бывает очень трудно разобраться, где правда, а где выдумка, но это компенсируется природной пытливостью. Они уже много раз слышали разговоры взрослых о науке и не теряют веры в то, что ответы будут найдены. Конечно же, себе они отводят роль смелых первооткрывателей. Не исключено, что в один прекрасный день ваши ученики создадут своё научное направление и действительно выйдут на след истины – но об этом будет известно позже, а пока они тренируются.
Однако некоторые эксперименты невозможно провести не только в детском саду, но и даже в школе: речь идёт о слишком серьёзных исследованиях, для которых нужна сложная и дорогая техника. Как же помочь дошкольникам убедиться в правдивости ваших слов, когда поставить опыт невозможно? Вероятно, на данном этапе вам поможет детская фантазия. Нужно организовывать игры, помогающие детям сформировать у себя представление о реальной жизни. Каждая такая игра учитывает их личные предпочтения. Веря в сказку, малыши смогут подготовиться к более серьёзным познаниям о реальности.
В школьной программе тоже не всё можно показать на уровне эксперимента. Но в этот период фантазия тоже поможет ребятам, только на смену сказке придёт модель. Когда речь идёт о научном познании, нет ничего более универсального и эффективного, чем моделирование. Поэтому, конечно, бывают такие вопросы, которые в школах не решаются на практическом уровне, однако это не страшно. Если вернуться к обсуждению детского сада, мы видим, что первые эксперименты и забавные сказки – первый шаг к пониманию науки. Вряд ли стоит недооценивать влияние этого опыта на усвоение школьной программы. Следует уделить много внимания детям в их стремлении понять весь мир.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Современные подходы к экспериментальной деятельности в системе дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» и курс «ФГОС ДО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста». Приятного вам прохождения!