Профессия актёра полна технических сложностей, неприятных моментов и психологического стресса. Но совсем иная ситуация – любительский спектакль. Он обладает всей красотой и насыщенностью настоящего театрального действа. Но участие в нём гораздо больше похоже на игру. Можно позволить себе импровизацию, личный взгляд на судьбу своего героя, а также шутки, которые заставят смеяться остальных участников. Это очень сближающее и атмосферное событие.
Но мы ведём речь даже не о школьном спектакле, который показывают на сцене, а о небольшой и лёгкой постановке прямо в процессе урока. В такой активности – огромная ценность. Дети могут вжиться в персонажей, понять их характер. Пусть мнение ребят будет иным, чем у автора. Они имеют на это право, как и любой читатель. И тем красочнее будет постановка – душа каждого героя будет окрашена особенностями ребёнка в этой роли.
Стоит ли многого требовать от детей и давать им строгую обратную связь, поправлять их? Вероятно, да, но только дозировка должна быть весьма умеренной. Ведь, по сути, это их праздник, их звёздный час. Вряд ли стоит разрушать очарование. Для кого-то из ребят это будет единственной ролью в жизни. Поэтому стоит отдать их таланту бразды правления – и только слегка корректировать ударения, ритм и тому подобное.
Нужно ли выбирать с этой целью нравоучительную пьесу? Пожалуй, в наш век от этого стоит отказаться. Наверно, лучше предпочесть многогранные творения, где многие герои являются плохими и хорошими одновременно – сложными, рефлексирующими. Именно опыт рефлексии запускает мыслительный процесс ребёнка. И тогда в игре рождаются самостоятельные мысли, вдохновенные чувства и глубокие выводы.
Тест «Организация и проведение урока-спектакля» поможет вам сориентироваться. Он покажет ваши сильные и слабые стороны по данной тематике. Также на портале размещён курс «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе», который необходимо пройти подробно, если вы недовольны результатами тестирования. Развить в ребятах актёрский талант – далеко не главная цель мероприятия. Важнее всего – их отношение к замыслу автора, соприкосновение с идеями прошлого и способность адаптировать их к новой жизни общества. Вечные ценности должны повторяться на каждом новом витке спирали, и курс поможет вам найти собственный способ достичь этого.