В школьных стенах зачастую происходят конфликты. В этом иногда обвиняют учителей, которые не способствуют возникновению дружеских связей среди учеников. Да, конечно, некоторые специалисты говорят об этом с тревогой. Однако давайте посмотрим с другой стороны. Может ли быть, чтобы проблема была в самих учителях, в нашей системе образования? Конечно, нет. Каждый участник конфликта обычно привносит свои искажения, свою долю неправоты. Но зачем эти столкновения и споры? Нужно по возможности искать способы примирить оппонентов.
Участники конфликта не всегда способны прийти к компромиссу самостоятельно. Поэтому необходимым условием для их сближения является предоставление возможности объективно обсудить разногласия. Кроме того, стороны не должны препятствовать друг другу, если у них нет разногласий по другим вопросам. Действия должны быть согласованы. Это касается и детей, и взрослых. Возможно использовать в качестве посредника человека, которому две стороны доверяют, — если это делается добровольно, без угрозы применения насилия или физического ущерба, то такой метод становится спасительным выходом.
Медиация помогает в решении многих проблем. Она позволяет принимать решения, которые необычны, но реализуемы на практике. Посредник даёт сторонам конфликта возможность высказаться. Так достигается взаимное доверие, что очень важно. Вся ответственность, конечно, лежит на медиаторе. Поэтому важно, чтобы эту функцию на себя брал компетентный специалист. В любой профессии существует авторитетное лицо, которое ведает всеми ее сторонами и вопросами. Если такие педагоги есть в школе, то они должны знать, как использовать медиацию. Если такого лица нет, то нужно обучить кого-либо из учителей на курсах.
Полезны будут программы, посвящённые психологии и непосредственно конфликтологии. Это создаст возможность для социализации личности каждого ученика. Конфликты - неотъемлемая часть жизни общества. У нас просто отсутствует право на отказ от социальных контактов, и поэтому на занятиях дети получают некоторое представление о том, как проявлять дружелюбие в конфликтных ситуациях. Это и даст им знания, необходимые для эффективного решения подобных проблем в дальнейшем. Мы считаем, что люди в большинстве своём не умеют осознавать свои социальные контакты, они просто не готовы к многим трудностям. Но наглядная работа медиатора поможет ребятам относиться к социуму осознанно.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Процесс медиации в образовательной организации как элемент воспитания и социализации обучающихся» и курс «Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС». Приятного вам прохождения!