Своевременная коррекция важна для будущего воспитанников с ОВЗ. Педагог-психолог способен довольно многое исправить на данном этапе развития детей. Иногда требуется определённое время для восстановления психологического баланса в семьях, особенно если имеются случаи нарушения общей коммуникабельности и характера общения. Даже если ребенок родился и вырос в семье, где родители не уделяли внимания воспитательному процессу, коррекция будет эффективным методом восстановления взаимодействия не только с родителями, но и с социумом в целом.
Однако следует понимать: ребёнок не материал в руках педагога, а индивидуальность, которая по-своему видит мир. Психолог должен постараться понять такой сложный человеческий феномен, как дошкольник, и принять его таким, какой он есть. Это, в свою очередь, требует от педагога максимальной деликатности в обращении с малышом – иначе взрослый не будет иметь шансов быть на одной волне с ребёнком. Поэтому, как и в отношении взрослых, терпение и поддержка со стороны специалиста необходимы.
Нужно помнить, что коррекция лишь способ достижения личных целей будущего взрослого человека. В значительной мере мы даем ему готовые рамки. Но они должны быть вторичными. Не личностно значимыми, а ролевыми, такими, какие будут предложены ситуативно. Иначе эффект будет обратным – ребёнок может счесть любой порядок насильственным. В процессе воспитания важно правильно формировать у детей понятийный аппарат. Ещё следует воспитывать в ребёнке чувство культуры. Вместе с тем, всё это будет лишь инструментами, которые помогут воспитаннику общаться с миром, а мнение о нём он составит своё личное – вероятно, совершенно не то, которого желают от него добиться взрослые.
Важна тактичность и бережность к внутреннему миру ребёнка. Нельзя давить на него социальными правилами – в том числе не следует подчёркивать его небольшой возраст. Надо бережно относиться к его мечтам, хотя они и могут казаться преувеличенными. Дело в том, что от фантазии до реальности в современном мире – малое расстояние. Поэтому, когда ребёнок хочет что-то рассказать, следует помнить, что это знак доверия – нельзя разрушать мечты скепсисом. У детей с ОВЗ есть все шансы достичь заветных целей, и задача педагога-психолога заключается именно в этом.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Основы коррекционной педагогики» и курс «Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста». Приятного вам прохождения!