Каждый педагог в глубине души понимает, что воспитание очень эфемерно. Иногда даже закрадывается мысль, будто оно и вовсе является иллюзией. Может ли один человек изменить ход развития другого? Проблема в том, что современный педагог должен уметь воспитывать самого себя. Между тем он больше думает о влиянии на учеников. Ему не приходит в голову, что его собственная жизнь может оказаться примером для подражания для подрастающего поколения. А дети используют чужой опыт творчески, отфильтровывая только то, что им близко.
Безусловно, каждому приятно влиять на других людей. Но, если вдуматься, это довольно эгоистичная позиция – если речь об авторитарном влиянии. Интересно, что далеко не каждый человек может просто так приказывать и распоряжаться. То есть многие интуитивно чувствуют, что это не вполне нравственно. Гораздо лучше будет, если человек, который хочет принести другим благо, проявит немного понимания и чуткости – тогда это будет полезно многим.
Структура школы устроена так, что учитель вынужден отдавать распоряжения и заниматься вопросами дисциплины. Но эту часть работы можно минимизировать. Учитель может подолгу не заниматься вопросами дисциплины, если ребята ему доверяют. Но таких разумных педагогов, конечно, не так много. Хорошо, что теперь их стало больше. Нужно помнить, что авторитарные методы часто являются следствием попыток взять ответственность за всё на себя. Необходимо разрешить себе и ученикам свободу.
Тест «Содержание и направления воспитательной деятельности» способствует успешному закреплению пройденной темы. Он составлен методистами для тех педагогов, которые желают в свободные 15 минут проверить себя. Результаты вряд ли стоит толковать однозначно, поскольку на них влияет ваше настроение. Мы размещаем для наших педагогов подобные задания, а также некоторые полезные курсы. Один из них называется «Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность».
Детям сложно доверять учителю, особенно если он недостаточно уверен в себе. Иногда дети выходят из-под контроля и начинают вести себя так, что педагог начинает сомневаться в собственных способностях. В таких ситуациях нужно говорить с детьми прямо и объяснять, каковы ваши цели. Вероятно, это поможет им проникнуться духом сотрудничества и встать на вашу сторону.