Работа учителя является строго регламентированной. Она соотнесена с федеральными стандартами. Хорошо ли это? Нет однозначного ответа. Перед учителем стоят три главные задачи: обучать, социализировать и укреплять культуру. С одной стороны, речь идёт о соответствии выпускников современному социуму. С другой стороны, это условие максимальной эффективности и гуманизации процесса обучения и воспитания. Однако правила и проверки могут помешать достижению этих целей. Однако педагогическая технология должна предусматривать элементы контроля и коррекции, чтобы предупредить вероятные ошибки.
Педагогические стандарты постоянно меняются. Это создаёт сложности в работе. Сложно поспорить с тем, что новаторство – всегда шаг вперёд, прорыв. С другой стороны, преподавателям приходится тратить энергию на то, чтобы адаптироваться к новым условиям. Это также требует продолжительного времени. А порой в свете происходящих изменений в социальном пространстве приходится становиться консервативным, чтобы сберечь вечные ценности и передать их детям. Принципы, проверенные множеством поколений, останутся такими же, потому что неизменным является сам мир. Но поможет ли консерватизм показать это детям?
На самом деле новое не всегда несёт в себе угрозу для наследия. Вряд ли стоит защищаться от изменений. Ведь перемены действительно часто вселяют надежду, особенно если они не затрагивают фундаментальных основ, на которых зиждется жизнь. Поэтому можно и нужно двигаться вперёд, оставаясь верными внутренним ориентирам. Такая установка важна для восприятия педагога. Он должен видеть те области человеческого опыта, которые затронуты новыми моделями поведения. И тогда учитель способен работать в соответствии с актуальными стандартами, не ущемляя себя.
Вероятно, учителям стоило бы прогнозировать, какие стандарты придут на место прежних. Тогда есть все шансы быть готовыми к этому. При нашем опыте предсказывать будущее очень сложно, потому что все показатели фактов и оценок постоянно меняются. Ведь мы живём в эпоху постоянных изменений. Иногда они хаотичны. И всё же наши учителя могут составить статистику по тому, что происходит, хотя бы на основании предыдущих преобразований. Это позволит понять, как изменится само общество и как будут строиться отношения между учениками.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Федеральный стандарт третьего поколения: специфика и проблемы» и курс «Организация аттестации педагогических работников в современных условиях». Приятного вам прохождения!