Так как педагогика не может объяснить внутренний мир ребёнка, была создана такая дисциплина, как педагогическая психология. Она изучает закономерности развития подрастающего человека и его дальнейшей социализации. Получение детьми социокультурного опыта – это одна из целей педагогики, и понимание характеров детей даёт ключ к тому, чтобы помочь им на этом непростом пути. Общество несовершенно, а детская душа хрупка, и требуются усилия, чтобы столкновение с реальностью не травмировало ребят.
Перед педагогической психологией стоит ряд проблем. Например, очень важен вопрос: «Как соотносятся обучение, развитие и воспитание?» Бывает, что ребята-интеллектуалы аморальны, – и наоборот. И не всегда понятно, действительно ли это зависело от родителей и педагогов. Также учёных интересует проблема одарённости детей. Можно ли пробуждать гениальность – или это генетика в чистом виде? От ответов на подобные вопросы зависит работа учителей.
Важно и другое. В основе формального обучения – два предположения: во-первых, о том, что дети сохраняют знания и навыки, которые смогли получить в школьных стенах, а во-вторых – о том, что ребята смогут применить их в жизни. Исследования на эту тему довольно противоречивы, так как измерить это сложно – многое зависит от субъективной оценки самих выпускников. Между тем каждый педагог задаётся порой вопросом: не напрасна ли его работа? Каждый ищет собственный ответ.
Тест «Системно-деятельностный подход в школьном образовании» – это небольшое задание для тех педагогов, которые бы хотели определить уровень владения данной тематикой. Вероятно, какие-то вопросы вызовут затруднения. В этом случае рекомендуем пройти полный курс «Французский язык: теория и методика обучения иностранному языку в образовательной организации». Преподаватели по другим дисциплинам могут также найти подходящие курсы.
Педагоги-психологи сходятся во мнении, что со стороны учителя очень важна мотивация для детей. Вдохновить, дать повод для развития – эта часть работы всегда даёт свои плоды в будущем. Быть может, ребята развиваются самостоятельно, мало поддаваясь влиянию. Зато они могут морально опереться на педагога. Стоит избегать негативного стимулирования, ведь счастливую жизнь сложно построить на чувствах вины и стыда. Нужно дать детям достойный повод гордиться собой.