Когда речь идёт о детях с особыми образовательными потребностями, то возникает логичный вопрос: означает ли это, что к остальным ребятам не нужен индивидуальный подход? Ведь, конечно, главное в развитии не стремление быть правильными «как все», а жажда индивидуальности и своего неповторимого «я». Чем больше у ребёнка возможностей совершенствоваться, тем больше шансов, что он заметит, сколь хороша его собственная индивидуальность, и захочет проявить себя ярко. Можно сказать, что это его базовое право.
Талант всегда делает человека уникальным. Между тем нет людей, лишённых какого-либо таланта. Просто некоторые выдающиеся люди занимались своим развитием больше, проявили смелость в проявлениях. «Обычные» люди тратили на это меньше времени. Они вовсе не проявились нигде, кроме собственной профессии. Однако сейчас труд становится весьма интересным, творческим. И стиль поведения каждого человека начинает меняться… Практически исчез страх совершить ошибку. Самое главное, чего боится любой человек, – это потерять себя. Именно это происходит тогда, когда он перестаёт вести себя в соответствии со своим собственным стилем, когда он начинает соотносить свои действия исключительно с чужими ожиданиями.
Более того, любой из нас неповторим своим внутренним миром. И при обучении от педагога требуется огромное понимание – готовность понять уникальный характер. Уподобляться тому, кто смотрит на вещи глазами другого, неестественно, поскольку все мы остаемся собой. Вот почему нельзя требовать от ребёнка, чтобы он смотрел на мир вашими глазами. А также нельзя требовать от него, чтобы он принимал чужие решения. То есть в данном случае тоже можно говорить об особом подходе. Невозможно обучать всех одинаково, хотя это в известной степени упростило бы задачу.
Итак, сложностей с «обычным» ребёнком не меньше. Более того, он равен всем остальным детям в своих уникальных образовательных потребностях. Поэтому логично, что для хорошего учителя слова об «особых образовательных потребностях» являются лишь дополнением – он в любом случае учитывает индивидуальность каждого. А массовые педагогические ошибки и однобокость подхода связаны с недостатком самостоятельности у самих учителей. Только тот, кто понял собственную уникальность, может помочь другому в её раскрытии.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Особенности образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей в инклюзивной группе детского сада» и курс «Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста». Приятного вам прохождения!