Информатика воспитывает в детях множество полезных качеств. Одно из них – это способность к точным формулировкам. Программный код подразумевает конкретику, то же можно сказать о работе в текстовом или графическом редакторе. Нужно максимально сконцентрироваться на результате и сделать для него необходимый набор действий – или написать правильную команду. Благодаря этому у ребят развивается склонность к конструктивному мышлению. И оно может распространяться не только на технику – в отношениях здравый смысл тоже необходим.
Одна из тем на занятиях по ИКТ – это информационные системы. Они определённым образом классифицированы. Детям предлагается изучить структуру информационной системы, однако её довольно сложно воспринимать абстрактно. Лучше всего, если педагог объяснит материал на примерах. Например, сложно без дополнительных пояснений понять, что такое информационное обеспечение. Нужно дать понятную модель – пусть это будет какая-либо вымышленная организация.
Объясняя, что такое ИС, нужно показать ребятам, что они каждый день сталкиваются с этим явлением. Будет хорошо, если они сами могут назвать несколько таких примеров. Тогда занятие будет для них не абстрактной лекцией, а ценным уроком, рассказывающим о том, что их окружает. Дети смогут увидеть структурные взаимосвязи в обычных ситуациях, над которыми они раньше в этом контексте не задумывались. Это способствует развитию абстрактного мышления.
Тест «Информационные системы» предназначен для краткой проверки познаний педагога. На самом деле этот небольшой набор вопросов затрагивает только часть программы. Но при успешном выполнении задания можно говорить о том, учитель понимает свой предмет. Если же вы хотите более глубоко погрузиться в изучение своей дисциплины, то предлагаем вам курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Он соотнесён с существующими стандартами и может быть рекомендован для различных целей, в том числе для дополнительного образования.
Рассмотрев на уроке, что такое информационная система в широком смысле, можно перейти к более узкой трактовке. Ребятам предстоит узнать, что такое база данных. Также они поймут, что такое программно-аппаратная система (как случай ИС). Переход от общего к частному очень важен: он позволяет ребятам понять изучаемые понятия лучше, соотнося их сперва с реальной жизнью, а потом уже с некоторой схемой. Это принципиально для любого предмета, где затронута абстрактная логика.