Проблемы со зрением – это серьёзное ограничение, которое мешает не только полноценной жизни в целом, но и учёбе. Педагогу нужно это учитывать. Но учителям необходимо помнить: важно не только зрение ученика, но и его разум, не только формальное обучение, но внутреннее развитие. Многие учителя переживают эту трудность и в стремлении к совершенству теряют веру в то, что смогут передать знания детям с ОВЗ. Однако иногда проблемы преувеличены. Люди, имеющие проблемы со зрением, или даже слепые люди способны качественно адаптироваться к жизни в современных городских условиях. Сейчас многое для этого делается.
Но для того чтобы узнать о собственных возможностях и реализовать их, дети с ОВЗ должны быть уверены в себе и в своих учителях. Для того чтобы увидеть свою силу, ребятам нужна психологическая поддержка. Когда они научатся доверять себе, это придаст им легкость и радость, даже если они на каком-то жизненном этапе останутся в одиночестве. Однако будет ещё лучше, если в классе они обретут верных друзей. Самая короткая формула подобных отношений такова: человек с ОВЗ ищет друга, который будет с ним в разных жизненных ситуациях, то есть будет действительно заинтересован в его личности. С увеличением собственного внутреннего потенциала возрастает и вероятность прочных отношений.
Понимание самого себя даёт ключ к тому, чтобы увидеть и окружающих. Дети с особенностями здоровья способны как получить поддержку, так и подарить её другим. Они как бы показывают своим поведением путь к исцелению, который нашли сами. Однако и здоровые дети могут нуждаться в подобной душевной теплоте, которая исходит от ребят с ОВЗ. Ведь одной только физической помощи недостаточно. Дело не только в том, что дети учатся более чутко реагировать на слова и действия друг друга, они ещё и учатся прощать. И здесь нет различий, связанных со здоровьем. Потенциал есть у каждого ребёнка.
Дети ощущают себя более уверенно, когда их поддерживает не только учитель, но и сверстники. А для этого нужно создать в классе особую атмосферу. Это легко сделать, если провести нечто вроде учебного семинара. Учитель может рассказать историю или предложить к обсуждению новую тему, которая связана с жизненными испытаниями. Через некоторое время одноклассники захотят обсудить её между собой, но в более узком кругу. Поощрять такие семинары было бы весьма мудрым решением, поскольку в подобной дискуссии у ребят формируется устойчивое чувство доверия и к учителю, и друг к другу.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих детей» и курс «Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста». Приятного вам прохождения!