Древнерусское искусство находилось всецело под контролем Церкви. Поэтому в литературе можно видеть сюжеты, связанные с религиозной тематикой. И жанровые формы полностью соответствуют строгому канону. Ту же ситуацию можно видеть в архитектуре, где храмы должны были строиться в полном согласии с традициями. А самыми точными и суровыми были, конечно же, правила иконописи. Художники не могли выразить в творчестве своё личностное начало.
У икон можно заметить ряд особенностей. Например, плоские человеческие фигуры. Такое изображение было связано с тем, что описываемые события происходили в идеальном духовном мире, лишённом плотского начала. И это лишь один из примеров условностей, существовавших в искусстве тех веков. Современным детям сложно понять этот «культурный код» без расшифровки. Необходима предварительная подготовка, чтобы проникнуть в смысл творений. Для этого нужно вызывать у них интерес к древнерусскому искусству.
Вероятно, в этом педагогам помогут идеалы русского средневековья. Духовная сила человека ценилась превыше всего. Древнерусские писатели и художники выражали глобальные идеи, объединявшие народ. Они передали потомкам те идеалы, которые воодушевляли целые поколения людей. И в этом ценность творчества того периода. Можно видеть, как из отдельных условностей складывается портрет целой страны.
Тест «История древнерусского искусства» нацелен на глубокое понимание отдельных тем и на обобщение основных идей, связанных с данным направлением. Вы можете выполнить задания несколько раз, чтобы получить в итоге тот результат, который будет приятно видеть в дипломе. Если в процессе выяснилось, что у вас есть сложности в понимании этого направления, то на портале выложен курс «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации». Педагогам предстоит самостоятельно проделать большую работу по осмыслению материалов.
Основной парадокс русского средневековья состоит в том, что и художники, и писатели, и архитекторы смогли преодолеть ограничения. Несмотря на давление, которое на них оказывалось, они смогли выразить то, что действительно волновало современников. И хотя личностное начало в творениях не проявилось, но в них присутствует дух народа. Вашим ученикам наверняка будут интересны сильные духом творческие люди, которые проявили всю силу искусства в своих произведениях.