О прошлом можно многое узнать на уроках истории. И всё-таки слова не дают полного представления о действительности. И только на полотнах живописцев прошлое словно оживает для нас. Оно наполняется воздухом, светом, жизнью. Детям нужно показывать прежнюю реальность нашей страны и мира в целом. Это помогает ощущать свои корни и по-новому осмыслять для себя вечные истины. Красота – более доступный язык, чем слово.
Однако есть живописцы, картинами которых не так легко увлечься. В их числе – В.И. Суриков. Мрачноватые тона, подчёркнутый реализм, отсутствие утончённой эстетики – всё это может помешать современному школьнику понять для себя этого художника. Поэтому нужно подкреплять изображения интересным рассказом о былых временах. Нужно, чтобы сочетание одного и другого смогло пробудить воображение детей.
Наверно, в этом есть некоторый особый смысл. Важно уметь видеть не только ту красоту, которая окружает нас в театрах и супермаркетах. Есть другие виды эстетики, и чем больше будут ребята об этом знать, чем больше вариантов они увидят, тем более богатой будет палитра их чувствительности. В мире много красоты, и не всегда она идеально причёсана и наряжена. Прекрасное может быть любым.
Но при этом опасно будет в своих объяснениях отрицать ценности самих учеников. Если им нравится более изящное и идеальное очарование, то пусть они насладятся этим чувством. Нет смысла в том, чтобы заставлять их восхищаться Суриковым. Однако его необходимо понять – пусть даже без восторга. Это сродни изучению иной культуры. Прошлые эпохи так далеки от нас, что это действительно почти другая страна. Нужно обращать внимание детей на определённые детали, рассказывать о необычных бытовых традициях, об особенностях этикета и условиях жизни героев картин. Чтобы проверить свой уровень подготовки к таким занятиям, вы можете пройти на нашем портале тест «Творчество В.И. Сурикова». Также открыта запись на курс «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО».
Творения В.И. Сурикова помогают понять исторический контекст нашего государства. Для своего века этот художник был гением – и нужно показать, какие важные истины он смог выразить. Наше время тоже не будет образцом для новых поколений, и необходимо, что дети это хорошо поняли. Скорее всего, их заинтересует именно непохожесть полотен художника на современные шедевры. И это станет ключом к искреннему уважению.