Могут ли дети исследовать социум и делать оригинальные выводы? Идут ли они в этом вопросе на поводу у авторитета? Это, во многом, зависит от атмосферы, которую создаёт педагог. Чем более сурово он говорит о «морали», чем строже в его устах звучит «социальная ответственность», тем меньше остаётся места для инициативы со стороны ребят. А ведь хорошо известно, что такая инициатива способна если не перевернуть мир, то, по крайней мере, обогатить его новыми идеями.
Иногда детские идеи кажутся незрелыми. Но это обманчивое впечатление. Любая мысль – это семя, которое даёт новые ростки, способные, в свою очередь, вырасти в целостное мировоззрение. Открытия ребят могут производить впечатление наивности, но бывают, вместе с тем, довольно глубокими. Все новаторские мысли бьют в одну точку – в ценностную перспективу. От мышления детей зависят ценности завтрашнего общества.
Чтобы понимать это, необходимо и самому быть немного философом. Обществознание – это дисциплина, которая провоцирует размышления о мироздании. Практически все социальные деятели пытаются пробиться к истине, а это очень сложно. Вероятно, только дети способны начать с чистого листа и создать новую идеологию. Может быть, их собственные проекты станут первым шагом к этим изменениям.
Тест «Специфика проектной и исследовательской работы в курсе обществознания» разработан на основе теоретических материалов по данной теме. Методисты стремились создать максимально краткий перечень вопросов, на которые должен ответить компетентный педагог. Однако краткость сочетается с глубиной, так как выбраны действительно опорные пункты теории. На портале также выложен полный курс – «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС». Программа логичным образом разбита на модули, что упрощает восприятие и запоминание.
Сегодня общество меняется более стремительно, чем раньше. Прошлое исчезает под натиском нового. И мы порой не успеваем даже понять, как это произошло. Что стоит за каждым из этих открытий? Погоня за материальными благами? Такой вывод был бы излишне пессимистичным. Верится, что современному человеку всё так же нужны вечные ценности, как и его далёким предкам. Если это так, то у социума есть шанс измениться к лучшему.