Новые тенденции в искусстве – это всегда бунт. Старые рамки давят, мешают. Хочется выйти за пределы, чтобы насладиться свободой. Но более консервативные люди противятся переменам. Они критикуют новые направления и стили, пусть даже в ущерб справедливости. Таким критикам сложно взглянуть правде в глаза, осмыслить нечто, приложив усилия. Гораздо проще сразу поставить крест на тех веяниях, которые оказались не близки их вкусам. Новаторам в творчестве приходится пройти тернистый путь.
То же самое касается и образования, связанного с искусством. Например, речь о музыкальном образовании. Оно постоянно переживает изменения, связанные с новыми открытиями. Но проблема в том, что образовательные учреждения довольно инертны. В частности, речь о средних школах и об уроках музыки, которые проходят в их стенах. Очевидно, что прежние методики не отражают духа времени. Но педагоги не стремятся расстаться с ними, так как опасаются излишнего свободомыслия у детей.
Вероятно, истинная причина такого непринятия – в негативном отношении к новым музыкальным стилям. Но ведь даже джаз и блюз когда-то казались верхом неприличия. Суть в том, что музыка развивается дальше – и теперь открылись новые горизонты. Увы, консерваторам они не по душе. Посмотрим с другой стороны: а в чём осторожные педагоги правы? Видимо, в том, что они избегают поверхностного отношения к искусству. Их смущает дерзость и обманчивая лёгкость.
Логично было бы объединить оба подхода и прийти к некоторому компромиссу. Новое прекрасно в определённых дозах. На уроках можно и нужно слушать новые необычные произведения, разбирать их стилистические особенности, играть, петь, а может быть – и танцевать. Но всё это нужно делать выдержанно. То есть соблюдать меру и сохранять дисциплину. И тогда дети будут относиться к предмету «Музыка» с искренним уважением и восторгом.
Наш тест «Традиции и инновации в современном музыкальном образовании» покажет вам вероятные пробелы в этой области. Если результаты вас расстроили, то мы приглашаем вас пройти курс «Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе». При любом подходе главной остаётся любовь к музыке. Нужно помнить, что этот вид искусства многогранен, он способен принимать самые различные формы. И чуткий слух может отличить гениальные открытия от фальши. В этом и состоит наша сегодняшняя задача, поскольку музыка – одна из тех сил, которые формируют человеческую судьбу.