Работу учителя важно объективно оценивать. Это необходимо, чтобы понять всю сложность «рабочего процесса». Нужно хорошо понимать проблемы, которые возникают в процессе преподавания. Каждый педагог совершает ошибки. Но никто не мешает ему сохранять открытость, широту взглядов и желание учиться и работать. Постепенно приходит умение, которое является зеркальным отражением внутреннего эталона, – того, что называется «нравственным идеалом». И когда это происходит, человек оказывается в состоянии увидеть свое служение в реальном свете и понять, каким образом мы находимся на пути к практическому осуществлению идеала.
Безусловно, лица, проводящие аттестацию, способны ошибаться тоже. Но педагог может провести и более тщательную проверку своей работы сам и при этом выявить любую педагогическую ошибку, будучи убежденным, что эту ошибку никто другой не обнаружит. Например, подведя итог своей деятельности за много лет, он может убедиться, что некоторых элементов в его подходах и методах не хватало. Сейчас модно культивировать в человеке отрицание ошибок. И всё-таки они жизненно важны. Без них было бы невозможно развитие.
Педагог – это человек, который лучше других представляет себе собственную работу. Важно создать правильное и последовательное представление о том, что и как вы делаете. Тогда, вероятно, проверяющие будут на вашей стороне. Нужно, чтобы перед работой у вас была возможность сосредоточиться и взглянуть на мир несколько под другим углом. Такая тренировка необходима для повышения квалификации. Перед началом открытого урока можно остановиться на несколько минут, чтобы поразмышлять о привычном ходе мысли и логических выводах. Тогда вы сможете продемонстрировать свои умения в лучшем свете.
Если же вы руководитель и хотите оценить, как работает тот или иной преподаватель, нужно сначала понять его методику. В этом случае она покажется вам более красивой и логичной. Было бы печально недооценить хорошего учителя. Следует работать с преподавателями проницательно, поскольку именно такой подход позволит понять, когда следует ослабить контроль и выслушать внимательно. При этом руководитель должен соблюдать осторожность, понимая, что, кроме него, ни один человек на земле не знает о реальных проблемах, которые стоят перед школой. И всё-таки учитель со своего ракурса порой может увидеть даже больше.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Систематизация результатов оценки профессиональной деятельности педагога и формат их представления» и курс «Организация аттестации педагогических работников в современных условиях». Приятного вам прохождения!