История в её современной трактовке подразумевает огромный пласт информации о прошлом и грамотную трактовку реалий нашего времени. Накопленная информация столь масштабна, что её изучение представляет определённые сложности. Помимо основных событий, знание которых необходимо для достаточного культурного уровня, речь идёт о множестве мелких подробностей. На первый взгляд, они кажутся малозначимыми, но без них невозможно верное понимание крупных вех развития мира. Если говорить об обычном классе общеобразовательной школы, то весь этот материал приходится доносить до детей в рамках небольшого количества занятий в неделю.
Нельзя представить современный урок истории как обычное перечисление событий и дат. Гораздо важнее дать учащимся должное понимание процессов, происходящих в различных странах. Эти познания станут основой культурного уровня ребёнка. Даже не помня деталей, они смогут ориентироваться в исторической науке в общих чертах. Однако для этого нужно предоставить учащимся сведения в нужном порядке и в верном контексте.
Нами разработан тест «Современный урок истории». Цель данной проверки в том, чтобы преподаватель мог обратить внимание на какие-либо свои ошибки или пробелы. В тестирование включены следующие параметры:
- Знание исторических событий в правильной хронологической последовательности. Готовность соотнести события, происходящие в различных государствах в одно и то же время.
- Владение методиками, позволяющими структурированно объяснить данные материалы учащимся.
- Умение верно определять точность ответов ребёнка в нестандартных ситуациях, когда учащийся трактовал ситуацию верно, но непривычным для преподавателя образом.
В некоторых случаях мы можем рекомендовать педагогам курс «История: теория и методика преподавания в образовательной организации». Итак, в занятиях по истории не было бы никакого здравого зерна, если бы преподаватель ждал от учеников запоминания в чистом виде. Дети могут связать теорию только со своими мыслями и чувствами, которые имеют огромное значение для развития ребёнка. Культурный уровень определяется именно этим контекстом восприятия, а не знанием каких-то определённых дат (кроме разве что основных). Что же делает урок по-настоящему современным? Видимо, это способность гибко и творчески трактовать факты, не искажая их при этом. Именно такой стиль характерен для наук нашего времени. Необходимо оставлять простор для собственных открытий детей, тогда занятия будут продуктивными.