Для рейтинговой оценки педагога используются различные критерии. Некоторые из них определяют общеметодическую подготовку, тогда как другие показывают непосредственные результаты его деятельности. Что важнее? Сложно сказать. У учителей можно наблюдать уклон в теоретическую или в практическую сторону, тогда как в идеале должна быть гармония между обеими составляющими, они одинаково значимы.
Среди показателей следует особенно выделить профессиональную культуру. Здесь речь идёт даже не о знаниях, а о глубоком жизненном понимании этики. Иными словами, по данному критерию можно проверить, насколько учитель любит своё дело и понимает свою роль в жизни учащихся. Конечно, это весьма субъективный показатель, и его определить сложнее всего. Но есть общепринятые внешние признаки, на которые обычно ориентируются, тогда как во внутренний мир педагога невозможно заглянуть (и объективно измерить какие-либо чувства).
Мониторинг нацелен не только на саму оценку, но и на итоговую беседу с педагогом с целью дать ему обратную связь. Таким образом, преподаватели могут что-либо скорректировать в своей работе. Отчасти это искусственная мера, так как со стороны не всегда видны реальные результаты работы – сколь бы сильно ни стремились к объективности специалисты, проводящие мониторинг. Однако здравое зерно в оценке обычно есть, и этого достаточно для определённых размышлений и выводов.
Тест «Технология определения рейтинговой оценки» поможет вам лучше запомнить, по каким критериям и каким образом будут оценивать вашу работу. При прохождении могут возникнуть определённые трудности, однако вы всегда можете пройти повторное тестирование, чтобы получить более высокий балл. Для желающих полноценно погрузиться в изучение мы выложили на портале курс «Организация аттестации педагогических работников в современных условиях». Он рассчитан на определённое количество часов, но вы можете придерживаться собственного темпа.
Независимо от рейтинговой оценки, педагогу следует выбрать свой стиль преподавания и придерживаться его. Дело в том, что любая проверка поверхностна, хотя отчасти именно в этом состоит её ценность: она определяет наиболее пессимистический результат, тогда как в реальности ситуация может быть значительно лучше. Ориентируясь на худшую вероятность, преподаватель способен тонко корректировать свою работу, и в итоге он может уточнить собственную методику.